18-10-2023
Марк Витру́вий Поллион (лат. Marcus Vitruvius Pollio) — римский архитектор, инженер, теоретик архитектуры второй половины I века до н. э.
Содержание |
На данный момент известна только фамилия — Vitruvius. Имя Марк и прозвище (когномен) Поллион являются вероятными, поскольку источником большей части биографических сведений являются труды самого Витрувия. Предположительно, родился как свободный римский гражданин в Кампании. Получил архитектурное образование. Во время гражданской войны под руководством Юлия Цезаря принимал участие в постройке военных машин. Позднее, будучи военным инженером, самостоятельно занимался разработкой и созданием баллист и других осадных орудий. Среди воплощённых проектов Витрувия наиболее значимыми являются базилика в Фано и конструкции римского акведука. Витрувий также является автором эргономической системы пропорционирования, позднее получившей распространение в изобразительном искусстве и архитектуре под названием «Витрувианский человек». Дата смерти Витрувия доподлинно неизвестна, что может свидетельствовать о том, что при жизни его работы не получили широкого признания.
Трактат «Десять книг об архитектуре» (лат. De architectura libri decem) является единственной сохранившейся античной работой об архитектуре и по свидетельству самого Витрувия на тот момент единственной книгой об архитектуре на латыни. Книга посвящена императору Августу как знак благодарности за оказанную им помощь.
Автор обобщил в трактате опыт греческого и римского зодчества, рассмотрел комплекс сопутствующих градостроительных, инженерно-технических вопросов и принципов художественного восприятия.
За исключением нескольких свидетельств (Фронтин, Фавентин, Плиний Старший) труд Витрувия нашёл только очень небольшой отклик среди современников. Этому наверняка способствовала ограниченность темы, интересной тогда узкому кругу специалистов.
Трактат был известен в Средние века, существует более 80 средневековых манускриптов с текстом трактата на различных языках. Самый старый найденный датируется 996 годом и находится в Британском музее (Harley 2767). Однако, наибольшую популярность работа приобрела в эпоху Ренессанса.
Часто указывается, что с открытия этой работы началось итальянское возрождение. Без сомнения «Архитектура» Витрувия повлияла на развитие возрождения, но не могли быть причиной (были хорошо известны в средневековье). Скорее наоборот, в период возрастающего интереса к античности единственный сохранившийся античный автор не мог быть оставлен без внимания, даже при определенной несистематичности своего повествования[1]. В 1486—1492 гг. гуманист Поджо Браччолини осуществил первое печатное издание трактата в Италии. Трактат Витрувия изучался архитекторами с XV вплоть до XIX века.
Витрувий первым из теоретиков архитектуры высказал гипотезу о возникновении архитектуры. Он поставил проблему золотой середины между теорией и практикой, описал основные понятия эстетики, соразмерность здания и человека, впервые в истории исследовал проблему музыкальной акустики помещений. В той или иной мере, теория Витрувия сохраняла значение до XIX века.
Витрувий описал шесть основополагающих принципов архитектуры:
В 1547 году в Париже издаётся французский перевод трактата (перевод Жана Мартена).
В серии «Loeb classical library» сочинение издано в 2 томах в пер. Грейнджера (под № 251, 280).
В серии «издано в 10 отдельных книгах (издание завершено в 2009 году).
Русские переводы:
Витрувий.