Дракон в современной культуре

01-10-2023

(перенаправлено с «Дракон в современной культуре»)
Перейти к: навигация, поиск
Интерпретация восточного дракона в творчестве художницы Esa (персонаж Starburst)

Драконы современности — это фантастические существа, которые зачастую[стиль!] кардинально отличаются от мифологических.

В 60-х годах XX века талантливые авторы научной фантастики провели десакрализацию образа дракона. Прежний статус носителя Абсолютного Зла был заменён на статус друга человека или, иной раз, вовсе домашнего животного. Но в последнее десятилетие XX века и первое XXI процесс пошёл дальше — преодолев «ноль» значительности, образ дракона пошёл в положительную сторону[1][неавторитетный источник? 474 дня]. В произведениях Джорджа Локхарда и Павла Шумила драконы не только ничем не хуже человека, они — куда лучше по своим духовным, физическим качествам и развитию технологий[1].

Драконов рисуют профессионалы-художники: Тодд Локвуд, Майкл Уэлан, Ларри Элмор, Кит Паркинсон, Джеральд Бром, Фрэнк Фразетта, Джефф Изли, Владимир Бондарь, Джон Хоу[16].

Описание

По мнению Тодда Локвуда, драконы имеют много общего с кошками, что выражается в их строении и характере, а вот змей или ящериц напоминать не могут. Драконы должны иметь развитую мускулатуру, чтобы летать[2].

Локвуд считает драконов разумными созданиями[2].

Происхождение

В мире Земноморья Урсулы Ле Гуин драконы, это самостоятельный разумный вид живых существ, который выступает иногда в роли магических хищников, а иногда в роли хранителей древней, недоступной людям мудрости. А. Скляров отмечает схожесть мифологических драконов с динозаврами, а в фильме «Войны драконов» драконы представлены двумя видами: динозаврами типа дейнониха с большими перепончатыми крыльями на спине (западный дракон) и преобразившимися великими змеями (восточный дракон).

Способности

Дракон как существо высшего уровня наделяется многими способностями: огненным или иным дыханием, «истинным зрением» (способность различать любые иллюзии), разного рода магией, способностью превращаться в человека и других существ, телепатией. По большому счёту полёт также надо отнести к способностям, так как в природе нет летающих существ такого большого веса.

Огненное дыхание — это извержение драконом из пасти огня или загорающихся веществ, которое не связано с дыханием как таковым. Тем не менее извержение огня часто предваряет глубокий вдох. Драконоборцем этот момент уязвимости используется для уничтожения дракона[3]. В разное время были разные попытки объяснить физику огненного дыхания. В большинстве фантастических произведений оно объясняется магической природой дракона или является врождённым заклинанием. Также популярна версия Питера Дикинсона о том, что дракон представляет собой своеобразный «дирижабль», наполненный газом метаном, излишки которого при необходимости отрыгиваются и превращаются в пламя. Метан вырабатывается естественным путём в ходе пищеварения. Такое объяснение даётся во многих произведениях, однако резервуары для горючего газа в них часто мизерны (чтобы не нарушать силуэт и не превращать дракона в воздушный шар), что сводит на нет пользу от такого объяснения[4]. Также под вопросом процесс поджигания горючего газа при его выходе из пасти, так как непосредственно из горла пламя выходить не может[5]. Версия смешения на выходе двух газов (которое поджигает оба) весьма популярна[5][6]. Другая версия огнедыхания основана на выработке легковоспламеняемого яда специальной железой и искровом элементе. Для образования или хранения огненосных компонентов у дракона есть специальные органы. Новая трактовка драконьего дыхания появляется в пятой части серии игр The Elder Scrolls. Для применения своего дыхания и других способностней драконы серии TES используют ту'ум - крик, состоящий из слов силы. Овладеть Голосом может каждый (как Седобородые или ярл Ульфрик Буревестник), но главный герой способен использовать ту'ум без длительного обучения, поскольку получает знания убитых драконов вместе с их душами. Каждый ту'ум состоит из трёх Ротмулаг - Слов Силы. Для использования Крика необходимо понять его суть, "стать Криком", что объясняет невозможность для драконов использовать Крик "Драконобой", составленный из слов (JooR - смертный, Zah - конечный, ограниченный, FRUL - временный), концепцию которых драконы не способны понять. Для огненного дыхания драконы серии TES используют ту'ум YOL-TooR-SHUL (пламя-пекло-солнце), для ледяного - FO-KRah-DiiN (мороз-холод-заморозить). Также имена всех драконов (кроме Нафаалиларгуса, служившего Тайберу Септиму) являются ту'умами, с помощью которых их можно призвать; дракон не обязан являться на зов, однако гордыня часто берёт верх над благоразумием. Именно называя драконов по их именам, Довакин получает возможность призвать в мир живых дракона Дюрневира и бросает вызов Одавингу, который впоследствии присягает герою на верность в обмен на свободу.

Помимо огнедыхания есть другие виды «дыхания»: градом, раскалённым песком, ядом, молниями и даже холодом.

Иногда дополнительно указывается, что шкура дракона непробиваема для стрел и копий, не горит, в том числе от огненной магии (проявляет свойства пиромагического негатора).

Жизненный цикл

Обычный дракон

В большинстве фэнтези-произведений срок жизни дракона не ограничен или велик. Драконы, как правило, умирают в результате убийства или несчастного случая, а не от старости. Однако встречаются разные мнения о продолжительности жизни, которые условно можно поделить на несколько категорий по возрастанию. Например, в произведении Ольги Силаевой «Драконье лето» драконы живут всего лишь порядка 100 лет. Драконы Кринна — несколько тысячелетий. В игровой вселенной The Elder Scrolls срок жизни драконов не ограничен, но окончательно их может убить только «драконорождённый» поглотив душу, иначе дракона можно будет воскресить, что и делает Алдуин в пятой части серии.

В произведении К. С. Льюиса «Покоритель зари, или Плавание на край света» (из цикла «Хроники Нарнии») описана естественная смерть дракона (правда, его возраст остался неизвестным).

Драконы могут вести одиночный образ жизни или жить цивилизацией. Обычно самка откладывает яйца. В произведении Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» указано, что драконы должны согревать яйца своим пламенем.

Взаимоотношения с другими существами

Есть много примеров сотрудничества, дружбы и симбиоза, например симбиоз человека и дракона Перна или эльфа и дракона Алагейзии. В произведениях драконы и звери обычно живут бок о бок. Часто встречаются изображения мирного сосуществования драконов и грифонов.

Привычки

Поскольку в большинстве европейских сказок драконы обитают в пещерах и имеют сильное пристрастие к золоту и драгоценным камням (например, Фафнир), это проявилось и в современных сказках. Иногда собирание золота заменяется на коллекционирование, в том числе знаний, либо тяга к золоту объясняется физиологией дракона.

Питаются драконы крупными животными, в некоторых случаях и людьми.

Драконы в фантастике

Несколько видов драконов в фантастике оказали заметное влияние на тематическое творчество других или являются ярким выражением современных представлений о драконах, популяризованное через получившие известность произведения.

Драконы Алагейзии — бессмертные могущественные ящеры, живущие в Алагейзии (тетралогия «Наследие» Кристофера Паолини). В прошлом произошла кровопролитная война между драконами и эльфами, которая закончилась мирным союзом. Согласно его условиям обе стороны создали единый орден Всадников, в котором образовывались неделимые пары драконов и эльфов, призванные охранять мир в Алагейзии. После к этому союзу присоединились и люди. Драконы бессмертны и растут на протяжении всей своей жизни, их пламя способно плавить камни, а также они — источник магической мощи и мудрости прошлого. В явлении Всадников чувствуется заимствование у Энн Маккефри[7].

Драконы Дракии — разумные теплокровные крылатые ящеры с планеты Дракия (Драко (Джордж) Локхард). Изначально были естественно развившейся в жестоких условиях формой жизни, в дальнейшем изменили свой вид генетически и получили бессмертие. Драконы Дракии колонизируют вселенную и изначально представляют гуманную и миролюбивую цивилизацию, идущую по пути технологического прогресса. Но вследствие Катаклизма (катастрофы в масштабе вселенной) были разделены и отрезаны от своей родины, многие из драконов утеряли свои достижения и попали в рабство к людям. Позднее среди драконов развились Диктаторы — существа, обладающие способностями, сравнимыми с божественными[8]. Драконы Дракии показывают дальнейшее положительное развитие образа дракона[1].

Дракон Драко — последний дракон в фильме «Сердце дракона». Эти драконы благородны, миролюбивы, соблюдают Старый Завет, могучи, летучи и огнедышащи, однако очень много их было убито легковооружённым рыцарем Боуином. Все драконы дали обет беречь человечество, когда оно появилось на земле. Последний дракон поделился своим сердцем с жестоким королём Айноном, разделив с ним боль и силу. Но Айнон не стал добрым и благородным, и рыцарь Боуин, учитель короля, поклялся истребить всех драконов. Последний дракон пожертвовал собой, чтобы остановить Айнона. Драко показал драконов нетипичными для кино очеловеченными и вызывающими симпатии у людей, а также в целом представляет дракона как положительного персонажа[9].

Драконы Перна — разумные теплокровные существа, выведенные колонистами планеты Перн (Энн Маккефри) из местных летающих ящериц. При рождении каждый дракон обязан установить телепатическую связь с человеком, который в дальнейшем станет его всадником, иначе новорождённый умирает. Разрыв телепатической связи может быть только со смертью всадника или дракона, причём это в большинстве случаев заканчивается самоубийством партнёра[10]. Драконы при их огромных размерах (до 40 м[11]) летают посредством телепортации, а также способны использовать телепортацию для дальних перемещений в пространстве и времени[12]. В симбиозе с людьми драконы Перна защищают планету от угрозы Нитей, сжигая их в небе. Огонь перинитских драконов образуется биохимически во втором желудке дракона из размельчённого минерала, содержащего фосфин. Драконы — очень мирные существа и сражение дракон против дракона для них просто немыслимо[13]. Научно-фантастические драконы Перна впервые показали симбиоз человека и дракона, идея которого потом была воплощена в тетралогии «Наследие» Кристофера Паолини[7].

Красный дракон из Dungeons and Dragons

Драконы вселенной Dungeons and Dragons — вырастающие до громадных размеров могущественные существа. Покрыты чешуёй, откладывают яйца, однако рептилиями не являются. Обладают различными способностями в зависимости от вида и возраста, практически все наделены умом, многие умеют превращаться в гуманоидов и даже скрещиваться со многими другими видами существ. Скапливают сокровища. Каждый вид имеет свои способности и мировоззрение, изначально все драконы делятся на металлических и цветных (добрых и злых соответственно). Классификация драконов из Dungeons and Dragons широко используется в компьютерных играх и литературе фэнтези[14].

Драконы Шумила — разумные теплокровные существа, созданные студентом-биологом Джафаром (Павел Шумил, «Слово о драконе»). Оставшись один в чужом континууме, Джафар смоделировал и вырастил тело дракона, в которое затем переписал собственную память. Уже дракон Джафар (Коша) создал генетически самок-дракон и стал прародителем драконьей цивилизации. Драконы Шумила — миролюбивые и мудрые исследователи, осваивающие время и пространство. Эти драконы показывают дальнейшее положительное развитие образа дракона[1].

Лондонские драконы — коварные крылатые хищники из фильма «Власть огня». Огромны, огнедышащи и агрессивны. Именно они были причиной гибели всех динозавров. Будучи разбуженными в современности, драконы очень быстро расплодились и поставили человеческий род на грань вымирания. Единственный громадный самец пробудился и жил в Лондоне; все прочие драконы были самками. В этом фильме драконы впервые были представлены в современном антураже[15].

Материальное воплощение

Скульптура дракона в Сингапуре

Мифологические образы драконов воплощаются в архитектуре и скульптуре, в том числе специально созданных для привлечения туристов.

Например, в Рязанской области из старого гаража был создан резной корабль-дракон[16]. Английский художник Птолеми Эльрингтон построил десятиметровую скульптуру дракона из колёсных колпаков[17]. А в Китае в 2007 году было запланировано построить новую достопримечательность — дракона высотой в 30 метров и длиной 21 километр, который бы располагался на хребте горы Шидзу в центральной провинции Хэнань. Дракона планировалось закончить в 2009 году к 60-летнему юбилею коммунистического режима в Китае.

В Великобритании в Уэльсе планируется построить 40-метровую смотровую башню со статуей дракона высотой 25 метров. Дракон олицетворяет валлийскую мифологию, сможет поспорить со Статуей Свободы в Нью-Йорке и Христом-Искупителем в Рио-де-Жанейро[18].

Дракон и драконица в Варне

Дракон очень популярен как изображение на теле (татуировка). Принц Уэльский (король Эдуард VII) имел на теле дракона, вытатуированного престижнейшим мастером Японии. Самая большая в мире татуировка — также дракон. Она была размещена на спинах 20 человек японцами в 1804 году[19].

Дракон часто присутствует в названии заведений, желающих подчеркнуть свою принадлежность к восточной культуре, например, тату-салонах, ресторанах, школах боевых искусств.

Несмотря на изменение значения дракона со временем, христианство отрицательно относится к нему. Установленная в октябре 2010 года в Варне (Болгария) скульптура двух драконов (самки и самца), держащих золотое «яйцо познания», вызвала возмущение православных верующих. Они утверждают, что скульптурная композиция олицетворяет зло, а драконы — это дьявол и дьяволица[20].

См. также

Примечания

  1. ↑ Сила, слабость и боевое применение драконов // Мир фантастики. — 2003. — № 2.
  2. 1 2 Дмитрий Злотницкий «Драконы — разумные создания!» // «Мир Фантастики» № 48, август 2007
  3. См. финал фильма «Власть огня».
  4. См. фильм «Последний дракон»
  5. ↑ Полёт и огнедыхание
  6. См. фильм «Власть огня».
  7. ↑ Мир Фантастики — Кристофер Паолини «Эрагон»
  8. Drakia 9: Dragons
  9. Мир Фантастики — Рецензия на фильм «Сердце дракона»
  10. См. роман «Морита — Повелительница драконов» Энн Маккефри.
  11. Всадники Перна. Материалы -> Биология
  12. Всадники Перна. Материалы -> Биология
  13. См. роман «Белый дракон» Энн Маккефри.
  14. ЛКИ — Драконы
  15. Рецензия на VHS «Власть огня»
  16. В гостях у дракона // Идеи вашего дома. — 2007. — № 10.
  17. Artist creates sculptures from hubcaps (англ.). The Telegraph (14.11.2008). Проверено 28 июня 2012. Архивировано из первоисточника 13 сентября 2012.
  18. Валлийцы желают разбудить на башне бронзового дракона (рус.). Membrana (2 марта 2010). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  19. Татуировка: изобразительное искусство или китч?» // «МК в Питере», 20.08.2003
  20. Языческий памятник возмутил православных горожан болгарской Варны (рус.). Седмица.Ru (28.10.2010). Проверено 2 ноября 2010. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.

Литература

  • L. Newton Hayes, Fong F. Sec. The Chinese Dragon. Kessinger Publishing, 2003.
  • Bates, Roy. Chinese Dragons. Oxford University Press, 2002.
  • Копычева Т. А. «Мифологическое драконоведение» — ISBN 978-5-9533-1824-2.

Ссылки

  • Святослав Логинов «К вопросу о классификации европейских драконов» (рус.)
  • Китайские драконы (англ.) (фотографии с пояснениями)
  • Описание драконов на сайте «Гнездо дракона» (рус.)
  • Иконография драконов в Варварской энциклопедии (рус.)
  • Анна Кривошеина «Драконы»
  • Драконье бремя: большая статья о драконах в истории, литературе, кино и видеоиграх

Дракон в современной культуре.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47