Гайша

15-07-2023

(перенаправлено с «Гайша»)
Перейти к: навигация, поиск
Жёны пророка Мухаммеда
араб. أمهات المؤمنين
Матери правоверных — (Умму-ль-Муъмини́н)

Аиша бинт Абу Бакр (араб. عائشة بنت أَبي بكر‎‎; 612(0612), Мекка — 678, Медина) — вторая женщина, к которой посватался пророк Мухаммед, и третья его жена[1], дочь Праведного халифа Абу Бакра и Умм Руман. Считается, что Аиша была предначертана Мухаммеду Всевышним. Так, после женитьбы пророка Мухаммеда на Сауде, пророк Мухаммед увидел сон. Во сне к пророку явился ангел Джабраил с шёлковым полотном, на котором светилось изображение Аиши. Ангел Джабраил сказал пророку: «Воистину она твоя супруга в ближайшей жизни и в грядущей жизни». После того как пророк Мухаммед увидел этот сон во второй раз, он понял, что Аиша должна стать его супругой по велению Аллаха[2].

Мусульманские источники описывают Аишу как красивую, умную, одарённую, воспитанную, скромную и благочестивую девушку[2][3]. Аиша считается одной из семи величайших ученых ислама своего времени[3]. При жизни Аишу называли «Правдивая»[2].

Детство Аиши

Аиша родилась и выросла в мусульманской семье, которую Мухаммед часто посещал, так как дружил с её отцом Абу Бакром. Абу Бакр во дворе своего дома построил небольшую мечеть, в которой молилась вся его семья. Несмотря на свой юный возраст, Аиша старательно запоминала все традиции ислама, так как с рождения была наделена большим чувством ответственности и с раннего детства задавала умные вопросы. Она была наделена хорошей памятью, была не по годам развита духовно и физически, а её замечания об окружающих людях, событиях и явлениях поражали окружающих[2].

Помолвка

Пророк Мухаммед посватался к Аише через жену своего друга Усмана ибн Мазуна — Хавлу. Но на тот момент Аиша была помолвлена с Джубейр ибн Мутимом, а он был из неверующей семьи. Эта помолвка была расторгнута, и Абу Бакр выдал свою дочь Аишу за пророка Мухаммеда. Существуют различные мнения насчет возраста Аиши в момент вступления в брак. Так, в некоторых исламских источниках говорится о том, что ей было шесть лет, а на момент фактического начала брачной жизни — девять лет[4][5][6][7][8][9][10][11][12][13]. В других источниках упоминается возраст в десять лет[14]. Некоторые авторы склоняются к тому, что ей было пятнадцать или даже семнадцать лет[15][16]. Некоторые историки, включая Ибн Хишама, утверждали, что Аиша приняла ислам одной из первых, что позволяет сделать вывод о том, что ей было 15 лет на момент замужества[15]. Некоторые историки и исследователи приводят данные о том, что, когда до Мухаммада к ней посватался Джубейр ибн Мутим, она была старше 17 лет. Имеются данные о том, что сестра Аиши Асма, которой было 27 лет в момент хиджры, была на 10 лет старше Аиши, из чего следует, что в момент свадьбы Аише было 17 лет[16].

Несмотря на различные мнения авторов о возрасте Аиши при вступлении в брак с пророком Мухаммедом необходимо отметить, что в те времена в Аравии было привычным жениться на молодых девушках и это считалось нормальным явлением[17].

Жизнь Аиши с Мухаммедом

После того как пророк Мухаммед женился на Аише, она поселилась в его доме рядом с мечетью. Аиша и пророк Мухаммед очень любили друг друга[18]. Аиша была добродетельной, набожной женщиной, проводила много времени в молитвах и обильно раздавала милостыню[19]. Аиша была мужественной, стойкой и бесстрашной женщиной, о чём поведал Имам аль-Бухари. Так, он писал, что во время битвы при Ухуде, в которой погибло большое число мусульман, Аиша ухаживала за ранеными, а убитых перевозила в Медину[20]. В этой же битве пророк Мухаммед получил ранение лица от камней многобожников. Аиша останавливала ему кровотечение[18].

Выйдя замуж за пророка Мухаммеда, Аиша научилась читать Коран. Фундамент образования Аиши ещё до замужества заложил Абу Бакр, известный своими познаниями о поэзии и о древних племенах. Аиша унаследовала его знания. Аиша использовала каждую возможность пополнить свои знания и в каждую встречу с Мухаммедом задавала ему интересующие её вопросы по исламу. Немногие из сподвижников Мухаммеда могли сравниться с Аишей в понимании Корана и Сунны[2].

В доме, в котором жил пророк Мухаммед с Аишей, из предметов мебели были только тюфяк, подушка из волокон финиковой пальмы, циновка, два глиняных кувшина, в которых хранились мука и финики, кружка для воды и миска. Там также была лампа, в которой часто заканчивалось масло и по несколько недель подряд в доме не загорался свет. Несмотря на то, что у Аиши была служанка, она любила сама ухаживать за пророком Мухаммедом: молоть муку, месить тесто, печь хлеб, стелить постель и стирать одежды[2]. Пророк говорил про Аишу[2]:

Аиша превосходит всех женщин так же, как сарид превосходит все блюда.

Сарид — это излюбленное блюдо арабов (суп с накрошенным хлебом)[2].

Когда пророк Мухаммед умер на руках у Аиши в её доме, ей было 18 лет[2][21]. Согласно завещанию, его похоронили на месте смерти, то есть могила была вырыта под домом Аиши в Медине[22]. В месте захоронения пророка Мухаммеда была воздвигнута мечеть. Посещение Мечети пророка Мухаммеда и его могилы является одним из богоугодных деяний, о чём свидетельствует следующее высказывание пророка Мухаммеда[23]:

За того, кто посетит мою могилу, в Судный день я буду просить Всевышнего о прощении.

Взаимоотношения Аиши с остальными членами семьи

У Аиши были доброжелательные и уважительные отношения с другими жёнами и детьми Пророка. Так, например, она заступилась за одну из жён Пророка — Зайнаб бинт Джахш — с которой он не разговаривал два месяца за совершённый ею проступок. А с дочерью Мухаммеда Фатимой у Аиши были дружественные отношения, и при подготовке к свадьбе Фатимы Аиша даже побелила стены дома и подготовила для неё приданое. Жениха Фатимы, Али ибн Абу Талиба, Аиша угощала финиками и изюмом[2]. В хадисах от Муслим сказано, что за всю свою жизнь ни к одной женщине Аиша не ревновала пророка Мухаммеда так, как к его умершей жене Хадидже бинт Хувайлид[24][25].

Жизнь Аиши после смерти Мухаммеда

После смерти пророка Аиша некоторое время продолжала спать в своей комнате, там же, где находилась могила, а потом переселилась в другую комнату, увидев во сне Мухаммеда. Денег после смерти пророка его жёнам не досталось, так как он жил очень скромно, остальные вдовы пророка вознамерились требовать наследство в виде принадлежавших ему при жизни садов. Но Аиша пристыдила их, сказав, что наследство Мухаммеда должно принадлежать не конкретному человеку, а всем мусульманам. После этого вдовы отказались от своих притязаний[2].

Несмотря на несогласие Аиши с политикой Усмана, который был назначен халифом после смерти её отца Абу Бакра, смерть Усмана в результате убийства сильно потрясла Аишу, она требовала немедленно наказать убийц. Новый халиф Али ибн Абу Талиб ждал удобного случая, чтобы наказать убийц Усмана, присягнувших ему. В результате заговора Аишу впутали в интриги, обманным путем принудили участвовать в походе против Али ибн Абу Талиба среди сторонников которого скрывались убийцы Усмана[2]. Во главе армии сторонников наказания убийц Усмана встали родственники Аиши — Тальха и аз-Зубайр. Существует заблуждение, будто Аиша и её сторонники отказывались признать Али ибн Абу Талиба халифом. Но истинной их целью являлась месть убийцам Усмана. Из-за неопытности Аиши в управлении войском сторонники Аиши сами начали вершить правосудие, и в Басре были казнены около 600 участников преступления против Усмана. Войско захватило Куфу, а затем двинулось к Басре, где в 656 году состоялась Верблюжья битва, при которой сторонники Аиши потерпели поражение. Сама Аиша была отправлена в Мекку вместе с братом Мухаммадом и сорока почтенными женщинами, переодетыми в мужчин. Все остальные пленные также были отпущены по приказу Али[2]. Несмотря на произошедшее, Али ибн Абу Талиб с большим уважением отнёсся к Аише. Аиша говорила о произошедшем следующее[2]:

Дети мои! Между мной и Али нет вражды. Это была простая семейная ссора! Я почитаю Али за доброго человека.

На что Али ибн Абу Талиб добавил[2]:

Мать правоверных права. Она досточтимая жена Пророка, как в этом мире, так и в другом.

Шииты из-за этого случая относятся к Аише отрицательно[21].

Школа Аиши

Аиша передала со слов Мухаммеда 2210 хадисов[26][27], в том числе касающихся семейной жизни Мухаммеда и его быте. Таким образом, свои знания Аиша получила от первоисточника — Пророка — и от своего отца, его сподвижника. Аиша была одной из трёх жён Пророка (кроме Хафсы и Умм Салам), помнивших наизусть всё Откровение (Коран). Как и у Хафсы, у Аиши была рукопись Корана. Среди сподвижников Пророка Аиша считается самым выдающимся специалистом в исламском правоведении[28]. Другие выдающиеся сподвижники пророка по вопросам права в самых сложных и запутанных ситуациях обращались к ней за помощью и получали достойные, исчерпывающие ответы. Она была хорошим оратором[29]. После смерти Мухаммеда Аиша занималась наставничеством, обучая людей разного возраста. Ученики Аиши превосходили своих друзей образованием и развитием. Детей-сирот, обучавшихся у неё, она брала на содержание. Многие из её учеников впоследствии стали известными учеными, собирателями хадисов, знатоками Корана[2]. Она достигла высокого мастерства в стихосложении[30], многие поэты стремились обучиться у неё[29].

Смерть Аиши

В течение всей своей жизни после смерти Мухаммеда Аиша передавала людям знания и мудрость, полученные от него. Благодаря своей набожности и знаниям она стала любимицей всех мусульман. «Правдивая», как называли Аишу мусульмане, тихо умерла вечером 17-го числа месяца Рамадана в возрасте 66 лет. Согласно её воле, она была похоронена ночью на кладбище Джаннат аль-Баки в Медине. В могилу её опускали племянники. На похоронах присутствовало большое количество людей[2][21].

Примечания

  1. Жены Пророка. Передавшая наибольшее количество хадисов, правдивейшая Аиша. Ан-Ниса.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 «Аиша — жена Пророка» /— Санкт-Петербург: Издательство «Диля», 95 стр., 2008 г., ISBN 978-5-88503-776-1
  3. ↑ Жены Пророка. Передавшая наибольшее количество хадисов, правдивейшая Аиша. АнНиса.
  4. Watt, Aisha // Encyclopedia of Islam
  5. Denise Spellberg (англ.), Politics, Gender, and the Islamic Past: the Legacy of A’isha bint Abi Bakr, Columbia University Press, 1994, p. 40
  6. Karen Armstrong, Muhammad: A Biography of the Prophet, Harper San Francisco, 1992, p. 157.
  7. Хадис № 812 // Книга 11: Книга о браке / Аль-Джами ас-Сахих
  8. Хадисы 1422-0, 1422-1 Муслим. Книга женитьбы. «О выдаче отцом замуж малолетней девственницы».
  9. Хадис № 1515 // Книга 65: Книга о достоинствах ансаров / Сахих аль-Бухари, сокращённая версия
  10. Sahih al-Bukhari 5133 Sahih al-Bukhari > Wedlock, Marriage > Chapter: Giving one’s young children in marriage
  11. Sahih al-Bukhari 5134 Sahih al-Bukhari > Wedlock, Marriage > Chapter: The marrying of a daughter by her father to a ruler
  12. Sahih al-Bukhari 5158 Sahih al-Bukhari > Wedlock, Marriage > Chapter: Whoever consummated his marriage with a lady of nine years of age
  13. Хадис 1515(3894) Бухари. Книга 65. Книга о достоинствах ансаров. «Заключение брачного договора пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с Аишей, её приезд в Медину и его женитьба на ней».
  14. Denise Spellberg (англ.) Politics, Gender, and the Islamic Past: The Legacy of 'A’isha Bint ABI Bakr. (1996) pp. 4-5. ISBN 0-231-07999-0, ISBN 978-0-231-07999-0
  15. 1 2 Şakir M. Hz. Ademden bugüne kadar İslam tarihi. C. 2. İstanbul: Kahraman yayınları, 1993. S.153.
  16. 1 2 Bərki A. H., Kəskioğlu O. Xatəmül-Ənbiyya Məhəmməd ve həyatı. Ankara: 1993. S. 211
  17. ЖЕНЫ ПОСЛАННИКА АЛЛАХА (МИР ЕМУ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ). Духовно-просветительская газета "Ас-Салам.
  18. ↑ Передавшая наибольшее количество хадисов досточтимая Аиша.
  19. Щедрость жен Посланника Аллаха (мир ему).
  20. Моя религия. Айша. «Ислам в Евразии». Электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г. Нальчик.2010г..
  21. ↑ Encyclopedia of Islam. — Facts On File, 2009. — С. 26. — (Encyclopedia of world religions). — ISBN 9781438126968.
  22. «Жизнь Магомеда» / Вашингтон Ирвинг — Москва: СП «Интербук», 1990.
  23. Мухаммад, мир ему, – Печать пророков. Проверено 6 марта 2015. Архивировано из первоисточника 28 июля 2013.
  24. Хадисы. Муслим — 2435-0.
  25. Sahih Bukhari. — Islamic University, 1971. — ISBN 9781471063695.
  26. Prophet Muhammad (S) and His Family: A Sociological Perspective. — AuthorHouse, 2011. — С. 71. — ISBN 9781467028189.
    10. Number of traditions ascribed to her: 2,210
  27. Faith and Freedom: Women's Human Rights in the Muslim World. — Syracuse University Press, 1995. — С. 61. — (CONTEMPORARY ISSUES IN THE MIDDLE EAST). — ISBN 9780815626671.
    …she related 2210 sayings of the prophet Muhammad…
  28. 40 Хадисов Ан-Навави.
  29. ↑ World Religions and Islam: A Critical Study. — Sarup& Sons, 2003. — С. 186. — (World Religions and Islam: A Critical Study). — ISBN 9788176254144.
  30. Prophet Muhammad(s) and His Family: A Sociological Perspective. — AuthorHouse, 2007. — С. 130. — ISBN 9781434323576.

Ссылки

  • Аиша бинт Абу Бакр // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — 3000 экз. — ISBN 5-98443-025-8.
  • Сколько лет было Аише, когда она вышла замуж? // Ислам не такой! А какой? 40 ответов критикам Корана и Сунны. — М.: Ансар, 2008. — 288 с.

Гайша.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47