15-10-2023
Волго-Уральская нефтегазоносная область (другое широко распространённое название — «Второ́е Баку́») — часть крупного нефтегазоносного бассейна, расположенного в России, на территории Восточно-Европейской платформы[1].
Скважина № 702 на территории современного крупного города Ишимбая положила начало «Второму Баку». Первоначально название «Второе Баку» применялось к Ишимбайскому нефтяному месторождению, но быстро распространилось на весь регион.
С освоением с 1932 года нефтяных месторождений между Поволжьем и Уралом создавалась вторая (после Баку) крупная база нефтяной промышленности СССР. По аналогии «Третье Баку» — Западная Сибирь[2][3]. Начиная с 1950-х гг. «Второе Баку» вышло на 1-е место в СССР по размерам добычи нефти (71,5 % в 1965), но в связи с освоением вновь открытых нефтеносных месторождений в Западной Сибири, на полуострове Мангышлак доля «Второе Баку», при абсолютном росте добычи, стала снижаться (в 1970 — 58,6 %).
В 1932 году в Башкирии было открыто Ишимбайское нефтяное месторождение, которое положило начало разработке крупнейших месторождений между Волгой и Уралом, получивших название «Второе Баку». В 1934 году была построена ширококолейная железная дорога Ишимбай — Уфа, протяженностью 171 км, предназначавшаяся для доставки нефти из Ишимбая на нефтеперерабатывающий завод в Уфу. Уже к 1936 году добыча нефти увеличилась, железная дорога и водный транспорт не справлялись с необходимым объёмом перевозки нефти. Поэтому построили и ввели в эксплуатацию в 1937 году нефтепровод Ишимбай — Уфа, диаметром 12 дюймов, протяженностью 168 км с одной перекачивающей насосной станцией. Несколько раз этот трубопровод менял направление перекачки. Во второй пятилетке (1933—1937 годы) трубопроводная сеть СССР увеличилась ещё на 1150,9 км.
Волго-Уральская нефтегазоносная область.