17-10-2023
Карло Мария Джулини Carlo Maria Giulini |
|
Основная информация | |
---|---|
Дата рождения | |
Место рождения | |
Дата смерти | |
Место смерти | |
Профессии |
Ка́рло Мари́я Джули́ни (итал. Carlo Maria Giulini; 9 мая 1914, Барлетта ― 14 июня 2005, Брешиа) ― итальянский симфонический и оперный дирижёр.
Содержание |
Родился в состоятельной семье в Барлетте, на юге Италии, но после окончания Первой мировой войны семья переехала на север, в Больцано, только что возвращённый Италии распавшейся Австро-Венгерской империей: в городе господствовала австрийская культура и обиходным языком был немецкий, ― впоследствии именно этим музыковеды объясняли то, что итальянец Джулини стал одним из лучших исполнителей немецко-австрийской симфонической музыки: Гайдна, Моцарта, Бетховена, Брамса, Шуберта, Брукнера и Малера[1].
Учился в Академии Санта-Чечилия в Риме у Реми Принчипе игре на альте и Алессандро Бустини композиции, затем у Бернардино Молинари дирижированию; окончил в 1941 году. C 1934 года играл на альте в оркестре Аугустео, которым в то время дирижировали Вильгельм Фуртвенглер, Отто Клемперер, Бруно Вальтер, Виллем Менгельберг[2][3].
В 1944 году дебютировал с оркестре Аугустео как дирижёр, два года спустя возглавил оркестр Римского радио, с которым исполнял редкие сочинения А. Скарлатти, Малипьеро и других итальянских композиторов[4].
В 1950 году Джулини впервые выступил в опере, продирижировав «Травиатой» в Бергамо[2], в этом же году он основал симфонический оркестр Миланского радио. На молодого дирижёра обратили внимание Артуро Тосканини и Виктор де Сабата, и по рекомендации последнего Джулини был приглашён в театр «Ла Скала», где в 1953 году он стал главным дирижёром (до 1956)[5].
Еще в 1952 году на Джулини обратил внимание и знаменитый продюсер фирм «Коламбия» и EMI Вальтер Легге, который нашёл в итальянском дирижёре замену Караяну в качестве основного дирижёра оркестра «Филармония» и в дальнейшем немало способствовал его известности за пределами Италии[6]. Первой записью Джулини под руководством Легге стал «Реквием» Л. Керубини, за ним последовали живые записи спектаклей «Ла Скала»[2].
В «Ла Скала» Джулини осуществил ряд премьер, в том числе новой редакции оперы Монтеверди «Коронация Поппеи», «Замка Герцога Синяя Борода» Бартока и «Свадебки» Стравинского. В эти годы дирижёр сотрудничал с певицей Марией Каллас, режиссёрами Лукино Висконти и Франко Дзеффирелли, выступал в симфонических концертах.
Сокращение репетиционного процесса и атмсфера в театре в 1956 году побудили Джулини покинуть «Ла Скала»; он ставил спектакли в Римской опере, много гастролировал как оперный и симфонический дирижёр, участвовал в различных фестивалях. Постановка оперы Верди «Дон Карлос» в театре Ковент-Гарден в 1958 году принесла Джулини славу одного из лучших исполнителей итальянского оперного репертуара[5]. После постановки «Травиаты» в 1967 году Джулини прекратил работу в опере и сконцентрировал своё внимание на симфоническом репертуаре; при этом осуществил ряд студийных записей опер Верди на EMI и Deutsche Grammophon.
В последующие годы он руководил вместе с Г. Шолти Чикагским симфоническим оркестром (1969―1978; главный приглашённый дирижёр), одновременно в 1973―1976 годах возглавляет Венский симфонический оркестр, а затем, в 1978―1984 годах ― Лос-Анджелелесский филармонический.
В 1982 году Джулини ненадолго вернулся к опере, поставив «Фальстафа» Верди в Лос-Анджелесе (был показан также в Лондоне и Милане) и вызвав споры непривычно драматической интерпретацией последней оперы итальянского классика[5]. В 1984 году семейная трагедия заставила Джулини покинуть Лос-Анджелес и в дальнейшем работать исключительно в Европе. В 1989 году Герберт фон Караян рекомендовал Джулини в качестве своего преемника в Берлинской филармонии; но Джулини счел себя для этого поста уже слишком старым[7]. В 90-х годах, оставаясь по-прежнему востребованным, он выступал все реже и реже, по состоянию здоровья часто отменял концерты в последний момент и в 1998 году завершил свою дирижерскую карьеру.
За исключением недолгого периода в 50-х годах, когда он преподавал в Миланской консерватории и в числе его учеников оказался Лучано Берио, Джулини не занимался преподавательской деятельностью, но его учениками называют себя Саймон Рэттл[8] и Мюнг Ван Чунг[9], работавшие под его руководством в Лос-Анджелесе; своим духовным отцом («padre spirituale») назвал Джулини Клаудио Аббадо[10].
За дирижёрский стиль, сочетавший в себе лирическую теплоту интерпретации и ритмический динамизм, критики иногда сравнивали Джулини с Артуро Тосканини, однако Джулини предпочитал более медленные темпы и демократичную манеру работы с оркестром. Как отмечал ещё в 60-х годах критик В. Швингер, «при всей порывистой упоенности его музицирования Джулини никогда не позволяет оркестру вырываться из упряжки; каждый динамический оттенок он тщательно контролирует. Прелесть его интерпретации как раз и составляет то, как он взвинчивает экстатическую напряженность, чтобы в решающий момент снова ее виртуозно остановить... Он способен лишать грубости даже самые дикие звуковые взрывы. Фразировка на широком дыхании, бережное проведение инструментальных соло, в результате чего они кажутся импровизацией, наконец, умение так лепить мелодию, что она приобретает пластичность, почти осязаемую форму, — все это элементы фундамента, на котором стоит дирижерское искусство Джулини»[2],
Поклявшись себе в молодости (после неудачного исполнения Бранденбургских концертов Баха) не браться за сочинение, пока не будет убеждён в каждой ноте, Джулини даже самых любимых композиторов исполнял избирательно: Бетховен ― единственный, у кого он записал все симфонии. При этом среди его лучших записей ― последние, прощальные сочинения композиторов, включая Шестую симфонию Чайковского, а также Реквиемы ― от Керубини до Бриттена. Человек верующий, Джулини много внимания уделял духовной музыке.
В 40―50-х годах Джулини часто исполнял современных композиторов, с годами всё больше отдавал предпочтение музыке XVIII―XIX веков, ― современная музыка, по мнению Джулини, подменяет эмоции ощущениями; исключениями из этого правила он считал Б. Бриттена, с которым был связан и личной дружбой, и Дмитрия Шостаковича[11].
В известной драме Патрика Зюскинда «Контрабас» именно Джулини, как «лучшее из лучшего», дирижирует фестивальной премьерой «Золота Рейна»[12], ― в действительности Джулини Вагнера не любил, никогда не дирижировал его операми и не оставил ни одной записи его музыки.
Джулини сделал ряд выдающихся записей, среди которых выделяются симфонии Бетховена (№ 1―8 с оркестром Ла Скала; № 3, 5, 6 с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром; № 6, 7, 9 с Берлинским филармоническим оркестром; также студийные и концертные записи с другими оркестрами), Брамса (полный цикл с оркестром «Филармония»; полный цикл с Венским филармоническим оркестром; № 1, 2 с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром; также записи с другими оркестрами), Брукнера (№ 2, 7―9), Малера (№ 1, 9, «Песнь о земле»), оперы «Травиата», «Дон Карлос», «Риголетто», «Трубадур» Д. Верди, «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» В.А. Моцарта, а также два исполнения Реквиема Верди (1964 и 1989) и другие сочинения (на фирмах EMI, «Deutsche Grammophon» и Sony ― в последние годы).
Карло Мария Джулини был избран почетным членом Общества любителей музыки (Gesellschaft der Musikfreunde) Вены (1978), удостоен Почетной докторской степени в гуманитарных науках университета Полей в Чикаго (1979), золотых медалей Международного Малеровского общества (1980) и Международного Брукнеровского общества (1978), Общества друзей Верди (1988). В 1990 году ему были также вручены Почетная золотая медаль Вены и Почетное кольцо Венского филармонического оркестра[13]. На счету Джулини шесть премий «Грэмми» и целый ряд престижных международных премий в области звукозаписи.
По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижёров из разных стран, в числе которых были такие музыканты, как Колин Дэвис (Великобритания), Валерий Гергиев (Россия), Густаво Дудамель (Венесуэла), Марис Янсонс (Латвия), Джулини занял десятое место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён (среди которых не оказалось ни Бруно Вальтера, ни Отто Клемперера, ни Виллема Менгельберга...)[14].
Джулини, Карло Мария.