Вишневецкий, Игорь Георгиевич

21-10-2023

Игорь Вишневецкий
Имя при рождении:

Игорь Георгиевич Вишневецкий

Дата рождения:

5 января 1964(1964-01-05) (48 лет)

Место рождения:

Ростов-на-Дону, СССР

Гражданство:

 Россия

Род деятельности:

поэт, прозаик, историк литературы и музыковед

Годы творчества:

1988 — настоящее время

Жанр:

стихотворение, повесть, эссе, статья, монография, научная биография

Вишневецкий Игорь Георгиевич ― поэт, прозаик, историк литературы, музыковед.

Содержание

Биография

Родился 5 января 1964 года в г. Ростове-на-Дону. В ранней юности всерьёз размышлял о карьере композитора и много занимался музыкальным образованием. В 1986 году окончил филологический факультет Московского государственного университета. В 1986—1992 преподавал в московских школах, в том числе и в 57-й школе. Активно участвовал в литературной и научной жизни Москвы и Санкт-Петербурга, в 1988—1990 был соредактором (совместно с Глебом Моревым и Дмитрием Прокудиным) и единоличным издателем литературного вестника «Равноденствие», в 1991 году собрал совместно с Валерием Шубинским альманах «Незамеченная земля», а в 1991—1993 редактировал с Еленой Рабинович научные сборники «Aequinox». В 1995 году защитил диссертацию в Браунском университете (США). В 1996 году присвоена учёная степень доктора философии. С 1995 года преподаёт литературу, языки и историю музыки в высших учебных заведениях США. В Америке продолжил редакторско-издательскую деятельность. В 1996—1997 соредакторовал выходивший в Лос-Анджелесе «Symposion: A Journal of Russian Thought», в 2004 году вышел составленный при его тесном участии 295-й том Словаря литературных биографий «Russian Writers of the Silver Age, 1890—1925». В 1997 году также подготовил по рукописи первое текстологически выверенное издание книги Сергея Соловьёва «Владимир Соловьёв: Жизнь и творческая эволюция». Женат. Сын - кинокритик Игнатий Вишневецкий.

Творчество

В Cтихотворения» (1992). Во втором сборнике «Тройное зрение» («Изобретение традиции, или Грамматика новой русской поэзии», в которой предлагает считать классическую русскую поэзию и породившую её силлаботонику завершившимися и приступить к революционному созданию новой поэтической традиции с нуля. В стихах, написанных после «Воздушной почты», усиливается эпическое начало, разрабатывается сложный несиллаботонический метр, большое место уделено локальным мифологиям России, Северной Африки и Америки. Взгляд, в соответствии с совмещением двух крайних полюсов традиции и новаторства, становится всё более планетарным и одновременно укоренённым в традиции и мифе. Эти стихи представлены в заключительных разделах его новой книги «На запад солнца» (2006).

Дальнейшее усиление мифологической составляющей заметно в стихах, вошедших сборник «Первоснежье» (2007), и в текстах для литературно-музыкальных «действ», в которых Вишневецкий принимал участие в 2007-2009 годах («Бестиарий», «Гидромахия», «Стихослов», «Защита солнца в Венецианской лагуне»). Создаётся впечатление, что он стремится вернуть поэзию к её истокам, где словесное неотделимо от музыкального, и настойчиво напоминает современному западному обществу о сакральной природе поэтического слова.

Вишневецкий уделяет внимание отношениям языка искусства с языком философии и политики. В монографии «Трагический субъект в действии» (1995—1997, издана в 2000) он предлагает считать неразличение Андреем Белым поэтического и философского дискурсов сознательным приёмом и рассматривает предложенную Белым замену гегелевской триады диалектической тетрактидой в качестве существенного вклада в философскую эстетику. В книге «„Евразийское уклонение“ в музыке 1920-х—1930-х годов» (2005) — на материале политической философии и музыки — выстраивает оригинальную интерпретацию русского евразийства. Вишневецкий видит в нём мощный проект альтернативной модернизации, нацеленный на преодоление модерна и создание привлекательной концепции «новой западности», уходящей корнями в культуру центральной и восточной Евразии.

В 2009 на основании новых архивных разысканий он опубликовал подробную биографию Сергея Прокофьева, в которой жизненный путь композитора представлен в неразрывном единстве с его эмоциональными, религиозными и политическими поисками, с попытками создать русский аналог вагнеровского целостного произведения искусства. Критика отмечала, что «настолько подробной и увлекательной биографии Сергея Прокофьева ещё не появлялось», в книге «представлен современный взгляд на жизнь и творчество Прокофьева и - впервые под одной обложкой, к тому же на русском языке - приведён огромный объем материала, либо рассредоточенного в специальных, недоступных широкому кругу читателей изданиях, либо вообще неизвестного» (Анна Булычёва)[1], более того - «автор искренне любит своего героя и хочет от читателя разделённой любви и к Прокофьеву, и к его музыке» (Ревекка Фрумкина)[2].

В 2010 на страницах «Нового мира» появилась повесть Вишневецкого «Ленинград», действие которой происходит в первые восемь месяцев блокады города (с сентября 1941-го по апрель 1942-го года). «Ленинград» строится как философско-психологическое повествование в манере романов Достоевского, но включает в себя элементы исследовательской прозы (цитаты из подлинных документов, историко-лингвистические реконструкции) и даже лирической поэзии. В центре повести - ситуация «расчеловечивания» и то, что ей противостоит внутри каждого из персонажей. Реакция критики и читателей свидетельствовала о том, что жанрово и тематически «Ленинград» попал в болевую точку и меньше всего воспринимался как историческая проза. Так Полина Барскова отмечала, что «задачей Вишневецкого является не столько панорамное изображение, не вид сверху, но индивидуальное восприятие блокады и перевоплощение поли- и какофонии. Неслучайно его протагонистом является композитор и музыковед, для которого все – род гармонии, даже беззвучие мертвого города. ...Наконец-то наступило время для художественных прочтений блокады, которые можно определить как открытые и открывающие, обращающиеся буквально к первичному опыту истории...»[3]

Повесть «Ленинград» отмечена премией журнала «Новый мир» как лучшая прозаическая публикация 2010 года.

Библиография

  • Стихотворения. — М.: ALVA-XXI, 1992.
  • Тройное зрение. — Нью-Йорк: Слово/Word, 1997.
  • Трагический субъект в действии: Андрей Белый. — Франкфурт-на-Майне: Peter Lang, 2000.
  • Воздушная почта: Стихи 1996—2001. — М.: НЛО, 2001.
  • «Евразийское уклонение» в музыке 1920-х—1930-х годов. — М.: НЛО, 2005.
  • На запад солнца. — М.: Наука, 2006.
  • Первоснежье. — М.: Русский Гулливер, 2008.
  • Стихослов. — М.: Икар, 2008.
  • Сергей Прокофьев. — М.: Молодая гвардия, 2009.
  • Ленинград: Повесть // Новый мир. — 2010. — № 8. — С. 7-54.

Ссылки

  • Страница на сайте «Вавилон»: Тексты до 2001 года
  • Страница на сайте Тексты после 2001 года
  • Официальный блог vishnevetsky — Вишневецкий, Игорь Георгиевич в Живом Журнале
  • Официальный блог stikhoslov — Вишневецкий, Игорь Георгиевич в Живом Журнале
  • «Чистым композитором Прокофьев не был». Самая правдивая биография маэстро. С Игорем Вишневецким беседовал Дмитрий Бавильский // Частный корреспондент. - 3 января 2011 года, 08.00

Примечания

  1. Анна Булычёва. Кругосветное путешествие скифа // Новый мир. — 2010. — № 7.
  2. Ревекка Фрумкина. Большая книга о Сергее Прокофьеве // Полит.Ру. — 17 декабря 2010, 09:30.
  3. Полина Барскова. Визит в город: актуальное искусство и блокадный архив // OpenSpace.ru. — 21 сентября 2010.

Вишневецкий, Игорь Георгиевич.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47