22-05-2023
Дми́трий Ива́нович Донцо́в укр. Дмитро Іванович Донцов,(30 августа 1883, Мелитополь — 30 марта 1973, Канада, 90 лет) — доктор юридических наук, украинский литературный критик, публицист, политический деятель, философ, идеолог украинского национализма, ориентированного на европейский национализм.
В 1930х идеи и взгляды Донцовым приобрели большую популярность среди украинской интеллигенции, а особенно молодежи. Некоторые из идей и взглядов Донцова легли в основу политической платформы ОУН.
Содержание |
В 1900 по окончании Мелитопольского реального училища переезжает в Царское село под Петербургом, где продолжает обучение на юридическом факультете Петербургского университета и заканчивает его в 1907.
Будучи студентом, активно участвует в политической деятельности, в 1905 вступает в Украинскую социал-демократическую рабочую партию. Один из редакторов газеты «Наша Дума», издававшейся украинской фракцией Второй Государственной Думы в Петербурге.
Дважды арестован (в 1905 в Петербурге и в 1908 в Киеве). После второго ареста, отбыв 8 месяцев заключения, отпущен на поруки в связи с ухудшением здоровья и благодаря стараниям родственников, в том же году переезжает в Галицию (тогда — территория Австро-Венгрии), а затем — в Вену.
Именно в Галиции он начинает отходить от марксизма к национализму и выдвигает тезис, которому он оставался верен всю свою жизнь: «Актуален не лозунг самостийности — мечтали же когда-то наши украинцы о самостийной Украине в союзе с Россией. Актуален, более реален, более конкретен — скорее осуществим! — лозунг отрыва от России, расторжение любого единения с ней — политический сепаратизм».[1]
В 1909—1911 обучается в Венском университете. В 1912 женится на украинской студентке Марии Бачинской. Проучившись 4 семестра в Вене, в 1911 переезжает во Львов (тогда Лемберг), где продолжает обучение. В 1917 получает степень доктора юридических наук.[2]
В 1913 из-за конфликта на национальной почве выходит из состава УСДРП.
Уже в 1913 году на ІІ Всеукраинском студенческом съезде в Лемберге призывал в докладе «Современное политическое положение нации и наши задачи» к тому, чтобы Украина в грядущей войне ради обретения независимости выступила против России.[3][4]
4 августа 1914 основал и возглавил Союз освобождения Украины. Эта организация была создана под эгидой австро-венгерского министерства иностранных дел фактически с целью оказания пропагандистской поддержки Центральным державам в войне против России. Союз объединял украинских эмигрантов (в основном бежавших из России, спасаясь от преследования властей за деятельность в ходе Первой русской революции 1905—1907 гг.), претендовавших на представительство интересов российских украинцев. В работе организации также участвовал ряд буковинских и галицких деятелей.
Союз, провозгласивший своей задачей отделение Украины от России и образование самостоятельного монархического государства под протекторатом Австро-Венгрии и Германии, вёл националистическую пропаганду среди российских военнопленных украинского происхождения, содержавшихся в лагерях на территории Германии, Австрии и Венгрии.
С 1914 Донцов жил и работал в Вене, затем — в Берлине, а с 1916 — в Швейцарии.
В начале 1918 он возвращается в оккупированный немцами Киев, где работает в правительстве гетмана Скоропадского, возглавляет Украинское телеграфное агентство (УТА). Вместе с Вячеславом Липинским и В. Шеметом создаёт Партию хлеборобов-демократов.
В 1919—1921 — шеф Украинского пресс-бюро при посольстве УНР в Берне (Швейцария).
С 1922 г. — снова во Львове (в то время — на территории Польши), редактор журналов «Литературно-науковий вісник», «Заграва», «Вісник», публикуется в немецкой, швейцарской и польской печати.
В 1926 году пишет ставшую культовой в среде украинских националистов книгу «Национализм».
Позднее отходит от политической деятельности, сосредоточившись на писательском труде и журналистике.
После нападения Германии на Польшу в сентябре 1939 был интернирован польскими властями и провёл две недели в Берёзе-Картузской.
После ввода советских войск на Западную Украину эмигрировал через Гданьск и Берлин в Бухарест, где редактировал журнал «Батава».
С мая 1945 находился в американской оккупационной зоне, откуда через Париж, Англию и США переехал в Канаду. С 1947 до самой смерти жил в Монреале (Канада), где в 1948—1953 преподавал украинскую литературу в местном университете.
Похоронен в США на украинском кладбище Bound-Brook (Нью-Джерси).
Основа идеалистической доктрины Донцова высказанная в книге «Национализм» противопоставление — политическому провинциализму, провансальству, как правого так и левого толка, включая региональный и классовый провинциализм.
В этом отношении доктрина которая развивается в данной книге, как сугубо националистическая, ярко притивостоит и правому и левому провансальству, которое выразительно выступало против «национализма», противоставляя ему узкий идеал того или иного класса или провинции. (Д. Донцов. "Национализм. Винница: ДП «ДКФ», 2006 — С.223)
Д. Донцов критикует Драгоманова, Кулиша и др. «народников», за свойственный им в той или иной степени провинциализм. Объявляет независимость Украины не единственной самоцелью, но первичной, главной целью нации, отбрасывая любые, популярные в конце XIX-го начале XX в., идеи федерализма или автономии, как в составе Польши, так и в составе России, за что в этих странах резко критикуется, обвиняется в «интегральном национализме» или даже «фашизме».
В своей книге «Национализм» Донцов особое внимание уделяет рассуждениям о «воле» как главной движущей силе нации, при этом не фокусируясь на Украине и украинском народе, а говорит о европейских нациях вообще, анализируя и время-от-времени приводя примеры тех или иных крупных европейских наций. Донцов призывал к ориентации на общеевропейские (западноевропейские) ценности, выступал за борьбу и сопротивление имперскому национализму России и шовинизму Польши, против засилия чужих идей и идеалов.[3][4] Обосновывая свои взгляды Донцов выдвигает теории о существовании двух миров («Латино-германский» и «Московско-азиатский»), которые постоянно враждуют между собой. Граница этих «миров» проходит по восточной части этнических границ Украины и Белоруссии.[5][6]. Этим Донцов обосновывал необходимость ориентации украинской внешней политики на Европу.
… это западно-европейские концепции семьи, общины, собственности, это основа органичности нашей культуры, личной инициативы, социальной очерчености и выразительности, сформированности, иерархии, не числа, личной активности, не анархии, идеализма, не материализма. (Д. Донцов. "Национализм. Винница: ДП «ДКФ», 2006 — С.223)
Идеализируя европейскую культуру, ценности и традиции и в подтверждение своих мыслей, Донцов цитирует Поля Валери (Paul Valery) :
«Везде где доминирует европейский дух…наблюдается максимум потребностей, максимум труда, максимум капитала, максимум отдачи, максимум амбиций, максимум могущества, максимум перемен во внешней природе, максимум отношений и перемен. Интересно, что для европейца не имеет значения ни раса, ни язык, ни обычаи, а важны устремления и широта воли…» (Д. Донцов. "Национализм. Винница: ДП «ДКФ», 2006 — С.223)
Донцов, Дмитрий.