Веялка

17-10-2023

Ве́ялкасельскохозяйственная машина, предназначенная для отделения зерна от мякины. В процессе веяния из зерна удаляются также насекомые-вредители. Процессу веяния предшествует при уборке зерновых культур процесс обмолота, при котором зёрна отделяются от соломы.

В простейшем виде веяние заключалось в подбрасывании неочищенного зерна в воздух так, чтобы ветер сдувал лёгкий плевел в сторону, а более тяжёлые зёрна падали обратно вниз на кучу обмолоченного зерна. Подбрасывание делалось руками или с помощью несложного инструмента (деревянных лопат или специальных совков). Затем появились технические методы, связанные с использованием веялок, в которых решето специальной формы постоянно встряхивалось, а встроенный вращающийся вентилятор создавал искусственный ветер для отделения мякины.

Содержание

История

Китай

Китайская веялка с вращающимся вентилятором, из энциклопедии Тяньгун Кайу, опубликованной 1637 г. Сун Инсином.

В древнем Китае впервые была применена веялка с вращающимся вентилятором, который создавал воздушный поток для отделения мякины. Об этом написал в 1313 г. китайский первопечатник Ван Чжэнь в сводном труде по сельскому хозяйству «Нин Шу».[1]

Европа

В саксонских поселениях в Нортумберленде, таких как Ад Джефрин (ныне Йиверинг), описанный Бедом,[2] были показаны реконструкции зданий по раскопкам, которые имели противоположные входы. В амбарах эти двери предназначались для создания сквозняка-ветродуя.[3]

Разработанная в Китае техника для веяния зерна не был воспринята в Европе до 1700-х годов, когда веялки стали использоваться под названием «морской вентилятор».[4] Веялки с вращающимся вентилятором былы экспортированы в Европу голландскими моряками между 1700 и 1720 гг. Видимо, они получили их от голландских поселенцев в Батавии на Яве, в Голландской Ост-Индии. Шведы импортировали аналогичные образцы из Южного Китая примерно в это же время, а иезуиты доставили несколько штук во Францию из Китая в 1720 году. До начала восемнадцатого столетия никаких вращающихся вентиляторов на Западе не существовало.[5]

В 1737 году Эндрю Роджер, фермер из имения Каверс в Роксбургшире, разработал веялку для кукурузы, названную «веятель». Её применение было успешным, и семья продавала их по всей Шотландии на протяжении многих лет. Некоторые шотландские пресвитерианские священники увидели в веятелях грех против Бога, потому что ветер был им создан специально, а искусственный ветер являлся дерзкой и нечестивой попыткой узурпировать то, что принадлежит одному Богу.[6]

В греческой мифологии

Использование специальных совков для веяния хлеба в Древнем Египте.

Ветродуй-вентилятор (liknon) упомянут в обрядах Диониса и в Элевсинских мистериях. Как заметила Джейн Эллен Гаррисон, «это было простое сельскохозяйственное приспособление, перешедшее в мистику в религии Диониса».[7] Дионис Ликнитский («Дионис-ветродуй») разбудил дионисских женщин, в данном случае называемых Фиями, в пещере на Парнасе высоко над Дельфами. Ветродуй-вентилятор ссылается на бога, связанного с тайной религией сельскохозяйственного цикла, но смерть греческих детей тоже связывалась с ветродуем-вентилятором.[8] В Гимне к Зевсу Каллимаха Адрастея положила младенца-Зевса в золотой ликнон, а её коза вскармливала его мёдом.

В Одиссее мёртвый оракул Тиресий сообщает Одиссею, что он покинет Итаку с веслом, и будет отсутствовать, пока путник не сообщит ему о ветродуе-вентиляторе, и в том месте будет построен храм Посейдону.

В Новом Завете

В евангелии от Матфея в предложении 3.12 записано об отделении зёрен от плевел (хорошего от плохого) посредством «ветродувного вентилятора в твоих руках» (редакция Американской Стандартной Библии). В Новой Международной Редакции перевод термина изменён на «ветродувную лопату».

Примечания

  1. The Question of the Transmission of the Rotary Winnowing Fan from China to Europe: Some New Findings, Hans Ulrich Vogel, 8th International Conference on the History of Science in China
  2. Münzenberg, Hessen. Chapel and Palas (G.Binding, Burg Münzenberg, 1962)
  3. M.W.Thompson, The Rise of the Castle, (Cambridge University Press, 1991), 5-6.
  4. Broadcasting and winnowing, Antique Farm Tools
  5. Robert Temple, The Genius of China, p. 24
  6. Chambers, Robert (1885). Domestic Annals of Scotland. Edinburgh : W & R Chambers. p. 397.
  7. Harrison, Prolegomean to the Study of Greek Religion, 3rd ed. (1922:159).
  8. Карл Кереньи, Dionysus: Archetypal Image of Indestructible Life (1976:44).

Веялка.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47