29-07-2023
Д-2 «Народоволец» | ||
---|---|---|
|
||
|
||
История корабля | ||
Государство флага | СССР | |
Спуск на воду | 19 мая 1929 | |
Выведен из состава флота | 5 марта 1987 | |
Современный статус | установлена в Санкт-Петербурге в качестве музея | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | Большая ДПЛ | |
Обозначение проекта | Д — «Декабрист» | |
Скорость (надводная) | 11,3 узла | |
Скорость (подводная) | 8,7 узла | |
Предельная глубина погружения | 90 м | |
Автономность плавания | 40 суток | |
Экипаж | 53 человека | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 933 т | |
Водоизмещение подводное | 1 354 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 76 м | |
Ширина корпуса наиб. | 6,5 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 3,8 м | |
Силовая установка | ||
двухвинтовая дизель-электрическая Дизели: 2 x 1100 л.с. Электромоторы: 2 x 525 л.с. |
||
Вооружение | ||
Артиллерия | 1x102-мм Б-2, затем 1x100 Б-24ПЛ | |
Торпедно- минное вооружение |
Торпедные аппараты/калибр: 6/533 мм(носовые) 2/533 мм(кормовые) Боекомплект (торпед): 14 |
|
ПВО | 1 x 45 мм/46 21-К, 1 пулемёт | |
Изображения на Викискладе |
Д-2 «Народоволец» — (серии I, проект Д — «Декабрист», заводской № 178) — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны. За период войны «Д-2» совершила 4 боевых похода, произвела 12 торпедных атак с выпуском 19 торпед, уничтожила одно судно (4090 брт), повредила одно судно (2972 брт).
Содержание |
Изначально подводная лодка называлась просто «Народоволец», 21 августа 1934 года была переименована в «Д-2», однако как в обиходе, так и в официальных документах называлась как «Д-2», так и «Народоволец». Лодка была заложена 5 марта 1927 года на Балтийском заводе № 189 в Ленинграде, спущена на воду 19 мая 1929 года и 11 октября 1931 года вошла в состав Балтийского флота.
Летом 1933 года, лодка совершила переход по Беломоро-Балтийскому каналу и 5 августа вошла в состав Северного флота. 29 сентября 1939 года «Д-2» вернулась на Балтику и встала на ремонт и модернизацию.
Свой первый поход «Д-2» совершила 23 сентября 1942 года под командованием Р. В. Линденберга, спустя сутки лодка чуть не погибла, когда запуталась в противолодочной сети, выставленной немцами; двое суток подводники освобождали подводную лодку, погружаясь днём под воду, а ночью рубили стальную сеть. После освобождения «Д-2» прибыла на позицию у острова Борнхольм. 14 октября «Народоволец» открыл счёт, отправив на дно транспорт «Якобус Фрицен» (Jacobus Fritzen, 4.090 брт). Пять дней спустя, 19 октября 1942 года, лодка торпедировала и тяжело повредила морской паром «Дойчланд» (Deutschland, 2.972 брт), курсировавший между немецким городом Зассниц и шведским городом Треллеборг, при этом погибли 5 солдат, ещё 20 солдат и двое гражданских пропали без вести, 27 солдат и 6 гражданских получили ранения[1]. По заявлениям шведской прессы погибло более 600[2] по другим данным 900[3] человек. По данным разведки Балтфлота среди погибших был заместитель премьер-министра Норвегии Лунде, который возвращался после доверительной беседы с Адольфом Гитлером на родину. На самом деле Лунде погиб в автокатастрофе через 6 дней после атаки "Дойчланда" советской подлодкой и отношения к ней не имел[1].
После окончания войны «Д-2» продолжила нести службу на Балтийском флоте. В 1956 году подлодку разоружили и переформировали в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть УТС-6, исключив лодку из боевого состава флота. В 1989 году специальным постановлением правительства было решено создать мемориальный комплекс героям-подводникам Великой Отечественной войны, учёным, конструкторам и судостроителям. Комплекс был разработан в бюро морской техники ФГУП «ЦКБ МТ Рубин». В том же году «Д-2» была установлена в качестве мемориала-музея в Шкиперском протоке, неподалеку от площади Морской Славы, в Санкт-Петербурге, где стоит и в настоящее время. В 1993 году на лодке «Д-2» была открыта музейная экспозиция, при открытии музея присутствовали В. В. Путин, адмирал И. В. Касатонов, вице-адмирал В. В. Гришанов, контр-адмирал Л. Д. Чернавин, начальник Центрального военно-морского музея капитан 1 ранга Е. Н. Корчагин.[2][4]
В разные годы кораблём командовали[5]:
Д-2 «Народоволец».