01-08-2023
Да и да | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Фёдор Бондарчук |
Автор сценария |
Александр Родионов |
В главных ролях |
Агния Кузнецова |
Оператор |
Всеволод Каптур |
Кинокомпания |
Art Pictures |
Длительность |
115 мин. |
Бюджет |
600 000 $ |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 2664108 |
«Да и да» — российская драма с элементами сюрреализма кинорежиссёра Валерии Гай Германики по сценарию Александра Родионова. История любви учительницы начальных классов и современного маргинального художника. Мировая премьера состоялась 26 марта 2014 года на Международном кинофестивале в Гонконге[1]. В России фильм был впервые представлен публике 26 июня того же года в рамках основного конкурса 36 Московского международного кинофестиваля[2]. По итогам смотра фильм завоевал «Серебряного Георгия» за лучшую режиссёрскую работу, награду Международной федерации кинопрессы и приз газеты «Коммерсантъ Weekend».
Премьера фильма в России состоится 12 марта 2015 года. В кинотеатрах по всей стране зрители увидят переозвученную версию фильма, поскольку с 1 июля 2014 года вступил в силу закон о нецензурной брани[3].
Главная героиня Саша — одинокая молодая девушка, работающая учителем начальных классов. Она живёт в хрущёвке в панельной многоэтажке на окраине вместе с матерью, больным отцом и братом-тираном. Однажды ночью она убегает из дома на встречу с незнакомцем из интернет-чата — молодым и диким современным художником Антонином, и погружается в новый для себя, закрытый мир свободных художников.
Фильм был снят летом 2012 года за 20 дней[4]. В сценах «артистических попоек» снимались настоящие современные художники, такие, как Сергей Пахомов, нарисовавший вместе с актрисой Агнией Кузнецовой картины для фильма[5]. Александр Горчилин, исполнитель роли Антонина, со смехом вспоминал главную проблему на съёмках: «Играю художника, который всё время пьёт и голый ходит. Лера говорит: „Изобрази похмелье.“ А я не знаю, что это»[5]. Сцена готического сна Саши была придумана Германикой ещё в 2010 году как музыкальный клип для «Агаты Кристи» на песню «Эпилог», но группа распалась, поэтому она решили использовать этот сон в фильме[4].
«Да и да» — второй совместный фильм Валерии Гай Германики со сценаристом Александром Родионовым («Все умрут, а я останусь») и третий — с оператором Всеволодом Каптуром («Школа», «Краткий курс счастливой жизни»). Всеволод Каптур придумал использовать при съёмке различные цветовые фильтры, чтобы показать мир глазами художника. Лента посвящается узкому кругу друзей режиссёра и содержит в себе многочисленные послания к ним.
Это фильм про позднюю первую любовь. Про алхимическую розу, которая зацветает в душе. И её шипы упираются в сердце, ранят его, оно кровоточит. Ты кладёшь своё окровавленное сердце на алтарь чужого эгоизма. Эгоисты — художники, творцы… Это большой двухчасовой рок-концерт[6].— режиссёр Валерия Гай Германика
В связи с принятием закона о запрете ненормативной лексики в кино, фильм будет переозвучен для кинопроката[7].
Обозреватель журнала «Сноб» Вадим Рутковский, увидевший картину ещё до премьеры на кинофестивалях, признался, что влюбился в этот фильм[5]. По словам критика, «Да и да» — это ренессанская лав-стори «о тотальной свободе, раненой нежности, о том, что жизнь есть сон; голову сносит, хочется напиться и влюбиться». «Фильм может поставить в тупик» — говорит Вадим Рутковский, «не потому что в нём много занимаются любовью и говорят на нормальном, включающем мат, человеческом языке, а потому, что не похож ни на что»[5]. Критик отмечает, что в фильме есть «абсолютная, почти невозможная свобода» — стиля, повествования, высказывания.
Денис Катаев в передаче «Искусственный отбор» на «Дожде» описал фильм как «поэтичное высказывание про любовь двух совершенно разных людей, про возможность или невозможность перемен ради этой самой любви». «Германика и правда выросла в этом фильме, перешла на другой уровень рассказа, киноязыка и очень честно говорит про тот мир, который знает не понаслышке»[9].
Скептически отнесся к фильму обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин. Любовь в фильме, по мнению критика, подменена «возвратно-поступательным процессом, изученным автором фильма еще в дни практики на порностудии», а на смену языку Шекспира пришёл мат, «способный выражать только эмоции», но не мысли. Свойственное Германике «чувство кадра и ритма» не может прикрыть пустоту её «внутреннего мира, на который она постоянно ссылается», резюмирует Кичин[10].
Кинокритик Антон Долин из журнала «Афиша»: «Даже не скажешь „хороший фильм“. Нужны другие слова: крутой, безумный, запредельный. С ним — как с любовью: золотой стандарт рациональности отменяется за ненадобностью. Там, где есть место страсти, разум вырубается. Если вам удастся его отключить, „Да и да“ Германики станет для вас уникальным опытом. Если нет, тем хуже для вас»[11].
Фильмы Валерии Гай Германики | |
---|---|
Документальные | Сёстры (2005) • Девочки (2005) • Уехал (2006) • Мальчики (2007) • День рождения инфанты (2007) |
Художественные | Все умрут, а я останусь (2008) • Счастье другими словами (эпизод в альманахе «9 мая. Личное отношение», 2009) • Да и да (2014) |
Телесериалы | Школа (2010) • Краткий курс счастливой жизни (2011) • Майские ленты (2014) • Бонус (2015) |
Да и Да.