Донати, Лукреция

26-06-2023

Андреа Вероккьо, т. н. «Флора» — предполагаемый портрет Лукреции Донати, ок. 1480

Лукреция Донати, в замужестве Ардингелли (итал. Lucrezia Donati; Ardinghelli; 1447—1501) — возлюбленная (как предполагается, платоническая) флорентийского правителя Лоренцо Великолепного, вдохновительница его стихов первого периода творчества.

Содержание

Биография

Лукреция Донати являлась той дамой, которую по правилам куртуазной любви Лоренцо Медичи воспевал в своих стихах под именем «Дианы». Он превозносил её как светлую звез­ду, как блестящее солнце, как богиню, явившую земле небес­ное совершенство, и т.д.

Он выбрал её своей музой в 1465 году, когда ей было 18, а ему 16 лет, и она только что вышла замуж за Никколо Ардингелли, с которым была обручена два года. (Сам Лоренцо не мог на ней жениться, поскольку существовали договоренности о его династическом браке со знатной римлянкой)[1].

«Об этой поэтической связи было объявлено во всеуслышание: на большом турнире 1469 года имя Лук­реции красовалось рядом с Клариче Орсини, будущей же­ной Лоренцо. Та, впрочем, не держала обиды: в 1471 году она согласилась быть крестной матерью новорожденного Пьетро Ардингелли, сына Лукреции и Никколо. А Никколо не возражал, чтобы его супруга была царицей флорентий­ских праздников»[2].

Турнир 7 февраля 1469 года, как утверждают, был связан с образом Лукреции: Лоренцо выступал под штандартом работы Верроккьо, изображающим молодую женщину, плетущую венок из зеленых и бурых листьев лавра. Над женской фигурой была радуга в солнечном небе с девизом «Эпоха возвраща­ется». В женской фигуре видели намёк на Лукрецию[2]. Лоренцо, естественно, был объявлен победителем, а Лукреция — королевой красоты турнира.

А перед турниром, который Браччио Мартелли давал, чтобы отпраздновать свою свадьбу Лукреция сплела венок из фиалок[1] для Лоренцо Медичи и попросила его надеть в знак любви к ней[3].

То, что страсть Лоренцо к Лукреции оставалась платоническим поклонением, известно из писем его друзей, которые в своей переписке на это жаловались (и даже рапортовали Лоренцо о том, что они увидели, подглядывая за первой брачной ночью Лукреции и размерах мужского достоинства её супруга — за этим подглядывал Браччио Мартелли)[2]. Алессандра Строцци, родственница её мужа, отпускает в письме своему сыну ядовитую реплику, что Лукреция почти не видит своего супруга, посвящая в его отсутствие по торговым делам все свое время балам и праздникам. Она пишет, например, о том, что на роскошном празднике, который Лоренцо устроил в честь Лукреции 3 февраля 1466 года в папском зале Санта-Мария-Новелла, эта молодая дама была в великолепных одеждах, в ожерелье из больших жемчужин. Угрозу она видит не в ущербе репутации, а осуждает лишь безделье и излишнюю роскошь[4].

Лукреция скончалась в 1501 году, похоронена в церкви Санта-Тринита, в капелле Ардингелли[5].

В искусстве

  • Поэма Innamoramento di Lorenzo de'Medici, написанная Лоренцо, где под именем Галатеи, как предполагается, выведена Лукреция.
  • Турнир, данный Лоренцо в честь Лукреции, воспет Пульчи в его «Стансах на турнир». Лукреция имела сестру Констанцу, которая также упоминается в этих стихах.
  • Пульчи и Бернардо Руччелаи складывали строки о том, какой бледной стала Лукреция, приписывая это изменения её угрызениям совести и сожалениям[3] — предположительно, это связывают с её отказами Лоренцо.
  • В поэме Луиджи Пульчи Da poi che 'l Lauro указывается, что Лукреция была того же рода, как Пиккарда, предположительно Пиккарда Донати, которую Данте встретил в Раю — женщина, которую забрали из монастыря и заставили выйти замуж. Этот образ, предположительно, намекает на нежелательность её брака с Ардингелли.
  • Весна (картина Боттичелли): предполагается, что Лукреция и Симонетта Веспуччи (объект поклонения брата Лоренцо, Джулиано Медичи, о природе страсти которого (плотской или платонической) продолжаются споры) изображены на картине вместе как Венера и Флора[6].
  • Бюст Вероккьо предположительно изображает Лукрецию (по другим предположениям — Джиневру Бенчи). Также предполагают, что к работе мог приложить резец тогдашний ученик Вероккьо Леонардо да Винчи, который мог высечь её руки, благодаря которым работа также называется «Портрет дамы с красивыми руками» (La gentildonna dalle belle mani).
  • Лукрецию и Лоренцо изображали вместе в керамике[7].

В наши дни

  • Упоминается в историческом романе «Флорентийка» Жюльетты Бенцони.
  • В историческом романе Linda Proud «Pallas and the Centaur».
  • Подделанный в XIX веке «Портрет Лукреции Донати» был куплен музеем Виктории и Альберта[8].

Примечания

  1. ↑ David Loth. Lorenzo the Magnificent
  2. ↑ Иван Клулас. Лоренцо Великолепный (ЖЗЛ). Ч.2, гл.2
  3. ↑ Dr. Catherine Lawless. Women on the margins: the ‘beloved’ and the ‘mistress’ in Renaissance Florence
  4. Ann Crabb. The Strozzi of Florence
  5. Иван Клулас. Лоренцо Великолепный (ЖЗЛ). Ч.3, гл. 3
  6. The Portrayal of Love: Botticelli's 'Primavera' and Humanist Culture at the Time of Lorenzo the Magnificent.
  7. Ingeborg Walter, Roberto Zapperi. Das Bildnis der Geliebten
  8. ROBERT HUGHES. Brilliant, But Not For Real // TIMES U.S. Monday, May. 07, 1990)

Литература

  • Charles Dempsey, The Portrayal of Love: Botticelli’s ‘Primavera’ (Princeton, 1992).
  • E. MOLLER. La gentildonna dalle belle mani di Leonardo da Vinci (Lucrezia Donati) BOLOGNA 1954

Донати, Лукреция.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47