23-10-2023
Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого | |
---|---|
I.V. Savitskiy atındaģı Qaraqalpaqstan kórkem-óner muzeyi | |
Дата основания | 1966 |
Дата открытия |
вт—пт 09:00—17:00, сб—вс 10:00—16:00 |
Адрес |
ул. Жипек Жолы, б/н, Нукус, Республика Каракалпакстан |
Директор | Мкртычев, Тигран Константинович |
Сайт | Официальный сайт |
Медиафайлы на Викискладе |
Госуда́рственный музе́й иску́сств и́мени И. В. Сави́цкого (сокращённо Каракалпакский государственный музей искусств, Нукусский художественный музей) (каракалп. I.V. Savitskiy atındaģı Qaraqalpaqstan kórkem-óner muzeyi) — один из самых крупных музеев в Узбекистане. Коллекцию музея признают второй в мире по значимости и объему среди коллекций произведений русского авангарда[1], а также лучшей художественной коллекцией в Азиатском регионе[1].
После переезда из Москвы в Нукус Игорь Савицкий активно участвовал в археологических исследованиях и этнографии каракалпаков, а также собирал коллекцию этнографического материала по Каракалпакии[2]. Параллельно с этим Савицкий увлекался коллекционированием произведений авангарда, запрещёнными при советском политическом режиме[1]. Таким образом ему удалось собрать большое количество художественных произведений, которые стали основой для создания музея. Будучи увлечённым живописью, Савицкий занимался с каракалпакскими художниками. Общение в художественной среде натолкнуло его на мысль о создании музея искусств. В 1966 году Игорь Савицкий убедил власти города в необходимости создания подобного музея. В этом же году власти города выделили для музея здание. Став директором[3], Савицкий за свой счет провёл ремонт здания и начал формировать коллекцию, покупая произведений непризнанных и малоизвестных художников[2].
Одними из первых авторов, чьи произведения попали в музей, были: А. Исупов, Л. Крамаренко, Н. Ульянов, Р. Фальк, М. Волошин, Р. Мазель, А. Волков, М. Курзин, Н. Карахан, У. Тансыкбаев, В. Уфимцев и другие[2].
Всего за несколько лет Савицкому удалось собрать в музее одну из наиболее полных коллекций изобразительного искусства русского и туркестанского авангарда, одну из наиболее значимых коллекций декоративно-прикладного искусства Каракалпакии и уникальную коллекцию археологических экспонатов Древнего Хорезма.
В 1984 году И. В. Савицкий умер, и директором музея стала Мариника Маратовна Бабаназарова — дочь каракалпакского ученого М. Нурмухамедова, друга И. В. Савицкого.
В сентябре 2003 года музей переехал в новое трехэтажное здание, оборудованное международными организациями в соответствии с современными требованиями хранения и экспонирования музейных предметов[2][4].
В декабре 2010 года в Государственном музее Востока прошла презентация документального фильма «Жемчужина Узбекистана», посвященного И. А. Савицкому и Государственному музею искусств, названному в его честь.
В 2015 году Бабаназарову обвинили в исчезновении произведений из фондов музея. Этому предшествовали скандальные истории с пропажей картин из государственных музеев Узбекистана, которые якобы всплывали в частных коллекциях.[5] Однако ни одна из проверок фактов кражи не выявила, но Бабаназарову все равно уволили, что вызвало недоумение и беспокойство за коллекцию в мировом культурном сообществе.[6] В феврале 2016-го пост директора занял Максет Карлыбаев, ранее возглавлявший НИИ гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана.
В 2016 году ильм о коллекции музея.
В февраля 2017 года музей возглавила Гульбахар Изентаева, дочь художника Жоллыбая Изентаева, в прошлом председателя Каракалпакского отделения Академии художеств Узбекистана.[9]
В июле 2018 года в Музее произошло внезапное включение противопожарной системы. Прорвался спринклер (ороситель), и в результате картина авангардиста Александра Шевченко «Баба с ведрами» 1914 года на протяжении шести часов была залита водой.[10] Реставрацией картины занялись специалисты из Москвы.[11]
В начале 2019 года Изентаева, на которую возложили вину за порчу картины, была уволена, а Фонд развития культуры и искусства Узбекистана объявил конкурс на должность директора Музея.[11]
В июле 2019 года Тигран Мкртычев стал победителем международного конкурса на замещение должности директора Музея. Бабаназарова поддержала кандидатуру Мкртычева и заявила о том, что довольна новым назначением. Мкртычев приступил к обязанностям на посту директора Музея в январе 2021 года.[12]
В 2022 году Мкртычев заявил, что археологический комплекс древних сооружений Миздахкан станет филиалом Музея и туристическим памятником под открытом небом. Также было объявлено о реконструкции первого корпуса и строительстве четвертого и пятого корпусов Музея.[13]
Современная коллекция музея содержит более 90 000 различных экспонатов[1]. Среди них произведения русского авангарда, картины узбекистанских художников, а также предметы народно-прикладного искусства Каракалпакстана и искусства Древнего Хорезма. В коллекции есть несколько копий экспонатов Лувра. Коллекция охватывает хронологически более четырех тысячелетий. Археологическая коллекция Музея насчитывает свыше 9 тыс. единиц хранения (9134) в основном и 32 тыс. 579 единиц хранения в научно-вспомогательном фондах. В ее состав входят художественные и бытовые изделия из керамики, ганча, камня, кости, дерева, металла, стекла, кожи и тканей. Среди них оссуарии, скульптурные изображения, фрагменты настенной живописи, архитектурные украшения (капители и фигурные основания колонн, поливные изразцы, разные виды гончарных изделий, всевозможные ювелирные украшения, отдельные образцы стрелкового оружия, а также обширное собрание серебряных и медных монет III–XVIII вв.[14]
Специалистами коллекция Государственного музея республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого признается второй в мире по значимости и объему коллекцией произведений русского авангарда после коллекции Русского музея (Санкт-Петербург)[2], а также одной из самых лучших коллекций в Азиатском регионе[1].
В коллекции музея хранятся картины таких художников, как[4]:
По причине того, что в 2010-е годы многие музейные организации Узбекистана стали фигурантами коррупционных скандалов, коллекция музея имени И. В. Савицкого находится в поле внимания Обсерватории Alerte Héritage ("Наследие в опасности")[15].
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого.