14-08-2023
Жагалбайлы (ягалбайлы, жагалбай, жагалмай) - является одним из родов казахов, башкир, ногайцев, киргизов, каракалпаков.
Содержание |
Жагалбайлы потомки древнего народа бурджанов (бурзян). Предки бурзянцев - тюрки Центральной Азии, мигрировавшие в первой половине первого тысячелетия нашей эры в низовье Сырдарьи и в Приаралье. На формирование этнического облика бурзян оказало влияние пребывание их в иранской, угорской и тюрко - печенежской среде Приаралья, а позже - в болгарской среде Привзовья. Под собственным именем "бурджан" бурзяне упоминаются на территории от Прикаспия до Византии с конца первого тысячелетия нашей эры до XIV века.
Древними родами в составе племени бурзян были мунаш и ягалбай (ягылбай — дербник). Киргизская родо-племенная этнонимия сохранила оба названия, причем в близком к башкирским бурзянам сочетании: род жагалмай входит в подразделение мунгуш (Абрамзон, 1971, стр. 284). Этноним монгуш зафиксирован в составе тувинцев (Вайнштейн, 1969, стр. 12—13), жагалтай — каракалпаков (Жданко, 1950, стр. 36), жагалбайлы — казахов (Востров, 1962, стр. 80). Добавим к этому точное совпадение тамг, и сходное их развитие у башкирских бурзян (рода мунаш), казахского рода жагалбай и киргизского жагалмай.
С. М. Абрамзон со слов информаторов передает, что эта тамга является у киргизов “древней” и “во многих вариантах представляет собой изо-бражение летящей птицы” (Абрамзон, 1971, стр. 285). Указанным тамгам нетрудно найти аналогии среди тамговых знаков, извлеченных из китайского сочинения VIII— X вв. “Танхуняо”: они принадлежали древнетюркским племенам чиг, упомянутым в орхонских памятниках, и енисейским кыргызам (Зуев, 1960, стр. 103, ИЗ, 132). Широкая распространенность тамги типа ягалбай среди тюркских народов, а также другие приведенные выше факты являются дополнительной аргументацией древнетюркского и центральноазиатского происхождения основных ее носителей, в частности башкирских бурзян.
Центром, откуда этноним ягалбай (жагалбай, жагалмай, жагалтай) распространился и попал в среду башкир, казахов, кир-гизов, каракалпаков, были, очевидно, приаральские степи. Об этом свидетельствуют не только события из истории бурджанов, но и предания казахских жагалбайлинцев о том, что их род “некогда жил где-то на юге Аральского моря”. Сообщивший это предание исследователь этнографии казахов В. В. Востров находится, на наш взгляд, на пути правильной и крупной догадки, когда пишет, что некогда могущественные “жагалбайлы” “подверглись когда-то разгрому и были рассеяны на огромной площади” (Востров, 1962, стр. 76). Дело лишь в том, что предки “жагалбайлинцев” назывались бурджанами.
Жагалбайлы входит в состав Младшего Жуза казахов, племенного объединения Жетыру. Семь родов Жетыру были присоединены к Младшему Жузу ханом Тауке.
Одним из главных героев казахской поэмы Кыз Жибек, является Толеген из рода Жагалбайлы. Известные казахи жагалбайлы:
Бурджаны разделялись на два больших племенных союза. Башкирские бурзяны считают себя потомками Урал Батыра, Жагалбай являясь ураном (Тамгой всего рода Бурджан-Бурзян), поклонялись аруаку Ману (МАН АТА) своему прародителю. Согласно древним мифам у бога (Туесто) ТЕНГРИ было два сына МАН и ЯМЫШ. От МАНА родился КАРАБУГА батыр, от него - ЖАГАЛБАЙ. От Ямыша родился Урал-батыр от него происходят Бурзяны - Башкирские, ураном для них является "Урал". Родиной для всех Бурджан был полуостров МАНГЫШЛАК, именно с Мангистау Бурджаны ушли на запад. Гора - хребет, по которой в настоящее время проходит автомобильная дорога на Актау, называется "МАН АТА". В 50 км южнее есть гора, которая называется "ЖАГАЛБАЙ". МАНУШ на древне-киргизском - сын МАНА,Это один родов киргизов. ЖАГАЛБАЙ на староказахском означает птицу "Сокол- ЖАГАЛБАЙ", ТАМГА "Т" так и называется - "ЖАГАЛБАЙ"! Рядом с городом Актау есть место, где похоронен один из самых первых аулие-ата "КОШКАР_ АТА", если приглядеться к памятнику, наверху древнего камня высечена тамга "Т", подтверждающая, что там похоронен человек из рода "Жагалбай", сын "МАНА". Шир Мухамед под уран "МАНАТА" - манатау (см. все старые шежире (родословные), изданные до 1990 г, везде писали МАНАТА, сейчас горе-историки пишут МАЛАТАУ) собрал 12 родов, которые стали называть позже самого Шир Мухамеда Батыром-Маната, его потомков родом "МАНАТАУ". Курмангазы одно из своих произведений посвятил батыру МАНАТА, действительно крупному военному деятелю рода Жагалбайлы в 15-16 вв, который ставил основную цель: вернуть племена, роды младшего жуза на "ишжер" то есть междуречие УРАЛ - ЕДИЛЬ (Волга). Зират (могила) Батыра МАНАТАУ находится в Западно-Казакстанской области в районе слияния рек Шынгирлау и Жаик, которая называется Борибастау (в настоящем по-русски называют это место Барбастау...). Кстати, женщины у казахов не имеют права называть прямыми именами мужчин старше своего мужа, называют ласкательными именами, или другими, только не прямым именем, так произошло и с именем "МАНАТАУ". Поэтому даже сами (некоторые) мужчины из великого рода "МАН АТА" - "МАНАТАУ" считают себя "малатау". Можно простить их, всё-таки воспитание с детства вели мамы, бабушки, а они действительно не имели права, и не могли говорить святое имя аруака- уран "МАН АТА", а папы дедушки гибли на войне и не могли иногда поправить их, поэтому может быть некоторые не знают правды.
Одним из прославленных его потомков являлся Батыр Тайлак, о его подвигах и участии в войне с джунгарами написано очень много.
Ещё одним его потомком был Байсары-Батыр, Дербесали Беркимбаев - "Почетный дворянин Российской империи", видная историческая личность.
Также известен Кумпей батыр из рода Манатау Жагалбай.
Это заготовка статьи о народах мира. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о Казахстане. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Жагалбайлы.