04-08-2023
Женское образование — довольно обширный термин, включающий в себя совокупность понятий и обсуждений, касающихся образования для женщин. Сюда можно отнести женские начальное, среднее и высшее образование, а также санитарное просвещение.
Термин включает в себя такие вопросы как равенство полов, доступность образования и связь образования с уровнем бедности.
Также здесь рассматриваются проблемы раздельного обучения и религиозного образования. Такие аспекты, как разделение по половому признаку при обучении и религиозные взгляды на образование всегда считались доминантными, и при современном взгляде на женское образование в глобальном масштабе они также играют значительную роль.
Феминистское движение, безусловно, значительно повысило интерес к вопросу женского образования, однако, изучение вопроса ни в коем случае не ограничивается узким кругом знатоков (нет источника, но правильность вызывает сомнение) и включает в себя, к примеру, проблему СПИДа. [1]
Содержание |
Исламские женщины играли важную роль в основании многих исламских образовательных учреждений. Так, Фатима аль-Фихри основала в 859 году Университет Аль Карауне. Её дело было продолжено династией Аюбид, в XII и XIII веках в Дамаске было открыто 160 мечетей и медресе, 26 из них финансировалось женщинами через систему Waqf (благотворительня организация). Покровителями из королевской семьи примерно в половине таких организаций были женщины.[2]
Согласно Суннитскому ученому XII века Ибн Азакиру, в период Средневековья у исламских женщин была возможность получать образование. Он писал, что женщины могли учиться, получать ученые степени («Иязахи»), а также становиться учёными и учителями. Особенно это было распространено в образованных семьях, которые стремились дать лучшее образование как своим сыновьям, так и дочерям.[3]
Самого Ибн Азакира в своё время обучали 80 различных женщин-учителей.
Женское образование в исламских странах берёт свои истоки от жён Мухаммеда: Кадия была успешной деловой женщиной, а Аиша — знаменитым исследователем хадисов и военным лидером. Согласно одному из хадисов, приписываемому Мухаммеду, он восхвалял мединских женщин за их тягу к религиозным знаниям.[4]
Как прекрасны ансарские женщины, к их чести, стыдливость не помешала им получать образование. |
Среди женщин было не принято записываться в качестве студентов на официальные занятия, но они часто посещали неофициальные лекции и семинары в мечетях, медресе и прочих общественных местах. И хотя по закону женщинам не воспрещалось получать образование, некоторые мужчины этого не одобряли. Например, Мухаммед ибн аль-Хай (умер в 1336 г.) был шокирован тем, что в его время некоторые женщины неофициально посещали лекции.[5]
В средневековой Европе девочки и женщины получали в лучшем случае очень фрагментарное образование, к тому же, оно было очень противоречивым в свете заявлений религиозных властей. Шуламит Шахар описывала ситуацию в знатных семьях: «среди девочек наблюдался довольно скорый переход от детства к замужеству, со всеми вытекающими последствиями».
Образование подвергалось классовому делению, так же как и само общество: некоторые писатели, такие как Винсент из Бове, говорят о том, что образование нужно девочкам из знатных семей ввиду их будущего положения в обществе.
В Европе в раннее Новое время вопрос о женском образовании стал довольно обыденным, другими словами, он являлся общим местом. Примерно в 1405 году Леонардо Бруни написал книгу под названием De studies et letteris [6], посвящённую Батисте ди Монтефельтро, дочери герцога Урбинского Антонио II да Монтефельтро. В этой книге он одобряет изучение латыни, но выступает против изучения арифметики, геометрии, астрологии и риторики. Обсуждая классические учения Изотты Ногарола, Лиза Жардин[7] в середине XV века отмечает: «Знатным женщинам положено получать хорошее воспитание, но не образование, что им не идёт». «Книга о трех добродетелях» Кристины Пизанской, написанная примерно в то же время, что и книга Бруни, устанавливает, что положено по статусу уметь леди или баронессе. [8]
Эразмус в деталях писал об образовании в своей книге «De pueris instituendis», написанной двадцатью годами раньше, в 1529 году[9]. Книга не полностью посвящена образованию женщин, в своей работе он с одобрением упоминает о сложностях, с которыми столкнулся Томас Мор, обучавший всю свою семью [10]. В 1523 году Жуан Луи Вив, последователь Эразмуса, написал на латыне книгу «De institutione foeminae Christianae» [11], которая была впоследствии переведена [12] для будущей королевы Английской, Марии, — «Образование христианки». Эти книги, так же как и традиционная учебная литература, были строго религиозными [13].
Английская королева Елизавета I получила хорошее гуманитарное образование, и её учитель Роджер Ашам был ею доволен [14]. Полученное образование было скорее направлено на воспитание её, как правителя, и не подходило для женщин в целом. В те времена образованием девочек в школах почти не занимались; все ещё считалось, что образование надо получать на дому. Ян Амос Коменский же считал, что женщины должны получать образование официально.[15]
В эпоху Просвещения идея всеобщего женского образования, считавшаяся разумной и свободной, широко распространяется. Писательница Мэри Уолстонкрафт оперировала как раз такими терминами.
Настоящий прогресс в сфере учреждений, предлагавших светское образование для женщин, начался на Западе в XIX веке, когда были основаны первые колледжи раздельного образования для девушек. Они появились в середине века. Эпическая поэма Альфреда Теннисона «The Princess: A Medley» представляет собой сатиру на женское образование — в 1848 году, когда в Лондоне был открыт Королевский Колледж, это был все ещё спорный вопрос. Эмили Дэвис, пропагандировавшая женское образование в 1860-х, в 1869 году основала Джиртонский Колледж, а в 1875 году Анна Клау основала Ньюнхэмский Колледж.
В.С.Гилберт, написавший пародию на поэму Теннисона, затрагивал темы феминизма и высшего образования для женщин в своих произведениях «Принцесса» (1870г) и «Принцесса Ида» (1883 г). С тех пор, как женщины стали получать высшее образование, начали появляться университетские научные течения и стала развиваться подготовка учителей среди женщин в широких массах. В основном, женщины становились учителями начальных классов. Потребовалось несколько поколений, чтобы женщины смогли получить доступ к тогда ещё полностью мужским образовательным учреждениям.
Сложные вопросы о препятствиях в получении образования и трудоустройстве продолжали формировать феминистское мышление.. Это описывалось, например, в статье Хэриет Мартино «Женская Индустрия», вышедшей в Эдинбургском Журнале в 1859 году. Экономика менялась, а женская судьба оставалась прежней. Тем не менее, Мартино, в отличие от Коббе, в силу различных причин, была более сдержана и не поддержала зарождавшуюся в те времена борьбу за право голоса.
Со временем усилия таких женщин, как Дэвис и Лэнхэм, стали приносить свои плоды. Королевский Колледж (1848) и Бедфордский Колледж (1849) в Лондоне с 1848 года открыли свои двери женщинам, а в 1862 году Дэвис создала комитет, который просил у университетов разрешения сдавать женщинам Местные Экзамены, учреждённые незадолго до этого, в 1858 году. И ей это частично удалось. Год спустя она выпустила книгу «Высшее образование для женщин». Вместе с Лэй Смит они основали первое высшее образовательное учреждение для женщин, в котором было всего пять студенток, ставшее известным как Джиртонский Колледж (в составе Кэмбриджа, 1873 год), а в 1879 году Леди Маргарет Холл основала подобное учреждение в Оксфорде. Годом раньше Бэдфорд начал присуждать научные степени. Несмотря на незначительные улучшения, научные степени немногим приносили пользу, и жизнь студенток была очень сложна.
В рамках постоянного взаимодействия феминисток Великобритании и Америки, Элизабет Блэквэл, первая женщина, получившая в США высшее медицинское образование (1849), при поддержке Лэнэм читала лекции в Великобритании. Они также помогли Элизабет Гаррет взять неприступные стены британского медицинского образования, несмотря на ужасное сопротивление, в конце концов дав ей возможность продолжить образование во Франции. Исключительно успешная кампания Гарретт по баллотированию в школьный комитет в Лондоне в 1870 году — ещё один пример того, как небольшая группа решительно настроенных женщин начала занимать влиятельные позиции на уровне местного управления и общественных организаций. Такой результат сложно было предсказать ввиду действовавших законов и правил, которые до сих пор себя не зарекомендовали.
В 1878 году Университет Калькутты стал одним из первых университетов, открывшим своим выпускницам дорогу к учёным степеням — раньше, чем любой университет Великобритании сделал то же самое. Это обстоятельство было упомянуто во время споров об Илбертском законопроекте в 1833 году, когда решался вопрос о том, могут ли судьи Индии решать судьбу британских преступников. Женщины приняли очень активное участие в этом споре. Английские женщины, выступавшие против законопроекта, утверждали, что бенгальские женщины, которых они считали невежественными, не пользуются должным уважением среди индийских мужчин, следовательно, индийским мужчинам нельзя позволять разбирать случаи, в которых задействованы британские женщины. Бенгальские женщины, выступавшие в поддержку законопроекта, заявили в ответ, что они более образованы, чем англичанки, отметив, что по сравнению с теми, индийских женщин с учёными степенями в то время было больше.[16]
Традиционно Римская католическая церковь выражала свою заботу о женском образовании, создавая монашеские ордена с духовенством во главе. Среди монашеских орденов можно выделить Урсулинский (1535г) и Орден Священного Сердца Королевы Марии (1849г). [17] Девочки также получали монастырское образование — оно давалось монахинями в стенах монастыря. Такая идея родилась во Франции в XII веке и распространилась по всему миру. Чтобы стать учеником современной монастырской школы, необязательно быть католиком. Также монастырское образование сегодня могут получать и мальчики, особенно в Индии.
В современном мире в области образования женщины во многом превзошли мужчин. Например, в США в 2005/2006 году женщины получили 62 % младших учёных степеней, 58 % всех степеней бакалавра, 60 % степеней магистра, и 50 % всех докторских степеней.[18]
Женское образование.