12-10-2023
Надежда Николаевна Бромлей | |
Род деятельности: |
актриса, режиссёр, драматург, писательница, поэтесса |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Отец: | |
Награды и премии: |
Надежда Николаевна Бромлей (в первом браке Вильборг, во втором — Сушкевич, 1889—1966) — российская и советская театральная актриса, режиссёр, драматург, писательница, поэтесса. Заслуженная артистка РСФСР.
Содержание |
Родилась 5 (17) апреля 1884 года в Москве в богатой семье промышленника из обрусевших англичан Николая (Карла) Эдуардовича Бромлея.
Окончила четвёртую московскую гимназию и музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе. В 1908 году была принята в труппу Московского художественного театра, где служила до 1922 года; одновременно с 1918 года выступала на сцене 1-й Студии МХАТа и с 1924 года была актрисой созданного на основе студии МХАТа 2-го[1]. В 1933—1941 годах — актриса и режиссёр Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина, 1944—1956 годах — режиссёр Нового театра (с 1953 года — Театр им. Ленсовета)[1].
Умерла в Ленинграде 25 мая 1966 года.
Второй муж — советский режиссёр Б. М. Сушкевич.
Активно участвовала в литературных движениях, сотрудничала с группой «Центрифуга». В 1911 году выпустила книгу «Пафос» (в духе идей и тем раннего футуризма).
Выступая с 1918 года на сцене 1-й студии МХТ, сыграла русалку Гоплана в «Балладине» Ю. Словацкого, мать Эрика в «Эрике XIV» А. Стриндберга (1921), шута в «Короле Лире» Шекспира (1923), Мякишеву в «Расточителе» Н. Лескова (1924) и другие. Совместно с Л. И. Дейкун поставила в студии «Дочь Йорио» Г. Д’Аннунцио (1919).
В 1920-х годах писала фантастические рассказы, включённые затем в сборники «Исповедь неразумных» (1927) и «Потомок Гаргантюа» (1930). В этих рассказах причудливо сочетаются фантастика — кентавры, пришельцы — и быт.
В 1922 её трагифрас «Архангел Михаил» начал репетировать Е. Б. Вахтангов, но на публике спектакль показан не был. В 1925 году Б. М. Сушкевичем была поставлена на сцене МХАТа 2-го её пьеса «Король Квадратной республики» (1925). Этот спектакль, где речь шла о революции в некоей фантастической стране, не получил ни официального, ни зрительского признания и вскоре был снят с репертуара. Входила в режиссерское управление МХАТа 2-го. После ухода оттуда в 1933 году уехала в Ленинград.
В Академическом театре драмы им. Пушкина поставила свою пьесу «Дуэль» (по одноименённому рассказу А. П. Чехова, 1934), а также спектакли «Петр I» по роману А. Н. Толстому (1935), где сыграла Екатерину I, «Зыковы» по пьесе М. Горького (1940) и др. С 1938 года ставила спектакли и в Новом театре.
Тяготела к произведениям авторов-романтиков, создавая яркие и красочные спектакли: «Мера за меру» Шекспира (1937), «Мария Стюарт» (1938), «Заговор Фиеско» (1939) и «Дон Карлос» Шиллера (1950) — две последние в своем переводе, «Измена» А. И. Сумбатова (1946), «Нора» Г. Ибсена (1949), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1952).
Бромлей, Надежда Николаевна.