Вну́треннее тра́нспортное кольцо́ Челя́бинска — кольцевая автомобильная дорога в Челябинске, которая обеспечит быстрый проезд с северо-запада города в Тракторозаводский и Ленинский районы, на АМЗ и в центр города[1]. Ширина дорожного полотна составляет 6 полос (по 3 полосы в каждом направлении), общая протяжённость кольцевой дороги — около 10,5 км[2]. План строительства кольца утверждён в Концепции развития улично-дорожной сети Челябинска до 2020 года, основные расчеты в которой проведены на величину в 450 автомобилей на тысячу жителей города[3]. По состоянию 2012 год, для завершения строительства кольца нужно построить мост, соединяющий улицы Энгельса и Краснознамённая и закончить строительство развязки у цирка.
Структура
Внутреннее транспортное кольцо состоит из двух полуколец: восточного и западного.
Восточное полукольцо протянется по улице Братьев Кашириных через реку Миасс до улицы Свободы, а по ней — до Привокзальной площади. Западное полукольцо пойдёт от перекрёстка улицы Братьев Кашириных с улицей Краснознамённой по будущему мосту через реку Миасс по улицам Энгельса, Курчатова, Овчинникова и завершится на Привокзальной площади возле железнодорожного вокзала[4].
Ход строительства
Готовность транспортного кольца по состоянию на 2012 год
- 1992 — Сформирована концпеция внутреннего транспортного кольца вокруг центра Челябинска с целью разгрузки проспекта Ленина, Свердловского проспекта и улицы Труда, впоследствии план развития улиц составляющих кольцо и соответствующих транспортных развязок будет закреплён в «Схеме развития улично-дорожной сети Челябинска» (1995 год), составленной под руководством Бориса Ильича Шлейкова, одного из авторов идеи кольца[5][6].
- 1998 — Открыт путепровод по Свердловскому проспекту на многоуровневой развязке на пересечении с улицей Братьев Кашириных[7], начато строительство участка улицы Братьев Кашириных от ул. Краснознамённой до ул. Кирова, начата реконструкция ул. Курчатова[5].
- 23 октября 2002 — Открыта последняя очередь многоуровневой развязки на пересечении ул. Братьев Кашириных и Свердловского проспекта[7].
- 2004 — Завершена реконструкция ул. Курчатова на участке от ул. Энгельса до ул. Воровского[8].
- 2005 — Открыто движение по временному металлическому мосту от ул. Свободы до ул. Братьев Кашириных и по ул. Братьев Кашириных от моста до ул. Кирова[9][10]. В 2011 году мост был разобран после ввода в эксплуатацию развязки между улицами Братьев Кашириных, Свободы, Труда и Российской[11].
- 2006 — Начат второй этап реконструкции ул. Курчатова — от ул. Воровского до ул. Елькина, демонтирован располагавшийся на ул. Курчатова Фермерский рынок[8].
- 2007 — Открыто движение по ул. Курчатова на участке от ул. Воровского до ул. Елькина. На открытом участке 2 проезжие части шириной 12 метров, по 3 полосы движения в каждом направлении, ширина полосы движения составляет 4 метра. На протяжении всего участка проложен путевой дренаж и ливневой коллектор диаметром до 1000 мм. При строительстве участка были переложены 9 водоводов, 2 теплотрассы, 1 газопровод, 3 участка электрокабелей, 3 участка кабельных линий связи. За время работ вывезено 40 тыс. м³ земли, уложено 15 тыс. тонн асфальта. Общая стоимость выполненных работ составила 130 млн рублей[12][13].
- 2007 — С 4 до 6 полос расширена улица Свободы от улицы Труда до Привокзальной площади. Начато строительство развязки между улицами Братьев Кашириных, Свободы, Труда и Российской[14].
- 2009 — Запланированное на 2009 год завершение реконструкции улицы Овчинникова[15] (асфальтирование внутренней стороны кольца, обустройство дороги) отложено до расселения малоэтажных домов.
- Ноябрь 2009 — Установлены светофоры с дополнительной секцией на перекрестке улиц Коммуны и Энгельса, светофоры на пересечении пр. Ленина и ул. Энгельса переведены на ночной режим с минимальной продолжительностью горения зеленого сигнала по пр. Ленина[16].
- 8 октября 2010 — Открыто автомобильное движение по реконструированной улице Овчинникова, от улицы Елькина до улицы Степана Разина[17][18].
- 12 сентября 2011 — Открыта первая очередь развязки между улицами Братьев Кашириных, Свободы, Труда и Российской, строительство велось с 2007 года[14].
|
|
|
|
|
Вид улицы Овчинникова в сторону железнодорожного вокзала, весна 2010 года. |
|
Временный металлический мост и стройплощадка развязки через реку Миасс возле цирка, разобран в 2011 году. |
|
Перекрёсток улиц Овчинникова-Курчатова-Елькина, весна 2010 года. Ведется снос последних частных деревянных домов по трассе транспортного кольца. |
Для замыкания транспортного кольца остаётся построить мост через Миасс, соединяющий улицы Энгельса и Краснознамённая и закончить сооружение развязки у цирка.
В прессе и в администрации Челябинска не раз обсуждался мост, который соединит улицы Энгельса и Краснознамённая, однако этот мост на данный момент так и не построен. По заявлению заместителя главы администрации Челябинска по вопросам градостроительства Дмитрия Градобоева, мост будет построен в ближайшее будущее[19].
Строительство развязки между улицами Братьев Кашириных, Свободы, Труда и Российской ведётся в три очереди. Все работы по сооружению планируется закончить к 2014 году[11][20].
Критика
На многих участках трассы кольца автомобильная дорога прокладывается впервые — на специально отведённых участках, где дороги не было, или была только грунтовая (ул. Курчатова, ул. Овчинникова, эстакады моста на ул. Бр. Кашириных — ул. Свободы и моста ул. Энгельса — Бр. Кашириных), это позволяет изначально на этапе проектирования и строительства заложить резервы для большей пропускной способности, меньше сковывает проектировщиков и строителей. Тем не менее, при строительстве участков кольца возведен только один подземный пешеходный переход на ул. Бр. Кашириных возле северного входа в Торговый центр. С учетом ожидаемой высокой интенсивности движения (что уже имеет место на открытых участках по ул. Курчатова и ул. Бр. Кашириных) перенос сроков строительства подземных пешеходных переходов (на привокзальной площади, на перекрестке пр. Ленина и ул. Энгельса, на перекрестке ул. Кирова и ул. Бр. Кашириных)[21] представляется неоправданным.
Интересные факты
Транспортное кольцо поверх плана Челябинска 1910 года. Указаны исторические названия улиц.
- Внутренняя кольцевая дорога имеет не круглую, а скорее прямоугольную форму, с немного смещенным юго-восточным углом, весьма схожую с валенком.
- Изначально уже в 1960-х годах улицы Курчатова и Овчинникова застраивались в расчете на транзитное движение от улицы Энгельса до Привокзальной площади, однако участок улицы Курчатова от ул. Блюхера до ул. Елькина был полностью непроезжим (только грунтовая дорога) до 2006 года.
- Одновременно со строительством выезда с ул. Овчинникова на ул. Свободы планировалось строительство подземного пешеходного перехода, который впоследствии должен стать входом на проектируемую станцию «Железнодорожный вокзал» второй очереди Челябинского метрополитена.
- Строительство неоднократно тормозилось из-за споров об аренде и собственности на земельные участки, так снос Фермерского рынка занял около 3 лет, несколько малоэтажных жилых домов (по ул. Газизуллина и ул. Восточно-Желябова) препятствовавших завершению участка Курчатова-Овчинникова, не были расселены до осени 2010 года.
- Перекресток ул. Курчатова, Блюхера и Воровского имеет заделы под многоуровневую развязку (рукавного типа), однако её возведение будет начато не ранее полного открытия кольца и соответствующего увеличения интенсивности движения.
- Строительство мостового перехода ул. Краснознамённая — ул. Энгельса и развязок с улицами Труда и Братьев Кашириных будет вестись на последней очереди строительства в ближайшем будущем, одновременно с благоустройством набережной реки Миасс в районе строительства микрорайона «Западный Луч».
Виды отдельных участков кольца
-
Стройплощадка мостовой развязки через реку Миасс на улице Братьев Кашириных
-
Вид на будущую развязку Кашириных-Российская-Труда-Свободы, справа дорога по временному металлическому мосту
-
Действующий участок транспортного кольца: вид от реки в сторону Торгового центра
-
Mногоуровневая развязка Кашириных—Свердловский
-
Действующий участок транспортного кольца: улица Бр. Кашириных возле Торгового центра
-
Выезд со Свердловского проспекта на транспортное кольцо
-
Северо-западный угол транспортного кольца — впереди перекресток Кашириных—Краснознамённая
-
Здесь будет мост Бр.Кашириных—Энгельса (на апрель 2010 есть только служебный пешеходный вдоль теплотрассы)
-
Вид из Заречья в сторону микрорайона Западный луч на место будущего моста Кашириных—Энгельса
-
Последний нетронутый участок кольца — по ул. Энгельса от реки Миасс до ул. Труда
-
Улица Энгельса, вид на юг от перекрестка с улицей Труда
-
Последний частный дом (в центре кадра, под деревом) на трассе транспортного кольца, вид в сторону Вокзала
Источники
- Транспортное кольцо в Челябинске может появиться уже в этом году. Chelyabinsk.ru (26 января 2010). Архивировано из первоисточника 6 июня 2012.
- ↑ 2ГИС, март 2012 года
- Новые развязки и автомагистрали мегаполиса. Архивировано из первоисточника 11 марта 2012.
- В Челябинске продолжается строительство внутреннего транспортного кольца
- ↑ 1 2 «Такая близкая развязка», Людмила Вишня, Вечерний Челябинск, 20 мая 1998 года, с.1.
- Шлейков Борис Ильич. Энциклопедия «Челябинск» (2003). Архивировано из первоисточника 11 марта 2012. Проверено 17 апреля 2010.
- ↑ История. ЗАО «Уралмостострой», Мостоотдряд-16 (2009). Архивировано из первоисточника 11 марта 2012. Проверено 17 апреля 2009.
- ↑ Новая дорога по улице Курчатова откроется в следующем году. Uralpress.ru (12 мая 2006). Архивировано из первоисточника 11 марта 2012. Проверено 20 марта 2009.
- Кировский мост в Челябинске начнут реконструировать в июле. Новый регион (08 июня 2005). Архивировано из первоисточника 11 марта 2012. Проверено 3 июня 2008.
- Временный мост против вечных пробок. Chelyabinsk.ru (27 июля 2005).(недоступная ссылка — история) Проверено 3 июня 2008.
- ↑ Состоялось совещание по строительству транспортной развязки. Челябинская служба информации (21 января 2009). Проверено 20 марта 2009.
- В Челябинске открыта новая дорога по улице Курчатова. Администрация города Челябинска (12 сентября 2007). Архивировано из первоисточника 11 марта 2012. Проверено 20 марта 2009.
- Дорога по улице Курчатова официально открыта. Архивировано из первоисточника 11 марта 2012. Проверено 20 марта 2009.
- ↑ Цирковой номер «дорожной революции». Chelyabinsk.ru (12 сентября 2011). Архивировано из первоисточника 6 июня 2012. Проверено 28 марта 2012.
- От дорог во дворах до магистральных развязок. www.polit74.ru (30 декабря 2008). Проверено 20 марта 2009.
- Челябинские светофоры начали работать по-новому. На городских 19 перекрестках изменится движение.. Архивировано из первоисточника 11 марта 2012. Проверено 29 января 2010.
- Дороги, как в Нью-Йорке. www.polit74.ru (8 октября 2010). Проверено 8 октября 2010.
- Очередной урожай «дорожной революции». autochel.ru (11 октября 2010). Архивировано из первоисточника 11 марта 2012. Проверено 11 октября 2010.
- Онлайн-конференция с Дмитрием Градобоевым. Chelyabinsk.ru (27 января 2012). Архивировано из первоисточника 6 июня 2012. Проверено 30 марта 2012.
- «Древний Рим» возле цирка. mediazavod.ru (21 сентября 2009). Архивировано из первоисточника 6 июня 2012. Проверено 30 марта 2012.
- Распоряжение Администрации города Челябинска от 06.07.2009 № 2584 «Об утверждении городской целевой программы «Развитие улично-дорожной сети города Челябинска» на 2009—2010 годы». Официальный сайт администрации Челябинска (6 июля 2009). Архивировано из первоисточника 6 июня 2012. Проверено 30 марта 2012.