Железнодорожные войска ВС России являются специальными войсками и предназначены для выполнения задач железнодорожного обеспе́чения (подготовки, строительства, восстановления и заграждения (препятствие использованию противником) объектов железнодорожных путей сообщения).
Общая численность достигла 4 340 человек личного состава. Задачей первых военно-железнодорожных подразделений стала поддержка рабочего состояния железнодорожных путей, переездов, мостов, а также их охрана.
Во время русско-турецкой войны (1877—1878 годов), личный состав ЖДВ обеспечивал непрерывное снабжение соединений русской армии по построенному ими же железнодорожному участку Бендеры — Галац.
Железнодорожные части входили в состав инженерных войск вплоть до 1908 года включительно. Затем они были выделены в самостоятельную категорию и подчинены службе военных сообщений (ВОСО) Генерального штаба.
В ходе Первой мировой войны, личным составом частей и соединений, было построено около 300 километров (км) ширококолейных железных дорог и до 4 000 км узкоколейных, восстановлено более 4 600 км верхнего строения пути и почти 5 000 км телефонно-телеграфных линий железнодорожной связи.
Собственный Его Императорского Величества железнодорожный полк — гвардейская часть русской императорской армии, обеспечивавшая все железнодорожные поездки императорской фамилии, обслуживавшая и охранявшая императорский поезд и царскую железнодорожную ветку.
2-й железнодорожный батальон — сформирован 25.04.1877 года, в составе 2-х строительных и 2-х эксплуатационных рот. Включен в состав 2-й саперной бригады.
За время Гражданской войны (с 1918 года по 1921 год) восстановили и обеспечили эксплуатацию 22 000 км железных дорог, восстановили 3169 железнодорожных мостов.
Обеспечивали боевые действия РККА в ходе военных конфликтов на КВЖД (1929 году), в районе озера Хасан (1938 году) и реки Халхин-Гол (1939 году).
В 1939 году, при подготовке наступательной операции, восточнее реки Халхин-Гол, в условиях пустынно-степной местности, за 76 рабочих дней, была построена 324-километровая железная дорога Борзя — Баин — Тумен.
В ходе советско-финской войны, в 1940 году, за 47 рабочих дней, в исключительно тяжелых зимних погодных условиях, была построена 132 километровая железная дорога Петрозаводск — Суоярви.
В годы Великой Отечественной войны личным составом железнодорожных войск и специальных формирований Народного комиссариата путей сообщения СССР было восстановлено главных путей 81 332 км, вторых путей 6 901 км, станционных путей 29 041 км, стрелочных переводов 76 984. Кроме того было построено и восстановлено 2 720 км железных дорог узкой колеи, 73 456 км линий связи, 7 990 станций и разъездов, 2 345 пунктов водоснабжения и ряд других сооружений.
Из приказа Народного комиссара обороны СССР от 28 апреля 1942 г. № 127: "28-я отдельная железнодорожная бригада показала образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности. Ведя непрерывные бои с немецко-фашистскими захватчиками, указанная часть нанесла огромные потери фашистским войскам и своими сокрушительными ударами уничтожила живую силу и технику противника, беспощадно громила немецких захватчиков. За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава преобразовать 28-ю железнодорожную бригаду в 1-ю гвардейскую железнодорожную бригаду."
За период с 1946 года по 1950 год, было выполнено 37 000 000 кубических метров земляных работ, уложено 6 230 км пути, капитально восстановлено 2632 моста, 227 локомотивных депо, 57 вокзалов (среди них один из красивейших в стране — вокзал в городе Сочи), построено 437 000 квадратных метров жилой площади.
В Вооружённых Силах СССР имелось[когда?] 4 железнодорожных корпуса, два из которых принимали участие в строительстве БАМа:
железнодорожный корпус (ждк) (Штаб-квартира г. Тында)
железнодорожный корпус (Штаб-квартира пгт. Чегдомын)
железнодорожный корпус (Штаб-квартира г. Свердловск)
Вручение знамени Железнодорожных войск России, директору Федеральной службы Железнодорожных войск России — командующему Железнодорожными войсками России, генерал-полковнику Григорию Когатько, Соборная площадь, Кремль, город Москва, 21 февраля 2002 года.
В связи с реорганизацией союзных министерств, находящихся на территории Российской Федерации, Указом Президента РФ[2] от 18.04.1992 № 392 «О железнодорожных войсках Российской Федерации»[3] Главное управление железнодорожных войск, соединения, части, учреждения, военно-учебные заведения и предприятия железнодорожных войск, дислоцирующихся на территории Российской Федерации, были приняты под юрисдикцию Российской Федерации. На базе железнодорожных войск, дислоцирующихся на территории Российской Федерации, были образованы железнодорожные войска Российской Федерации, а на базе Главного управления железнодорожных войск — Главное управление железнодорожных войск при Министерстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Указом Президента РФ[2] от 30.09.1992 № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» Главное управление железнодорожных войск при Министерстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации было реорганизовано в Федеральное управление железнодорожных войск при Министерстве путей сообщения Российской Федерации.
07.08.1995 вступил в силу Федеральный закон от 05.08.1995 № 126-ФЗ «О Железнодорожных войсках Российской Федерации». Указом Президента РФ[2] от 7 сентября 1995 года № 903 Федеральное управление железнодорожных войск при Министерстве путей сообщения Российской Федерации было реорганизовано в Федеральную службу железнодорожных войск Российской Федерации.
Указом Президента РФ[2] от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации была упразднена, а её функции переданы Министерству обороны Российской Федерации. Положения данного указа, касающиеся Федеральной службы железнодорожных войск России, вступили в силу после вступления в силу соответствующего федерального закона (ФЗ от 29.06.2004 № 58-ФЗ).
Неоднократно Российские железнодорожные войска восстанавливали мосты и пути сообщения за рубежом, разрушенные в результате военных действий (например, в Абхазии в 2008 г.).
Кроме того, железнодорожные войска принимают участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).
железнодорожный корпус (ждк) (Штаб-квартира Смоленск)
50-я отдельная железнодорожная бригада (г. Свободный Амурской области)
118-й отдельный понтонно-мостовой железнодорожный батальон (г. Хабаровск)
Продолжает функционировать высшее военно-учебное заведение по подготовке офицерские кадров для железнодорожных войск и органов военных сообщений, преемник ЛВУ ЖДВ и ВОСО[5]:
с 1 января 1994 — Военно-транспортный институт Железнодорожных войск и военных сообщений (ВТИ ЖДВ и ВОСО)
с 22 октября 1997 — Военно-транспортный университет Железнодорожных войск Российской Федерации (ВТУ ЖДВ РФ)
с 1 октября 2009 — Военно-транспортный институт Железнодорожных войск и военных сообщений (ВТИ ЖДВ и ВОСО)
с 2010 — начальник Главного управления железнодорожных войск генерал-лейтенант О. И. Косенков
Техническое оснащение
В распоряжении железнодорожных войск имеются высокопроизводительные комплексы машин и инструментов, совершенные конструкции и приспособления для восстановления и строительства железных дорог. В комплексы входят:
↑ Указ Президента Российской Федерации от 7.09.1995 № 903 «О Федеральной службе железнодорожных войск Российской Федерации»
Указ Президента Российской Федерации от 18.04.1992 № 392 «О Железнодорожных войсках Российской Федерации»
Начальники тыла ВС РФ // Сайт Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации (vamto.net) (Проверено 13 декабря 2013)
История ВИ (ЖДВ и ВОСО) ВА МТО // Сайт Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации (vamto.net) (Проверено 13 декабря 2013)
Литература
Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия,
А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Ссылки
Главное управление начальника железнодорожных войск // Сайт Министерства обороны Российской Федерации (stat.mil.ru) (Проверено 13 декабря 2013)
Железнодорожные войска // Сайт Министерства обороны Российской Федерации (www.mil.ru)(недоступная ссылка — Архивировано из первоисточника 12 августа 2010.
Официальный сайт Железнодорожных войск (www.zdvoiska.ru)(недоступная ссылка — Архивировано из первоисточника 14 ноября 2011.
Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения // Сайт Министерства обороны Российской Федерации (mil.ru) (Проверено 13 декабря 2013)
ВИ (ЖДВ и ВОСО) ВА МТО // Сайт Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации (vamto.net) (Проверено 13 декабря 2013)
Главная // Сайт Военно-транспортного университета железнодорожных войск (www.vtugdv.ru) (Проверено 13 декабря 2013)
Исторические сведения о железнодорожных войсках // Веб-сайт, посвящённый войсковой части 10905 (www.gdv10905.ru) (Проверено 13 декабря 2013)
Железнодорожные Войска // Сайт «Анализ Вооруженых Сил России WARFARE.BE» (Проверено 13 декабря 2013)
Созаев-Гурьев Е. Минобороны поставило «Уралы» на рельсы / видео: Егор Созаев-Гурьев, Георгий Сарсеков, Евгений Лешин / Сайт Infox.ru, телестудия ЖДВ Минобороны РФ // Сайт «Infox.ru» (www.infox.ru) 28.11.2009
Гаврилов Ю. Бригады − в готовности. Железнодорожные войска стали меньше, но мобильнее // «Российская газета», 29.01.2010. — Федеральный выпуск №5097(18)