08-06-2023
Вездеход — наземное транспортное средство высокой проходимости для передвижения в условиях отсутствия дорог.
Близкие термины — гусеничный транспортер, болотоход, гусеничный тягач, снегоболотоход, внедорожник, мотовездеход, квадроцикл, ATV. Вездеходы на шинах низкого давления в просторечии называют каракатами[1].
Содержание |
Основоположником создания вездеходов можно считать владельца небольшого машиностроительного завода под Амстердамом Якоба Спайкера. В 1903 году он вместе с конструктором Ф. В. Брандтом для участия в гонках Париж — Мадрид решил построить легковой автомобиль конструкции 4x4.
Работы по созданию вездеходов с использованием гусеничного шасси были начаты в 1910—1916 гг. изобретателем А. Кегрессом. Он предложил для повышения проходимости по снежному покрову и в условиях болот вместо ведущих колес заднего моста использовать гусеницы. Нагрузка от задней части кузова распределяется набором опорных катков, что создает маленькое удельное давление на поверхность.
Первым в СССР идею создания дальнего экспедиционного вездехода в 1936 году предложил Георгий Покровский профессор Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Он указал и основные области применения больших вездеходов: грузоперевозки, исследовательские и спасательные операции — вне зависимости от погоды, состояния льдов и грунта. В числе конструктивных особенностей, предсказанных Покровским: передвижение в воде за счет перемотки гусениц с развитыми грунтозацепами, большая ширина гусениц обеспечивающая низкое давление на грунт, дизель в качестве главного двигателя.
Для экспедиции Ричарда Бэрда в Антарктиду 1939-41 годов в США был построен огромный колёсный вездеход, который оказался непригодным для условий Антарктиды.
В сентябре 2008 года испытания начали проходить вездеходы новых модификаций, созданных автозаводом «ГАЗ».
Вездеход.