Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации

05-08-2023

Межгосударственный авиационный комитет
сокращённо: МАК

Здание штаб-квартиры МАК в Москве
Общая информация
Дата создания 30 декабря 1991 (31 год)(19911230)
Предшественник Госавианадзор СССР
Руководство
Подчинено Совет по авиации и использованию воздушного пространства СНГ
Председатель Олег Сторчевой (с января 2023 года)
Устройство
Штаб-квартира Москва, ул. Большая Ордынка, 22/2/1
Сайт mak-iac.org
Медиафайлы на Викискладе

Межгосуда́рственный авиацио́нный комите́т (МАК) — исполнительный орган межгосударственного Совета по авиации и использованию воздушного пространства СНГ, образованного государствами постсоветского пространства для координации деятельности в области гражданской авиации и использования воздушного пространства[1],[2].

История

Учреждён на основании подписанного в декабре 1991 года межправительственного «Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства». В соответствии со статьёй 8 этого соглашения МАК является исполнительным органом, обеспечивающим выполнение решений Совета по авиации и использованию воздушного пространства, созданного соглашением в качестве международной правительственной организации[3].

Председатель МАК назначается постановлением Совета глав государств – членов Экономического сообщества (с момента основания МАК в 1991 году и до начала 2023 года эту должность занимала Татьяна Анодина[4])[2]. С 18 января 2023 года эту должность занял Олег Сторчевой, ранее работавший заместителем руководителя Росавиации[5].

Направления деятельности

Длительное время МАК в качестве преемника советских Комиссий по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением и по государственному надзору за безопасностью полётов воздушных судов (в части согласованных государствами СНГ функций) занимался широким кругом вопросов сертификации в гражданской авиации и расследования авиационных происшествий в интересах государств-спонсоров. По поводу юридического статуса МАК есть разные мнения, ряд юристов полагает, что МАК не является субъектом международного права и не может самостоятельно осуществлять каких-либо властных полномочий, тем более государственных функций РФ или иного государства СНГ. При этом МАК, как исполнительный орган международной правительственной организации, и его сотрудники, являющиеся международным персоналом, не могут нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих функций перед органами государственной власти РФ или иного государства СНГ[3].

МАК аккредитован в ИКАО в качестве межгосударственной организации в области гражданской авиации, которая может быть приглашена к участию в соответствующих совещаниях ИКАО (такие организации не рассматриваются ИКАО в качестве наблюдателей)[6].

Для проведения Авиационный регистр (АР МАК). Поскольку основной объём сертификационных работ имел место в России, то эта деятельность активно велась до выхода постановления Правительства РФ от 28 ноября 2015 года № 1283, которым функции и полномочия по сертификации типовой конструкции воздушных судов, двигателей, воздушных винтов и аэродромов, которые ранее были возложены на МАК, вновь переданы российским органам исполнительной власти[7].

Хотя сертификационные полномочия МАК на территории России истекли в декабре 2015 года, АР МАК некоторое время продолжал вести деятельность по выдаче сертификатов типа для заинтересованных государств СНГ[8]. Однако, с 2015 года основной задачей МАК является проведение расследований авиационных происшествий с воздушными судами гражданской авиации (в государственной авиации РФ функции контроля над безопасностью полётов и расследования авиационных происшествий возложены на Службу безопасности полётов авиации ВС РФ, а в экспериментальной авиации РФ эти функции выполняет Минпромторг России).

Лишение полномочий в России

До ноября Авиационный регистр Российской Федерации[9].

С 2016 года в Правительстве РФ рассматривается вопрос о лишении МАК всех полномочий, передававшихся ему от имени Российской Федерации, и о выходе России из состава спонсоров МАК[10].

Государства-участники МАК

Бывшие государства-участники МАК[11]

См. также

Примечания

  1. Архивировано 6 марта 2023 года.
  2. ↑ Совет по авиации и использованию воздушного пространства, Межгосударственный авиационный комитет. Исполнительный комитет СНГ. Дата обращения: 3 марта 2019. Архивировано 6 марта 2019 года.
  3. ↑ ISBN 9785915500548.
  4. Архивировано 17 января 2023 года.
  5. Архивировано 22 января 2023 года.
  6. Архивировано 12 августа 2020 года.
  7. ↑ О перераспределении полномочий по сертификации авиационной техники. Правительство РФ. Дата обращения: 4 марта 2019. Архивировано 7 марта 2019 года.
  8. Авиарегистр МАК намерен продолжать работу по сертификации авиатехники. www.aex.ru. Дата обращения: 14 августа 2019. Архивировано 6 марта 2019 года.
  9. В России создан аналог Авиационного регистра МАК. Авиатранспортное обозрение (22 марта 2016). Дата обращения: 14 августа 2019. Архивировано 9 августа 2019 года.
  10. Архивировано 14 августа 2019 года.
  11. Архивировано 7 марта 2023 года.
  12. Архивировано 7 марта 2023 года.
  13. Архивировано 7 марта 2023 года.
  14. Архивировано 7 марта 2023 года.

Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47