10-10-2023
Анастасия Алексеевна Вербицкая | |
Имя при рождении: |
Анастасия Алекеевна Зяблова |
---|---|
Псевдонимы: |
Игорь Ольгович, А. Алексеева |
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
прозаик |
Жанр: | |
Анастасия Алексеевна Вербицкая (1861—1928) — русский прозаик.
Родилась в дворянской семье Зябловых. Училась в Московской консерватории по классу пения (1879-81, не окончила), затем занималась журналистикой и писала рассказы. С 1894 полностью обратилась к литературному творчеству, выступала по вопросам женской эмансипации и печаталась в журналах «Жизнь», «Начало», «Русское богатство», «Мир Божий». С 1899 сама издавала свои многочисленные романы, содействовала публикации и других феминистских произведений. Писать начала в 1883 г. в «Рус. Курьере», где одно время вела политический отдел. В 1887 г. была помещена в «Русской Мысли» ее большая повесть «Разлад». Позднее она помещала свои романы, повести и рассказы в «Русском Богатстве», «Жизни», «Начале», «Мире Божием», «Рус. Вед.», «Сев. Курьере», «Живописном Обозрении», «Образовании» и др. Отдельно вышли «Сны жизни» (сборник рассказов, 3 изд., 1899—1902), «Освободилась» (М., 1902), «Преступление Марьи Ивановны» (М., 1902, сборник рассказов), «Первые ласточки» (М., 1900; переделка «Разлада», 2 изд., М., 1902), «Вавочка» (2 изд., 1900—1902), «История одной жизни» (М., 1903), «Счастье» (М., 1905, сборник рассказов), «Мотыльки» (М., 1905, сборник рассказов). Без успеха были поставлены пьесы В.: «Миражи» и «Семейство Волгиных» (также «Бесправные»). Другие драматические произведения ее: «Дети века» («Эфемериды»), «Бесплодные жертвы», «Рассвет». По прямому заявлению своему в автобиографии («Сборник на помощь учащимся женщинам», М., 1901),В. — писательница «идейная». Она ревностная феминистка по преимуществу, страстно отстаивающая общественную самостоятельность женщины и ее право располагать своим сердцем. Вместе с тем, она предъявляет женщинам самое ригористическое требование никогда не зависеть от мужчины и жить исключительно своим трудом. Её социалистическая антицаристская позиция обеспечила ей определённую поддержку в соответствующих кругах. Романом «Ключи счастья» (1909), где открыто подана тема сексуальной свободы женщины, Вербицкая завоевала сомнительную славу исключительной популярности у массового читателя. Продолжение «Ключей счастья» составило 6 книг (до 1913). В 1913 роман был даже экранизирован по сценарию самой Вербицкой. Ещё одна экранизация появилась в 1917 под названием «Победители и побеждённые». В библиотеках число выдач книг Вербицкой достигло самой высокой отметки, а в 1915 тиражи изданий достигли уровня бестселлеров того времени: 280000 экз. Кроме «Ключей счастья» известны были романы «Дух времени» и «Иго любви»
После большевистского переворота Вербицкая не играла больше роли в литературе, а её бульварные романы были заклеймены как устрашающий пример буржуазного распада. Напрасно Луначарский и другие защищали Вербицкую и её политически прогрессивную роль[1]. Вербицкая писала книжки для детей под псевдонимом.
По словам Вольфганга Казака, Вербицкая «приспосабливает к массовым вкусам свою банальную, схематичную и заурядную технику письма».
Сестра Вербицкой Александра Сорнева также была писательницей.
Содержание |
Вербицкая, Анастасия Алексеевна.