24-06-2023
Митрополит Васи́лий (в миру Василий Михайлович Ратмиров; 29 декабря 1881 (10 января 1882), Ставропольская губерния — около 1970 (?)) — епископ Русской православной церкви; с сентября 1944 года архиепископ Минский и Белорусский; ранее, с 1922 года, был митрополитом в обновленчестве.
Родился в семье священника, в 1902 году окончил Екатеринодарское Духовное училище, в 1908 году — Ставропольскую Духовную семинарию по 2-му разряду.
17 августа 1908 года рукоположён во диакона к церкви в станице Стародеревянковской; 5 октября 1909 года — во священника к Михаило-Архангельскому собору Темрюка, но остался за штатом.
С октября 1910 года священник в церкви в с. Арзгир; с октября 1914 года — в Николаевской церкви в Ейске.
В 1920 году принял монашеский постриг, возведён в сан архимандрита.
4 ноября 1921 года Патриархом Тихоном (Беллавиным) хиротонисан во епископа Ейского, викария Ставропольской епархии. Впрочем указания, на то его хиротонисал Патриарх выглядят сомнительными, более вероятно, что это сделали обновленцы[1].
В 1922 году вошёл в юрисдикцию обновленческого управления. В марте 1927 года был арестован, осуждён, отбывал наказание в Соловецеом лагере. По освобождении, в августе 1932 года направлен обновленческим синодом в Армавир как архиепископ Армавирский и Майкопский. В июне 1935 года был переведён на Курскую кафедру (обновленческую) с возведением в сан митрополита.
Был управляющим делами обновленческого синода; после ликвидации синода в 1935 году назначен на должность управляющего делами первоиерарха митрополита Виталия (Введенского).
30 августа 1939 года уволился на покой, отрёкся от сана и перешёл на работу бухгалтером в гражданское учреждение.
В июле 1941 года принёс покаяние и был принят в «староцерковную» юрисдикцию Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским). Последнее обстоятельство может объясняться тем, что Ратмиров мог скрыть от митрополита Сергия факт своего отречения от сана[2].
В июле — начале августа 1941 года провёл подготовку для церковного служения работников НКВД подполковника[3] Василия Михайловича Иванова («Васько», старший группы) и Ивана Ивановича Михеева («Михась»[4]): идея руководителей операции Павла Судоплатова и Зои Рыбкиной состояла в том, чтобы группа в виде иподиаконов епископа Василия прибыла в епархиальный город до его занятия немцами и осталась там для выполнения разведывательных и диверсионных задач[5].
В июле 1941 года был назначен епископом Житомирским. Согласно воспоминаниям Михеева (2005)[6], группа не отбыла в Житомир, так как город был сдан немцам раньше (9 июля 1941 года), чем предполагалось в НКВД.
27 августа 1941 году (согласно ПЭ) назначен в Калинин (Тверь). По свидетельству Михеева, епископ Василий с группой прибыл в Калинин вместе с митрополитом Киевским Николаем (Ярушевичем), который 18 августа 1941 года освятил вновь открытый храм «на окраине города» (видимо, речь о Покровской церкви; храм был частично разрушен советской артиллерией вскоре после занятия города немцами 14 октября того же года[7]). По свидетельству Михеева[8], Ратмиров, ещё до прихода немцев, демонстративно отстранив от служения священника, ранее бывшего в обновленчестве, сумел расположить к себе группу влиятельных верующих «тихоновской ориентации[9]». Во время германской оккупации Калинина (с 14 октября до 16 декабря 1941 года), выполнял функции прикрытия для советской разведывательно-диверсионной резидентуры (иподиаконы Иванов и Михеев, а также радистка). В конце октября 1941 года, при содействии бургомистра Ясинского, открыл Вознесенский собор на Советской улице[10], который ранее использовался как областной краеведческий музей. За несколько дней до оставления Калинина немцами (в начале декабря 1941 года, после Введения), имел 2 встречи с шефом местного гестапо Крюгге, который имел в виду вербовочные цели[11]. По освобождении Калинина советскими войсками, был задержан по наводке местного жителя как предатель и немецкий пособник и препровождён в Управление НКВД, где был «радушно» принят заместителем начальника УНКВД Крашенинниковым[12]. Продолжал находиться в Калинине вместе с Михеевым, который возглавил группу вместо «Васько» как его секретарь, — на случай повторного занятия города немцами[13].
В документе Московской Патриархии от 15 марта 1942 года упомянут в сане архиепископа. 22 марта 1943 года, «не дожидаясь освобождения от немцев всей Смоленской области», его архипастырскому попечению поручены освобождаемые местности Смоленской епархии [14]; к осени 1943 получил титул «архиепископа Калининского и Смоленского».
По свидетельству священников, знавших епископа Василия в эти годы, «последний был нравственно разложенной личностью, но своими высокопоставленными связями немало помогал и существованию приходов и спасению из рук НКВД священников».
Принимал участие в Соборе епископов 8 сентября 1943 года, избравшем Местоблюстителя митрополита Сергия на Патриарший престол[15].
С 4 сентября 1944 года — управляющий белорусскими епархиями с титулом «архиепископ Минский и Могилёвский»; с 12 февраля 1945 года — также временно управляющий Литовской и Белостокской епархиями.
В марте 1945 года был награждён правом ношения креста на клобуке.
По приказу Сталина после войны был награжден золотыми часами и медалью[16]
Пребывание на Минской кафедре характеризовалось многочисленными аморальными проступками и финансовыми махинациями с его стороны[2]. Ввиду начавшегося в Синоде разбирательства, подал 30 декабря 1946 года прошение об увольнении на покой по болезни.
13 мая 1947 года был вызван в Синод для дачи объяснений о исчезновении из Минской епархии денежных средств; был запрещён в священнослужении; его местонахождение для руководства Патриархии осталось неизвестным. По некоторым сведеням[2], в 1947 году жил в городе Кунцево Московской области. О дальнейшей его судьбе достоверных открытых сведений нет.
Историк Церкви Дм. Поспеловский на основании своей беседы в 1979 году с протопресвитером Виталием Боровым, который был хиротонисан Василием (Ратмировым) в диакона в октябре 1944 года, писал о последнем: «<…> тип до того нравственно опустившийся, что спасённый им из тюрьмы Виталий Боровой, впоследствии профессор-протопресвитер и один из архитекторов внешней политики Московского патриархата с конца 40-х гг. до начала перестройки, долго сомневался в благодатности своего священства, полученного из рук этого иерарха.»[17]
Василий (Ратмиров).