Боспорский форум

09-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
Боспорский форум современной культуры
Дата(ы) июль — начало сентября
Место(а) проведения Керчь
Года c 1993 года
[1]

Боспорский форум — мультижанровый и междисциплинарный фестивальный проект, включающий литературные чтения, художественные акции и выставки, музыкальные концерты и гуманитарно-научные дискуссии, который проходил летом 1993, 1994, 1995 и 2011 в городе Керчь, в Крыму.

История

Концепция и проблематика форума разрабатывались в 1992 году поэтами крымско-московской группы «Полуостров» (Игорь Сид, Андрей Поляков, Михаил Лаптев). Первый Боспорский форум прошёл в конце сентября – начале октября 1993 года при поддержке Управления изобразительного искусства Министерства культуры России. Форум открылся выставкой инсталляций и лэнд-арта «Tabula rasa» на острове Тузла и продолжился литературными акциями в Керчи. Второй Боспорский форум прошёл в июле 1994 и собрал, впервые в послеперестроечном Крыму, литературную элиту тогдашней эпохи, включая Василия Аксёнова, Фазиля Искандера, Тимура Кибирова и других известных авторов нескольких поколений. Третий Боспорский форум прошёл в августе 1995 года с участием в том числе Дмитрия Воденникова, Алексея Парщикова, Льва Рубинштейна – в целом, с несколько более «молодым» составом. По окончанию третьего форума в Москве был создан Крымский геопоэтический клуб, ставший некоей географической «проекцией» или зеркалом Боспорского форума, и втянувший в свою деятельность его участников. В работе самого форума наступила долгая пауза. Наконец, в августе 2011 года Боспорский форум был возрождён по инициативе Максима Кабанова, владельца «одноимённого» керченского пансионата «Боспор».

Проблематика

Формат «семинара-фестиваля», придуманный специально для Боспорского форума, предполагал органичное соединение разноформатных мероприятий – как артистического, так и научно-аналитического плана. Первоначально общая направленность интеллектуального диалога на форуме сводилась к осмыслению историко-культурного наследия Средиземноморья через призму современного искусства. Однако с каждым новым форумом всё важнее становилась футурологическая, прогностическая составляющая дискуссий, озабоченность проявлениями мирового политико-экономического, экологического, духовного кризиса. В итоге, идеологическим стержнем четвёртого Боспорского форума (2011) стал семинар «Школа выживания современной культуры».

Участники

Участниками Боспорского форума в разные годы были: писатели Василий Аксёнов, Владимир Войнович, Фазиль Искандер, Юрий Нечипоренко (Россия), поэты Михаил Айзенберг, Павел Арсеньев, Иван Ахметьев, Вероника Боде, Дмитрий Воденников, Дина Гатина, Александр Голубев, Иван Жданов, Николай Звягинцев, Тимур Кибиров, Мария Максимова, Владимир Микушевич, Алексей Парщиков, Андрей Пустогаров, Андрей Родионов, Лев Рубинштейн, Евгений Сабуров, Юлия Скородумова, Александр Шишкин, Руслан Элинин (Россия), Борис Бабушкин, Станислав Бельский, Сергей Новиков, Андрей Поляков, Сергей Трафедлюк, (Украина), Мартина Хюгли (Martina Hügli, Швейцария), издатели и кураторы Дмитрий Кузьмин, Аркадий Ровнер (Россия), музыканты Алексей Блажко, Юрий Зморович (Украина), Александр Петропавловский (Канада), художники Валерий Айзенберг, Рост Егоров, Дмитрий Канторов, Ангелина Панова, Аристарх Чернышёв (Россия), Виктор Бабанин, Исмет Шейх-Задэ (Украина), критики Михаил Боде, Евгения Вежлян, Владислав Кулаков (Россия), Мария Гоуф (Maria Gough, Австралия), историки Алексей Куликов, Андрей Мальгин, Семён Шестаков (Украина), культурологи Екатерина Дайс, Александр Люсый (Россия), психолог Александр Асмолов (Россия), политолог и экономический аналитик Тантели Ратувухери (Tantely Ratovohery, Мадагаскар/Украина), и другие авторы. Инициатор и куратор Боспорского форума – поэт и эссеист Игорь Сид.

Концептуальные акции

Среди особенностей Боспорского форума – повышенный интерес к концептуальному искусству: лэнд-арту, инсталляции, перформансу, а также – уникальная креативная атмосфера, аура сотворчества «в реальном времени», втягивавшая в себя не только участников форума, но и его слушателей. Первый Боспорский форум открылся выставкой инсталляций и лэнд-арта «Tabula rasa» на острове Тузла. Достигавшая километровой длины инсталляция-геоглиф Ростислава Егорова «LOOK TO THE HEAVENS» («Смотри в небеса») была исполнена чёрными водорослями по траншеям в песке и, согласно легенде, была сфотографирована спутником НАСА. «Островную» тему раскрывал антивоенный пироперформанс Аристарха Чернышёва «Боспор-Бикини». Инсталляция Марии Гоуф (Австралия) «Уши Палеополиса» продолжала серию её работ совместно с художником Константиносом Иоаннидисом (Греция). Композиция «Афродита из яйцеклетки» Валерия Айзенберга и Ирины Даниловой была повторена через десять лет в 2003 году в рамках художественной акции «Московская Тузла», проведённой на острове Серебряный Бор Крымским геопоэтическим клубом в знак протеста против политического конфликта вокруг Тузлы. В числе «фирменных» концептуальных акций Боспорского форума – перформансы «Циклопический жест» (захоронение участниками фестиваля «творческих талисманов» в «псевдо-скифском» кургане Юз-Адын-Оба, специально созданном на керченской горе Митридат), и «Письма с Понта»: бросание в Керченский пролив (в античности – Боспор Киммерийский) дубовой бочки с посланиями участников форума.

Значение

Боспорский форум стал первым крупным международным фестивальным проектом в постсоветском Крыму. Одновременно он был первым экспериментальным, мультижанровым и междисциплинарным проектом такого масштаба на всём постсоветском пространстве. После форума место его проведения – город Керчь, с его топографией – было отражено в произведениях таких его участников, как прозаик Василий Аксёнов, поэты Николай Звягинцев, Мария Максимова, Андрей Поляков и другие. Василий Аксёнов до конца своей жизни упоминал о Боспорском форуме, Керчи и острове Тузла в различных интервью. В рамках Боспорского форума впервые на постсоветском пространстве разрабатывалась концепция новой культурологической доктрины – геопоэтики, альтернативной выдвинутой шотландским поэтом Кеннетом Уайтом. Как проект экспериментальный, находящийся в постоянном становлении, Боспорский форум демонстрировал собственное порождающее, генеративное начало. Продолжением интеллектуально-художественных практик Боспорского форума стали такие культурные проекты, как Крымский клуб (Крымский геопоэтический клуб, фактически «московкая экстраполяция» Боспорского форума), фестиваль импровизации «Школа Зморовича», семинар «Школа выживания современной культуры». Пленэрные артистические практики Боспорского форума были продолжены, в частности, фестивалем «Баррикада на Тузле» (2008), также использовавшем остров Тузла для проведения художественных и литературных акций.

Ссылки

  • Хронология Боспорского форума
  • Фотоальбом первых Боспорских форумов
  • СМИ о Боспорском форуме и Крымском клубе (цитаты из публикаций 2000-2006 гг.)
  • СМИ о Боспорском форуме и Крымском клубе (цитаты из публикаций 1993-1999 гг.)
  • Публикации в "Независимой Газете" о возобновлении работы Боспорского форума (статья-анонс
  • и статья-отчёт с места событий, 2011).

Боспорский форум.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47