Демон революции

06-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Демон революции
Меморандум Парвуса
Жанр

исторический
драматический

Режиссёр

Владимир Хотиненко

Продюсер

Александр Роднянский
Сергей Мелькумов
Антон Златопольский

Автор
сценария

Кирилл Журенков
Надежда Воробьёва
Ануш Варданян
Владимир Хотиненко
Марина Денисевич
Эдуард Володарский

В главных
ролях

Евгений Миронов
Фёдор Бондарчук
Виктория Исакова
Максим Матвеев
Паулина Андреева
Александр Балуев

Оператор

Денис Аларкон Рамирес

Композитор

Игорь Вдовин

Кинокомпания

Нон-стоп продакшн

Длительность

6 серий (3 фильма по 90 минут)

Страна

 Россия

Язык

русский

Год

2017

IMDb

ID 7598872

«Де́мон револю́ции», или «Мемора́ндум Па́рвуса» — российский многосерийный телефильм режиссёра Владимира Хотиненко.

Премьера состоялась на телеканале «Россия» 5 ноября 2017 года, к столетию Октябрьской революции 1917 г.

Сюжет

В начале фильма утверждается, что сюжет «основан на мемуарах офицера царской контрразведки Алексея Мезенцева». Мезенцев является главным героем и всё действие фильма сопровождается комментариями от его лица.

События разворачиваются в 1915—1917 годах. Сбежавший в Германию от российской ссылки теоретик марксизма и публицист Александр Парвус в период Первой мировой войны успешно проводит переговоры с министром иностранных дел Германской империи Готлибом фон Яговом. По результатам переговоров немецкое правительство выделяет лично Парвусу деньги для организации в воюющей Российской империи революции. На полученные средства Парвус финансирует и дистанционно стимулирует протестные выступления народных масс в Петербурге, которые приводят к отречению от власти императора Николая Второго и свержению монархии в Российской империи. Затем Парвус организует возвращение в Россию из эмиграции лидера большевиков Владимира Ленина с группой его соратников.

Действиям Парвуса пытаются противостоять начальник российской имперской контрразведки князь Василий Туркестанов и офицер контрразведки Алексей Мезенцев.

Актёры

Историческая достоверность

Основная сюжетная линия не подтверждена никакими серьезными историческими источниками, то есть представляет собой художественный вымысел. Центральная идея носит ярко выраженный конспирологический характер.

Режиссёр Владимир Хотиненко в одном из интервью выразил свою приверженность конспирологическому мышлению:

А что касается инструкций, ничего выдумывать не нужно. В Сети существует «Меморандум Парвуса», он же «Меморандум доктора Гельфанда», излагающий рабочий план совершения переворота: от организации пропаганды до расчленения России — отделения Финляндии, Украины, Кавказа и Сибири. Нетрудно заметить, что он осуществляется по сей день, а значит, революция продолжается. Это документ поразительной силы. Самое забавное, что, судя по тексту, и сто лет назад судьбой Украины занимались грузины[1].

По словам режиссёра, «сюжет строится на событиях либо малоизвестных, либо тех, которых историки не касались вообще», но он не указал никаких конкретных фактов. По утверждению продюсера Александра Роднянского, «вся канва событий соответствует историческим фактам, а вот её наполнение — то есть непосредственно поведение персонажей, их разговоры, взаимоотношения — это уже художественный вымысел». Так, для создания лирической линии (по словам режиссёра, «Парвус был любвеобильным мужчиной») был создан любовный треугольник из персонажей — «собирательных образов» — молодой революционерки Софьи Рудневой и офицера контрразведки Алексея Мезенцева.

В центре сюжета — пломбированный вагон и вопрос о финансировании большевиков Германией.

Название фильма отсылает к так называемому «Меморандуму Парвуса», или «Меморандуму доктора Гельфанда», который был обнаружен и опубликован в 1964 году британским историком Збинеком Земаном. По словам продюсера, идея создания фильма «о роли немецких денег в октябрьском перевороте» родилась у генерального директора телеканала «Россия» Антона Златопольского 10 лет назад. По словам продюсера, первый вариант сценария был написан в 2009 году Эдуардом Володарским, но потом много раз изменялся (Володарский умер в 2012 году).

При этом тема немецких денег уже поднималась режиссёром Хотиненко в 2005 году в фильме «Гибель империи», и «это своеобразное продолжение „Гибели империи“»[2].

Встречу Парвуса с Лениным в Цюрихе режиссёр взял из романа Александра Солженицына «Красное колесо» — по словам режиссёра, хотя «история эта выдумана, но Парвус там изображён весьма достоверно»[3].

Непросто выскочить из памятника и сделать живого Ленина. А просто — это если делать из Ленина пародию. Или заявлять: Ленин мерзавец, подлец, говнюк. Но дело в том, что тогда кино будет не про Ленина. А реальный Ленин — это тяжело. Он же не бегал и не стрелял, как Сталин в юности, когда был бандитом. Ленин тихо сидел в библиотеке и читал книжки.

— Владимир Хотиненко[3]

Критика

Сериал подвергся критике со стороны историков, специализирующихся по этому периоду. Их часто рассматривают вместе с телесериалом «Троцкий»[4][5][6]. По поводу «демона революции» звучат такие отзывы:

«...Ленин встречается с Парвусом в опере, где слушает Вагнера и плачет. Наклоняясь к Парвусу, он произносит известную фразу о «нечеловеческой музыке, слушая которую хочется гладить по головкам». Хотя каждому советскому школьнику было известно, что эту фразу, приписываемую Горьким Ленину, последний произнес о музыке Бетховена»[4]

«В реальности Ленин не хотел иметь никаких дел с Парвусом. И этот проезд через территорию Германии в пломбированном вагоне был организован уже без участия «купца революции», что бы там ни выдумывали конспирологи. Пытался ли Парвус использовать всю эту ситуацию для личного обогащения или нет — его мотивы нам до конца неизвестны»[4].

«Во время войны он решил сыграть на межимпериалистических противоречиях. Мне кажется, значительная часть средств, которые выделялись, они оседали в его карманах, за счет чего он финансировал свой Институт изучения мировой войны и ее последствий, издавал свою газету "Колокол", помогал отчасти материально эмигрантам. Насколько какие-то деньги от него шли к Ленину и к большевикам – это не доказано»[5]

В целом, кинокритики положительно приняли сериал, особенно отметив игру актеров:

«Демон революции» – редкий отечественный сериал, в центре которого политическая интрига и характеры людей, эту интригу плетущих. Грустящие о том, что у нас никогда не снимут «Карточный домик», могут хотя бы отчасти утешиться: «Демон революции» явно смотрит в ту же сторону, что и история про Фрэнка Андервуда, с поправкой на то, что это федеральный, общедоступный канал и события вековой давности»[7].

«Роль Ленина удалась Евгению Миронову блестяще. Иногда он кажется персонажем из анекдотов, порой - героем большевистской плакатной агитки; умный взгляд с прищуром, руки за лацканом пиджака... во всех случаях веришь актеру - безоговорочно. Авторам хватает юмора даже обыграть историю о том, как и почему на голове Ленина появилась кепка»[8].

«Ленин в исполнении Миронова в "Демоне революции" другой — совершенно неожиданный и нетривиальный (моет посуду в университетской столовой, где обитают революционеры; шутит, используя религиозные термины; чувствует спиной конкурентов и нутром — агентов охранки). Он вызывает отклик, и дело не только в мастерстве актера. Сценаристам "Демона" (Надежда Воробьева и Кирилл Журенков) доверяешь больше, поскольку "их Ленин" честнее: Ленин — политическое животное, игрок, у него мощное чутье, инстинкт»[9].

Релиз

Согласно «Mediascope», старт сериала на канале «Россия-1» 5 ноября 2017 года оказался успешным, его рейтинг составил 4.8%, а доля — 15.6%. Таким образом, «Демон революции» стал самым популярным сериалом в эфире российского телевидения на неделе с 30 октября по 5 ноября 2017 года[10] и выиграл премьерный показатель у стартовавшего на следующий, также выходной день на Первом канале "Троцкого" на ту же тему: при рейтинге 4.9% доля последнего составила 14,8%[11]. Однако, уже 6 ноября 2017 года сериал с первого места в топ-10 сериалов переместился на седьмое (рейтинг — 3.6%, доля — 9.7%).[11]

Дополнительные сведения

  • Известно, что прозвище «Демон Революции» прочно закрепилось за Львом Троцким, однако его в фильме нет.
  • По словам режиссёра, фильм его интересует как продолжение «Бесов» Достоевского, которые он недавно экранизировал.
  • Съёмки велись в Москве и Будапеште, изображавшем и Цюрих, и Берлин. О завершении съёмочного процесса и начале монтажа фильма режиссёр сообщил на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи.
  • Евгений Миронов, вручавший награды на премии «Золотая маска» в апреле 2017 года, был в кепке (но не в «ленинской» кепи, а в бейсболке), «потому что снимается в роли Ленина», и точно цитировал Ленина, сказав, что «хочется гладить людей по головкам, а их по головкам надо бить»[12].

См. также

Примечания

  1. Владимир Хотиненко: «Ленин достоин сочувствия» (рус.). portal-kultura.ru. Проверено 5 ноября 2017.
  2. Режиссёр Владимир Хотиненко: «Ленин — как консервная банка, хочется открыть» // Московский комсомолец. — 19.1.2017.
  3. ↑ Меморандум Хотиненко. Любнарком, 20.1.2017.
  4. ↑ «Ненаучная фантастика»: Историки о сериалах «Демон революции» и «Троцкий» (ru-RU), КиноПоиск. Проверено 25 ноября 2017.
  5. ↑ Теледемоны революции. Радио Свобода. Проверено 25 ноября 2017.
  6. «Ленин показан здесь в жандармской трактовке» - газета Правда. Газета Правда. Проверено 25 ноября 2017.
  7. Как Германия финансировала октябрьский переворот 1917-го, покажет сериал «Демон революции». // Ведомости. — 31 октября 2017.
  8. Симулякры и революция. // Российская газета. — 05 ноября 2017.
  9. Роль наличности в истории. // Огонек. — 06 ноября 2017.
  10. Россия (города 100 тыс.+), 30/10/2017 — 05/11/2017, программы-лидеры по жанрам, телесериалы. Mediascope.
  11. ↑ Россия (города 100 тыс.+), 06/11/2017 — 12/11/2017, программы-лидеры по жанрам, телесериалы Mediascope.
  12. Евгений Миронов процитировал Ленина на церемонии «Золотой маски». Газета.ру, 19.4.2017

Ссылки

  • Демон революции на сайте канала «Россия-1»
  • Сусанна Альперина — Российская газета — Неделя № 7239 (73) за 6 апреля 2017
  • Оксана Трухан — Первые фото Миронова в образе Ленина: лысый, похож! // «Антенна-Телесемь», 5 апреля 2017
  • Юлия Шигарева — Владимир Хотиненко: революцию не раной надо считать, а операционным швом // Еженедельник «Аргументы и Факты» № 21 за 24 мая 2017
  • Интервью режиссёра Владимир Хотиненко на «Эхо Москвы» в программе Оксаны Пашиной «Дифамб», 29 января 2017
  • Газета.Ru, 5 ноя 2017


Демон революции.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47