ЖДВ ВС РФ

20-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Железнодорожные войска
Вооружённых сил Российской Федерации
(ЖДВ ВС РФ[1])

Флаг

Большая эмблема ЖДВ ВС РФ

Малая эмблема
Годы существования

6 августа 1851 года — настоящее время

Страна

Россия

Входит в

Тыл Вооружённых Сил Российской Федерации

Тип

Специальные войска (служба)

Численность

28 500 человек

Дислокация

Российская Федерация

Участие в
Командиры
Известные командиры

Смотри список

Железнодорожные войска Вооружённых сил Российской Федерации (ЖДВ ВС РФ[1]) — формирование (объединение) в составе Вооружённых сил Российской Федерации, участвующее в обеспечении обороноспособности государства.

Железнодорожные войска ВС России являются специальными войсками и предназначены для выполнения задач железнодорожного обеспе́чения (подготовки, строительства, восстановления и заграждения (препятствие использованию противником) объектов железнодорожных путей сообщения).

Первые подразделения железнодорожных войск в мире были созданы в России в 1851 году, в составе инженерных войск вооружённых сил Российской империи.

В других государствах такие войска могут называться транспортными войсками.

История

Железнодорожные войска впервые были учреждены 6 августа 1851 года по приказу императора Николая I. В соответствии с документом «Положения о составе управления С.-Петербурго – Московской железной дороги» было сформировано:

  • 14 отдельных военно-рабочих рот
  • две кондукторские роты
  • одна телеграфическая рота.

Общая численность достигла 4 340 человек личного состава. Задачей первых военно-железнодорожных подразделений стала поддержка рабочего состояния железнодорожных путей, переездов, мостов, а также их охрана.

Железнодорожные части вошли в состав инженерных войск начиная с момента их создания в 1870 году. Сначала в виде железнодорожных команд, а с 1876 года — железнодорожных батальонов.

Во время русско-турецкой войны (1877—1878 годов), личный состав ЖДВ обеспечивал непрерывное снабжение соединений русской армии по построенному ими же железнодорожному участку Бендеры — Галац.

Железнодорожные части входили в состав инженерных войск вплоть до 1908 года включительно. Затем они были выделены в самостоятельную категорию и подчинены службе военных сообщений (ВОСО) Генерального штаба.

В ходе Первой мировой войны, личным составом частей и соединений, было построено около 300 километров (км) ширококолейных железных дорог и до 4 000 км узкоколейных, восстановлено более 4 600 км верхнего строения пути и почти 5 000 км телефонно-телеграфных линий железнодорожной связи.

Состав

Имперский период

Группа офицеров 2-го Закаспийского железнодорожного батальона в День батальонного праздника, город Мерв, 15 мая 1894 года
Строительство пути. Воинский поезд Русской императорской армии в Азии, иллюстрация из «Патриота», 6 марта 1904 года.
Выполнение земляных работ железнодорожными войсками с использованием парового экскаватора, январь 1915 года

Советский период

Петличная эмблема железнодорожных войск ВС СССР образца 1936 г.
Петличная эмблема железнодорожных войск ВС СССР образца…

За время Гражданской войны (с 1918 года по 1921 год) восстановили и обеспечили эксплуатацию 22 000 км железных дорог, восстановили 3169 железнодорожных мостов.

В 1926 году военнослужащие Отдельного корпуса железнодорожных войск РККА начали проводить топографическую разведку будущей трассы Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Обеспечивали боевые действия РККА в ходе военных конфликтов на КВЖД (1929 году), в районе озера Хасан (1938 году) и реки Халхин-Гол (1939 году).

В 1939 году, при подготовке наступательной операции, восточнее реки Халхин-Гол, в условиях пустынно-степной местности, за 76 рабочих дней, была построена 324-километровая железная дорога Борзя — Баин — Тумен.

В ходе советско-финской войны, в 1940 году, за 47 рабочих дней, в исключительно тяжелых зимних погодных условиях, была построена 132 километровая железная дорога Петрозаводск — Суоярви.

В годы Великой Отечественной войны личным составом железнодорожных войск и специальных формирований Народного комиссариата путей сообщения СССР было восстановлено главных путей 81 332 км, вторых путей 6 901 км, станционных путей 29 041 км, стрелочных переводов 76 984. Кроме того было построено и восстановлено 2 720 км железных дорог узкой колеи, 73 456 км линий связи, 7 990 станций и разъездов, 2 345 пунктов водоснабжения и ряд других сооружений.

  • Из приказа Народного комиссара обороны СССР от 28 апреля 1942 г. № 127: "28-я отдельная железнодорожная бригада показала образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности. Ведя непрерывные бои с немецко-фашистскими захватчиками, указанная часть нанесла огромные потери фашистским войскам и своими сокрушительными ударами уничтожила живую силу и технику противника, беспощадно громила немецких захватчиков. За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава преобразовать 28-ю железнодорожную бригаду в 1-ю гвардейскую железнодорожную бригаду."

За период с 1946 года по 1950 год, было выполнено 37 000 000 кубических метров земляных работ, уложено 6 230 км пути, капитально восстановлено 2632 моста, 227 локомотивных депо, 57 вокзалов (среди них один из красивейших в стране — вокзал в городе Сочи), построено 437 000 квадратных метров жилой площади.

В Вооружённых Силах СССР имелось[когда?] 4 железнодорожных корпуса, два из которых принимали участие в строительстве БАМа:

  • железнодорожный корпус (ждк) (Штаб-квартира г. Тында)
  • железнодорожный корпус (Штаб-квартира пгт. Чегдомын)
  • железнодорожный корпус (Штаб-квартира г. Свердловск)
  • железнодорожный корпус (Штаб-квартира г. Киев)

А также существовало Ленинградское высшее ордена Ленина Краснознаменное училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе, готовившее офицерские кадры для железнодорожных войск и органов военных сообщений (ЛВУ ЖДВ и ВОСО).

Современный период

Вручение знамени Железнодорожных войск России, директору Федеральной службы Железнодорожных войск России — командующему Железнодорожными войсками России, генерал-полковнику Григорию Когатько, Соборная площадь, Кремль, город Москва, 21 февраля 2002 года.

В связи с реорганизацией союзных министерств, находящихся на территории Российской Федерации, Указом Президента РФ[2] от 18.04.1992 № 392 «О железнодорожных войсках Российской Федерации»[3] Главное управление железнодорожных войск, соединения, части, учреждения, военно-учебные заведения и предприятия железнодорожных войск, дислоцирующихся на территории Российской Федерации, были приняты под юрисдикцию Российской Федерации. На базе железнодорожных войск, дислоцирующихся на территории Российской Федерации, были образованы железнодорожные войска Российской Федерации, а на базе Главного управления железнодорожных войск — Главное управление железнодорожных войск при Министерстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Указом Президента РФ[2] от 30.09.1992 № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» Главное управление железнодорожных войск при Министерстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации было реорганизовано в Федеральное управление железнодорожных войск при Министерстве путей сообщения Российской Федерации.

07.08.1995 вступил в силу Федеральный закон от 05.08.1995 № 126-ФЗ «О Железнодорожных войсках Российской Федерации». Указом Президента РФ[2] от 7 сентября 1995 года № 903 Федеральное управление железнодорожных войск при Министерстве путей сообщения Российской Федерации было реорганизовано в Федеральную службу железнодорожных войск Российской Федерации.

Указом Президента РФ[2] от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации была упразднена, а её функции переданы Министерству обороны Российской Федерации. Положения данного указа, касающиеся Федеральной службы железнодорожных войск России, вступили в силу после вступления в силу соответствующего федерального закона (ФЗ от 29.06.2004 № 58-ФЗ).

05 октября 2004 года железнодорожные войска вернули в состав ВС России (в подчинение Тыла ВС РФ[4]).

Неоднократно Российские железнодорожные войска восстанавливали мосты и пути сообщения за рубежом, разрушенные в результате военных действий (например, в Абхазии в 2008 г.).

Кроме того, железнодорожные войска принимают участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Появились[когда?] территориальные командования. На них замкнули 10 бригад постоянной готовности.

Территориальное командование (г. Смоленск)

  • 29-я отдельная железнодорожная бригада (г. Брянск)
  • 34-я отдельная железнодорожная бригада (г. Рязань)
  • 38-я отдельная железнодорожная бригада (г. Ярославль)

Территориальное командование (г. Волгоград)

  • 37-я отдельная железнодорожная бригада (г. Невинномысск)
  • 39-я отдельная железнодорожная бригада (г. Тимашевск)
  • 333-й отдельный понтонно-мостовой железнодорожный батальон (г. Волгоград)

Территориальное командование (г. Екатеринбург)

  • 5-я Краснознаменная Познанская отдельная железнодорожная бригада (г. Абакан)
  • 43-я отдельная железнодорожная бригада (г. Екатеринбург)
  • 48-я отдельная железнодорожная бригада (г. Омск)
  • А 1-ю гвардейскую ождбр (Барнаул) - расформировали или скадрировали??, в Красноярске кадрированная стояла и учебный полк в Екатеринбурге на 1995 год.

Территориальное командование (г. Хабаровск)

  • 7-я отдельная железнодорожная бригада (г. Комсомольск-на-Амуре)
  • 50-я отдельная железнодорожная бригада (г. Свободный Амурской области)
  • 118-й отдельный понтонно-мостовой железнодорожный батальон (г. Хабаровск)

Продолжает функционировать высшее военно-учебное заведение по подготовке офицерские кадров для железнодорожных войск и органов военных сообщений, преемник ЛВУ ЖДВ и ВОСО[5]:

  • с 1 января 1994 — Военно-транспортный институт Железнодорожных войск и военных сообщений (ВТИ ЖДВ и ВОСО)
  • с 22 октября 1997 — Военно-транспортный университет Железнодорожных войск Российской Федерации (ВТУ ЖДВ РФ)
  • с 1 октября 2009 — Военно-транспортный институт Железнодорожных войск и военных сообщений (ВТИ ЖДВ и ВОСО)
  • с 1 июля 2011 — филиал Военной академии тыла и транспорта (ВАТТ)
  • с февраля 2012 — Петродворцовый филиал ВАТТ
  • с 15 марта 2012 — Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) /ВИ (ЖДВ и ВОСО)/ ВАТТ им. генерала армии А. В. Хрулёва.
  • с 2012 — ВИ (ЖДВ и ВОСО) Военной академии материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулёва.

Руководители

Техническое оснащение

В распоряжении железнодорожных войск имеются высокопроизводительные комплексы машин и инструментов, совершенные конструкции и приспособления для восстановления и строительства железных дорог. В комплексы входят:

См. также

Примечания

  1. ↑ [1], [2] и др.
  2. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 7.09.1995 № 903 «О Федеральной службе железнодорожных войск Российской Федерации»
  3. Указ Президента Российской Федерации от 18.04.1992 № 392 «О Железнодорожных войсках Российской Федерации»
  4. Начальники тыла ВС РФ // Сайт Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации (vamto.net) (Проверено 13 декабря 2013)
  5. История ВИ (ЖДВ и ВОСО) ВА МТО // Сайт Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации (vamto.net) (Проверено 13 декабря 2013)

Литература

  • Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия,
  • А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Ссылки

  • Главное управление начальника железнодорожных войск // Сайт Министерства обороны Российской Федерации (stat.mil.ru) (Проверено 13 декабря 2013)
  • Железнодорожные войска // Сайт Министерства обороны Российской Федерации (www.mil.ru)(недоступная ссылка — Архивировано из первоисточника 12 августа 2010.
  • Официальный сайт Железнодорожных войск (www.zdvoiska.ru)(недоступная ссылка — Архивировано из первоисточника 14 ноября 2011.
  • Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения // Сайт Министерства обороны Российской Федерации (mil.ru) (Проверено 13 декабря 2013)
  • ВИ (ЖДВ и ВОСО) ВА МТО // Сайт Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации (vamto.net) (Проверено 13 декабря 2013)
  • Главная // Сайт Военно-транспортного университета железнодорожных войск (www.vtugdv.ru) (Проверено 13 декабря 2013)
  • Исторические сведения о железнодорожных войсках // Веб-сайт, посвящённый войсковой части 10905 (www.gdv10905.ru) (Проверено 13 декабря 2013)
  • Железнодорожные Войска // Сайт «Анализ Вооруженых Сил России WARFARE.BE» (Проверено 13 декабря 2013)
  • Созаев-Гурьев Е. Минобороны поставило «Уралы» на рельсы / видео: Егор Созаев-Гурьев, Георгий Сарсеков, Евгений Лешин / Сайт Infox.ru, телестудия ЖДВ Минобороны РФ // Сайт «Infox.ru» (www.infox.ru) 28.11.2009
  • Гаврилов Ю. Бригады − в готовности. Железнодорожные войска стали меньше, но мобильнее // «Российская газета», 29.01.2010. — Федеральный выпуск №5097(18)

ЖДВ ВС РФ.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47