Василий (Кривошеин)

21-09-2023

Перейти к: навигация, поиск
Архиепископ Василий
Архиепископ Брюссельский и Бельгийский
до 21 июля 1960 года — епископ
31 мая 1960 — 22 сентября 1985
Предшественник: Александр (Немоловский)
Преемник: Симон (Ишунин)
Епископ Волоколамский,
викарий Патриаршего Экзарха в Западной Европе
14 июня 1959 — 31 мая 1960
Предшественник: Алексий (Палицын)
Преемник: Питирим (Нечаев)
 
Имя при рождении: Всеволод Александрович Кривошеин
Рождение: 17 (30) июня 1900(1900-06-30)
Санкт-Петербург, Российская империя
Смерть: 22 сентября 1985(1985-09-22) (85 лет)
Ленинград, СССР
Похоронен: Серафимовское кладбище
Отец: Александр Васильевич Кривошеин
Мать: Елена Геннадиевна Карпова
Принятие монашества: 24 марта 1926

Архиепи́скоп Васи́лий (в миру Все́волод Алекса́ндрович Кривоше́ин; 17 июня (30 июня) 1900, Санкт-Петербург — 22 сентября 1985, Ленинград) — епископ Русской Церкви, проживавший в Западной Европе; c 31 мая 1960 года архиепископ Брюссельский и Бельгийский. Учёный-патролог.

Семья

  • Отец — российский государственный деятель Александр Васильевич Кривошеин. Министр земледелия Российской Империи (соратник Столыпина) и Председатель правительства Юга России генерала Врангеля (1921)
  • Мать — Елена Геннадиевна Карпова (1870—1942), дочь Геннадия Федоровича Карпова и Анны Тимофеевны Морозовой
  • Старший брат Игорь Кривошеин — штабс-капитан лейб-гвардии конной артиллерии, участник движения Сопротивления во Франции, активный деятель масонских организаций. Узник нацистских (Бухенвальд и Дахау 1944г) и советских концлагерей (Марфинская шарашка,Тайшет 1949—1954)
  • Младший брат — Кирилл Александрович (02.05.1903, Санкт-Петербург — 30.05.1977, Мадрид) герой французского Сопротивления. Написал объёмное исследование о жизни и деятельности отца: «А. В. Кривошеин (1857—1921 г.) и его значение в истории России начала ХХ века», (1973 Париж), второе и дополненное издание «Судьба века: Кривошеины» изд. «Звезда» 2002 г. СПб.
  • Единственный племянник — Никита Игоревич Кривошеин (р.1934, Париж) синхронный переводчик (ООН, Юнеско, Совет Европы и проч.) публицист, общественный и политический деятель русской эмиграции, Кавалер ордена Святого Даниила III степени. Вместе с супругой Ксенией Кривошеиной занимаются наследием и архивами Архиепископа Василия (Кривошеина)

Образование

Окончил гимназию (1916), учился на историко-филологических факультетах Петербургского университета и Московского университета. Окончил филологический факультет Сорбонны. Доктор богословия (1964; учёная степень присвоена советом Ленинградской духовной академии за научное издание «Огласительных слов» преподобного Симеона Нового Богослова).

Молодые годы

Во время Февральской революции в Петрограде был студентом университета (в этом качестве стал одним из персонажей книги А. И. Солженицына «Март семнадцатого»). В годы Гражданской войны воевал в Добровольческой армии, после тяжёлого обморожения (в результате которого потерял два пальца на руке) был вывезен в конце 1919 года из Новороссийска в Каир, откуда переехал в Париж. Участвовал в деятельности Русского христианского студенческого движения.

Афонский монах

В 1925 году совершил паломничество на Афон, после которого остался послушником в Свято-Пантелеимоновом монастыре.

24 марта 1926 году был пострижен в рясофор с именем Валентин, а 5 марта 1927 году — в мантию с именем Василий. Всего прожил на Афоне 22 года. В 19291942 годы был монастырским секретарём, с 1937 года — соборным старцем (членом монастырского собора). В 19421945 годы являлся антипросопом (постоянным представителем) монастыря в Киноте Святой Горы, а в 1944—1945 годы также входил в состав Эпистасии (административного органа Афона).

Изучил греческий язык, во время пребывания на Афоне занимался научной работой. Как монастырский секретарь-грамматик, а впоследствии полномочный представитель (антипросоп) Пантелеимонова монастыря в Священном Киноте Святой Горы, был допущен к афонским архивам древних рукописей. Опубликовал исследование «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы» (издано в Праге в 1936 году в ежегоднике Seminarium Kondakovianum; переведено на английский и немецкий языки), после чего приобрёл международную известность как учёный-патролог. Видел значение трудов св. Григория Паламы для православного богословия в том, что он «своим учением о несозданном Свете и Божественных энергиях… подвел неразрушимый богословский базис под традиционное мистическое учение Православной Церкви». Защищал эти труды от критики со стороны некоторых католических учёных.

Выступил против ограничительных мер греческих властей, которые препятствовали приезду на Афон монахов, имеющих иностранное гражданство, в частности, русских беженцев. В результате в сентябре 1947 года был вынужден покинуть Святую Гору, продолжая официально числиться в братии Свято-Пантелеимонова монастыря.

После войны некоторые монахи славянских монастырей были обвинены в сотрудничестве с оккупантами. Так, 25 сентября 1947 года было сфабриковано судебное дело (протокол 394/25-9-47), которым осуждался на два года антипросоп Русского Свято-Пантелеимонова монастыря монах Василий (Кривошеин). Ему инкриминировали подписание среди прочих антипросопов письма канцлеру Германии Гитлеру. Вместе с Василием со Святой Горы было выдворено несколько других монахов-славян. Позднее, уже в начале 70-х годов, сам архиепископ Василий писал: «В греческой печати вновь возобновились нападки на русское монашество на Афоне. (…) Это всё перепевы старого: русские не имеют никаких прав на Пантелеимоновский монастырь, русские монахи хотят захватить Афон, они – органы панславизма, чуждый и вредный элемент и так далее».

И хотя монах Василий вплоть до 1955 года боролся за восстановление справедливости, за снятие с себя ложных обвинений, до самой его смерти в 1985 году он не получил удовлетворительного ответа на эти вопросы.

Служение в Великобритании

С февраля 1951 года жил в Оксфорде. С 21 мая 1951 года — иеродиакон, с 22 мая 1951 года — иеромонах, был помощником настоятеля Оксфордской церкви святого Николая. С 1951 года находился в юрисдикции Московского Патриархата.

Во время работы в Оксфорде участвовал в подготовке издаваемого Оксфордским университетом Богословского словаря греческого патристического языка. В сентябре 1951 был делегатом Первого Международного съезда патрологов, принимал участие в каждом из оксфордских патрологических съездов (всего в 1951—1979 состоялось девять таких съездов). Принимал участие в съездах и собраниях Содружества св. Албания и преп. Сергия.

25 января 1957 года возведён в сан архимандрита.

26 мая 1958 года постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода был назначен вторым викарием экзарха Московского Патриархата в Западной Европе архиепископа Клишийского Николая (Ерёмина) с титулом епископа Волоколамского и пребыванием в Париже. Хиротония архимандрита Василия, однако, несколько задержалась из-за трудностей с получением французской визы.

С марта 1959 года — настоятель Благовещенского храма в Оксфорде.

14 июня 1959 года в Лондоне, в храме Успения Пресвятой Богородицы, была совершена хиротония архимандрита Василия во епископа Волоколамского. Хиротонию совершили архиепископ Николай (Ерёмин) и епископ Сергиевский Антоний (Блум).

Архиерей

С 14 июня 1959 года — епископ Волоколамский, второй викарий Патриаршего Экзарха в Западной Европе.

С ноября 1959 был помощником архиепископа Клишийского во Франции.

С 31 мая 1960 — епископ Брюссельский и Бельгийский.

21 июля 1960 года возведён в сан архиепископа.

За время управления Брюссельской епархией, кроме существовавшего ранее русского Никольского храма открыл ещё три бельгийских храма со службой на французском и на фламандском языках в Брюсселе, фламандский храм в Хассельте и фламандский скит около Диксмюнде.

Посвятил многие годы изучению трудов преподобного Симеона Нового Богослова. Подготовил трёхтомное научное издание его «Огласительных слов» во французской патристической серии Sources Chrétiennes. Итогом исследовательской работы учёного стало капитальное исследование «Преподобный Симеон Новый Богослов. Жизнь. Духовность. Учение», вышедшее во Франции в 1980 на русском и французском языках. Это первое в русской церковной науке систематическое изложение мистического и догматического богословия преподобного Симеона. В этом труде архиепископ Василий обратил внимание на теснейшую связь непосредственного духовного опыта преп. Симеона с догматическим учением православной церкви, а также подчеркнул внутреннее единство его умозрения. Переводил на русский язык труды преподобного Макария Египетского. Возглавлял редакционный комитет «Вестника Русского Западно-европейского патриаршего экзархата».

Был активным участником богословского диалога с иными церквями, в начале 1960-х был в делегацию РПЦ МП Родосских Всеправославных совещаний. Провёл большую работу, целью которой было усиление контакта с Англиканской церковью, с 1969 — член Международной православной комиссии по диалогу с Англиканской церковью. Участник многих научных, богословских и экуменических форумов. В 1977, после долгого перерыва, смог посетить Афон.

На Поместном соборе Русской православной церкви 1971 высказывался за тайное голосование при избрании Патриарха (однако прошло устраивающее власти решение об открытом голосовании). Резко критиковал постановление Архиерейского собора 1961, которым права настоятелей приходов были ущемлены в пользу церковных старост, назначавшихся по указанию государства. В 1980 направил телеграмму Л. И. Брежневу, в которой выразил протест по поводу ареста священника Дмитрия Дудко. В телеграмме, в частности, говорилось: «В качестве епископа, принадлежащего к Московской Патриархии, я требую немедленного освобождения сего достойного священнослужителя». Высказал в бельгийской прессе своё решительное неприятие арестов священников Глеба Якунина и Дмитрия Дудко: «Я возмущён этими арестами и всеми формами религиозного преследования со стороны государства».

В сентябре 1985 приехал в Ленинград (всего, начиная с 1956, посещал СССР около 20 раз), где скончался от инсульта. Похоронен на Серафимовском кладбище в Петербурге.

Труды

  • Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы // Seminarium Kondakovianum. Praha, 1936. № 8.
  • «Братолюбивый нищий». Мистическая автобиография преп. Симеона Нового Богослова (949—1022). // Вестник Русского Западно-европейского патриаршего Экзархата. 1953, № 16.
  • «Неистовый ревнитель». Преп. Симеон Новый Богослов как игумен и духовный наставник. // Там же. 1957, № 25.
  • Святой Григорий Палама — личность и учение (по недавно опубликованным материалам) // Там же. 1960. № 33-34.
  • Символические тексты в Православной Церкви. // Богословские труды, 1968, сб. 4.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980; М., 1995; Нижний Новгород, 1996.
  • Богословские труды: 1952—1983. Нижний Новгород, 1996.
  • Воспоминания. Письма. Нижний Новгород, 1998.
  • «Спасенный Богом». Воспоминания.
  • Издат. САТИСъ (СПб) Поместный собор Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре и Избрание Патриарха Пимена (май-июнь 1971 года)
  • /«Две встречи» изд. САТИСъ (СПб): Митрополит Николай (Ярушевич) и митрополит Никодим (Ротов). СПб., 2003. [1]
  • Церковь Владыки Василия (Кривошеина). Нижний Новгород, 2004. (Письма).
  • Отрывок из воспоминаний
  • Некоторые труды
  • «Письма о горнем и дольнем» 2010 г. изд. САТИСъ (СПБ), составитель К. И. Кривошеина, Париж http://www.pravmir.ru/vyshla-kniga-arxiepiskopa-vasi/
  • Некоторые богослужебные особенности у греков и русских и их значение http://www.wco.ru/biblio/books/krivosh4/H1-T.htm
  • Письмо владыки Василия (Кривошеина) митрополиту Антонию (Блуму) http://www.bogoslov.ru/text/286310.html
  • Basile (Krivochéine) «Cerf» PARIS, 2010: «Mémoire des deux mondes» et «Dieu, l’homme, l'Église». Préface du Métropolite Hilarion (Alfeyev) de Volokolamsk, président du département des relations extérieures du patriarcat de Moscou (Два тома: «Воспоминания и Богословские труды» вл. Василия (Кривошеина) вышли в 2010 г. в известном издательстве «Cerf» 2010 г. Париж. Предисловие митрополита Илариона (Алфеева) http://www.editionsducerf.fr/html/fiche/fichelivre.asp?n_liv_cerf=9041
  • Basile (Krivochéine) «Cerf» PARIS: «Catecheses» — Tomes 1,2,3, Edition Bilingue Français-Grec. «Les Textes Symbolique (Sic) Dans L’eglise Orthodoxe»; «Dans La Lumière Du Christ» Editions De Chevetogne http://www.priceminister.com/nav/Livres/kw/basile%20krivocheine
  • «Богословские труды», издательство Христианская библиотека, 2011 — Особенностью новой книги архиепископа Василия (Кривошеина) является полнота представленных богословских текстов, выстроенных по биографической канве их автора, на фоне исторического времени, в параллель с «внутренним» временем, развитием, размышлениями и «достижениями» самого архиепископа Василия. Том снабжен богатым аннотированным именным указателем http://www.bogoslov.ru/biblio/text/2323290/index.html
  • Большое собрание трудов вл. Василия (Кривошеина)в электронном носителе на сайте «Россия в красках» http://ricolor.org/europe/belgia/mp/vasili/
  • На Святой Горе Афон,Свято-Пантелеимоновым монастырем издан XV том «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах» http://www.bogoslov.ru/text/4369692.html

Ссылки

  • Сайт, посвященный влад. Василию (Кривошеину)
  • Биография
  • Свящ. Сергий Модель. Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин): биографический очерк
  • Иеромонах Антоний (Ламбрехтс): Архиепископ Василий (Кривошеин) и его отношение к Католической Церкви http://www.portal-slovo.ru/theology/37696.php
  • Жизнеописание владыки Василия Бельгийского
  • Список трудов архиеп. Василия Кривошеина
  • Православие и мир: «Учёный монах»
  • Журнал «Нескучный Сад»: Архиепископ Василий (Кривошеин): офицер, монах, богослов
  • Рассечь границы времени: статья посвящённая новой книге К.Кривошеиной "Пути Господни" САТИСЪ http://www.pravoslavie.ru/arhiv/57097.htm
  • Журнал "ЗВЕЗДА" 2012г. К 50-летию ВЫХОДА В СВЕТ ПОВЕСТИ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА» Выдворение А. И. Солженицына

и церковные иерархи : Переписка и публикации из семейного архива, письма владыки Василия http://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=1951

Василий (Кривошеин).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47