25-06-2023
Производитель: | ЗАЗ, (Запорожье, СССР) ЗАЗ, (Запорожье, Украина) |
Годы пр-ва: | 1987—2007 |
Сборка: | Запорожский автомобильный завод |
Класс: | Малый (Европейский В-класс) |
Длина: | 3708 мм |
Ширина: | 1554 мм |
Высота: | 1410 мм |
Клиренс: | 162 мм |
Колёсная база: | 2320 мм |
Колея задняя: | 1290 мм |
Колея передняя: | 1314 мм |
Масса: | 710 кг |
Разгон до 100 км/ч: | 16,2 с. |
Макс. скорость: | 165 км/ч |
|
|
Связанные: | ЗАЗ-1103 «Славута», ЗАЗ-1105 «Дана», ЗАЗ-11055 «Pick-Up» |
Похожие модели: | ВАЗ-2108 |
Грузоподъёмность: | 50 кг на крыше, 50 кг в багажнике. |
Расход топлива: | 4,6 л/100 км |
Объём бака: | 39 л |
Дизайнер: | Игорь Гальчинский |
ЗАЗ-1102 «Таврия» — переднеприводный микролитражный автомобиль особо малого класса второй группы (сегмент «А+») с кузовом трёхдверный «хетчбэк», серийно выпускавшийся на советском, позднее — украинском Запорожском автомобильном заводе с 1988 по 2007 год, а модели на её платформе производились до начала 2011 года.
Автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия» стал основой для целой линейки автомобилей, представляющих собой как непосредственно модификации базовой модели (более 40 различных вариантов), так и самостоятельные модели на её платформе, как то: «пятидверный лифтбек» ЗАЗ-1103 «Славута», «пятидверный универсал» ЗАЗ-1105 «Дана» и коммерческий пикап ЗАЗ-11055 «Pick-Up». В 2007 году производство ЗАЗ-1102 «Таврия» было прекращено, производство ЗАЗ-1103 «Славута» и ЗАЗ-11055 «Pick-Up» продолжалось. Кузов последнего серийного автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута» был сварен 14 января 2011 года, а 15 января на ЗАЗе начался демонтаж оборудования и производственных линий в связи с планируемым переносом модели проекта T250 с FSO в Запорожье.
Содержание |
В конце шестидесятых КБ завода «Коммунар» (НАМИ-0132) и, позднее, ВАЗ-а (ВАЗ-3Э1101).
В семидесятые годы было создано несколько экспериментальных моделей с кузовами «хетчбэк» и «двухдверный седан». Однако, официально техническое задание на разработку от Минавтопрома СССР было получено только в 1978 году.
После изготовления опытной партии и начала процесса «доводки» автомобиля, Минавтопром кардинально поменял задание, заставив КБ перепроектировать автомобиль с оглядкой на популярную европейскую модель «Форд Фиеста» образца 1976 года, с целью превзойти его по характеристикам, — несмотря на сугубо отрицательную оценку этой модели коллективом завода. Испытатель Иван Павлович Кошкин вспоминал[1]:
В Европе этот автомобиль с 1976 года громко рекламировали как предел совершенства. Но когда я получил его для сравнительных испытаний и проверил на дорогах, оказалось, что ничего общего с рекламой нет. У задних пассажиров потроха вышибает на небольшой выбоине. Водитель на неровной дороге все время кланяется,- это у него голова так шатается из-за рассогласованности подвесок. Руль, чтобы сэкономить один шарнир, установили не по-людски, а под углом к продольной оси автомобиля. Представляете себе это «косое» руление? Нас приучили к мысли, что у западных конструкторов звезда во лбу. А они такие же смертные инженеры, не застрахованные от ошибок.
Задание на разработку и далее продолжало меняться — Минавтопром выдвигал всё новые и новые требования по превышению параметров разнообразных зарубежных «малолитражек» тех лет: «Фиат-Уно», «Остин-Метро», и так далее. Это, совместно с нехваткой финансирования, которое до середины восьмидесятых шло преимущественно на освоение новых переднеприводных моделей Волжского завода, привело к чрезвычайному затягиванию внедрения автомобиля в производство.
Первые серийные «Таврии» сошли с конвейера 18 ноября 1987 года, стоимость автомашины составляла 5100 рублей[2]. Одновременно со стандартным вариантом, был начат выпуск ЗАЗ-1102 в комплектации "люкс", которая отличалась увеличенной до 155 км/ч максимальной скоростью (вместо 145 км/ч в стандартном варианте), установкой магнитолы, двухкамерного карбюратора типа "солекс" (вместо однокамерного) и окраской кузова металлизированной эмалью; стоимость ЗАЗ-1102 в комплектации "люкс" составляла 5300 рублей[3].
В то время «Таврия» позиционировалась как исключительно экономичный автомобиль. В 1989 году Минавтопромом СССР был выпущен рекламный ролик для западного рынка, в котором водитель заправляет «Таврию» из своей зажигалки. Этот ролик завоевал в Каннах «Бронзового льва» в номинации «торговая реклама».
Руководство завода несколько раз (в 2006 и 2007 годах) заявляло о скором снятии модели с производства. Массовый выпуск модели ЗАЗ-1102 «Таврия» с кузовом хэтчбек была завершен в 2007 году, хотя отдельные экземпляры дособирали ещё до осени 2009 года. В конце января 2011 года с конвейера сошел последний автомобиль модели ЗАЗ-1103 «Славута», который был продан с интернет-аукциона 11 февраля 2011 года за 47 020 грн.
Прямым наследником «Славуты» на конвейере стал ZAZ Forza. «ЗАЗ-Славута» и всё семейство «Таврия» — последние чисто-украинские автомобили.
Параметр | 1102 «Таврия» | 1103 «Славута» | 1105 «Дана» | |
---|---|---|---|---|
Тип кузова | хэтчбек 3 дв. | лифтбек 5 дв. | универсал 5 дв. | |
Количество мест, чел | 5 | 5 | 5 | |
Масса снаряженного автомобиля, кг | 745 | 790 | 790 | |
Полная масса автомобиля, кг | 1145 | 1190 | 1190 | |
Габаритные размеры, мм | длина | 3708 | 3980 | 3825 |
ширина | 1554 | 1578 | 1554 | |
высота | 1410 | 1425 | 1453 | |
Минимальный дорожный просвет, мм | 162 | 160 | 160 |
Параметр | 1102 «Таврия» | 1103 «Славута» | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Объем двигателя, л. | 1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.1 | 1.2 | 1.3 |
Мощность двигателя, л.с. | 53 | 58 | 63 | 53 | 58 | 63 |
Максимальная скорость, км/ч | 145 | 158 | 165 | 145 | 147 | 157 |
Разгон до 100 км/ч, сек | 16.2 | 15.9 | 15.5 | 17.5 | 17.4 | 16 |
Расход топлива по трассе при скорости 90 км/ч, л/100 км | 4.6 | 5.3 | 5.4 | 4.6 | 5.6 | 5.6 |
Расход топлива в городском цикле, л/100 км | 6.9 | 7.3 | 7.5 | 7.9 | 8.6 | 8.0 |
На автомобили ЗАЗ-110х в разное время устанавливались разнообразные двигатели МеМЗ со схожими параметрами, поэтому данные, которые занесены в таблицы, следует считать ориентировочными.
На практике «летний» расход топлива 6-6,5/7-8, за городом и в городе соответственно. Зимний расход немного увеличивается за счет необходимости более длительного прогрева. При этом для карбюраторных моделей он может доходить до 10л, что не является каким-то отклонением от нормы, а может быть всего лишь следствием специально повышенных, для этого времени года, оборотов.1112
имеют замки с вильчатым ротором и штырьевым фиксатором на кузове. Дверь задка снабжена замком для запирания снаружи, откидывается вверх на внутренних петлях и удерживается в открытом положении двумя газонаполненными телескопическими упорами.
комбинированная — под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, оси коромысел; разбрызгиванием масла — цилиндры и механизм газораспределения. Шестерёнчатый масляный насос с шестернями внутреннего зацепления, маслоприёмником и редукционным клапаном расположен на переднем торце блока цилиндров, приводится от коленчатого вала.
Карбюратор эмульсионного типа, двухкамерный с падающим потоком и балансированной поплавковой камерой, автономной системой холостого хода, сетчатым фильтром на входе топлива. Воздухоочиститель со сменным фильтрующим элементом. Топливный насос диафрагменный, с сетчатым фильтром и рычагом ручной подкачки топлива.
замкнута через воздухоочиститель и карбюратор.
жидкостная, закрытого типа, с полупрозрачным расширительным бачком, заполнена специальной незамерзающей жидкостью ТОСОЛ-А40М или ТОСОЛ-А65М. Термостат с твёрдым наполнителем ТС103-06. Начало открытия клапана при 87±2 °C; полное открытие при 102 °C.
Насос центробежный, приводится плоскозубчатым ремнём от коленчатого вала.
Электровентилятор радиатора системы охлаждения двигателя (с электродвигателем типа 191.3730 мощностью 40 Вт или типа 121.3780 мощностью 90 Вт или ВБИЕ.523712.002 мощностью 40 Вт) закреплён в кожухе радиатора, включается автоматически термовыключателем, находящимся в нижнем бачке радиатора при достижении температуры 96 °C.
батарейная, номинальное напряжение 12 вольт, бесконтактная; имеет датчик-распределитель типа 5308.3706 или 5301.3706 с датчиком Холла, центробежным и вакуумным регулятором опережения зажигания с приводом от распределительного вала, коммутатор типа 3620.3734 и катушку зажигания типа 27.3705
Свечи зажигания А17ДВ-10 или А17ДВР с резьбой М14×1,25-6Е длиной ввёртной части 18 мм. Начальная установка угла опережения зажигания (5° до ВМТ хода сжатия) устанавливается по меткам на шкиве коленчатого вала и защитной крышке привода механизма газораспределения.
настроенная, с резонатором и глушителем. Выхлопной патрубок расположен сзади, слева.
однодисковое, сухое, диафрагментной нажимной пружиной. Привод включения сцепления механический, тросовый.
механическая, двухвальная, трёхходовая с пятью передачами вперёд и одной назад, все шестерни (кроме шестерён заднего хода) косозубые с синхронизаторами. Переключение передач — дистанционное, рычагом и механизмом, установленным в туннеле пола кузова.
Передаточные числа
Передача передняя 3,454 вторая 2,056 третья 1,333 четвёртая 0,969 пятая 0,828 Задний ход 3,358
цилиндрическая, косозубая. Передаточное число — 3,875
конический, с двумя сателлитами.
валы с шарнирами равных угловых скоростей. Левый вал короче, чем правый.
независимая, типа «качающаяся свеча» с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизационными стойками двухстороннего действия.
независимая с продольными рычагами, стабилизирующей поперечной и цилиндрическими пружинами с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия.
реечное, с противоугонным устройством. Рулевой механизм соединяется с поворотными стойками боковыми тягами. Рулевой вал разрезной, части вала соединяются муфтой с резиновыми втулками.
дисковые, штампованные, крепятся тремя гайками; размер обода 4J×13. Запасное колесо размещается в моторном отсеке.
радиальные, сверхнизкопрофильные, бескамерные с камерами размером 155/70 R13 модели БЛ-85.
гидравлическая двухконтурная, состоящая из двух независимых систем для торможения передних и задних колёс по диагонали (левое переднее — правое заднее, правое переднее — левое заднее).
Передние тормоза — дисковые, имеют плавающую скобу и автоматическую компенсацию износа накладок тормозных колодок.
Задние тормоза — барабанные, колодки плавающие с автоматической компенсацией износа накладок тормозных колодок.
Стояночный тормоз — ручной, с тросовым приводом на колодки задних колёс от рычага, расположенного на туннеле пола между передними сидениями.
типа 6СТ-44А, необслуживаемая.
Автомобиль может быть использован для работы с прицепом, имеющим тягово-сцепное устройство шарового типа по ОСТ 37.001.096-77, для установки которогов конструкции задних лонжеронов автомобиля предусмотренны по два отверстия диаметром 11 мм с каждой стороны.
Полная масса буксируемого прицепа:
Тягово-сцепное устройство и переходные устройства для подключения электрооборудования прицепа в комплект автомобиля не входят.
За всё время производства автомобили семейства ЗАЗ-110х производились в десятках конфигураций. Использовалось несколько двигателей объёмом от 1,1 до 1,3 литров (карбюраторные и инжекторные), разные интерьеры, праворульные варианты, варианты с вакуумным усилителем тормозов и без него, несколько вариантов с кузовом «фургон» и т. д. Несколько особняком стоит модификация «Таврии» с двигателем FIAT 903 мощностью 45 л.с. и 4-ступенчатой КПП. Малая мощность, дороговизна запасных частей и трудности с их поиском не оправдывали низкий расход топлива, поэтому такой мотор — редкость. Не меньшая редкость и мелкосерийно выпускаемая версия с двигателем ВАЗ-2108. Таких машин было продано совсем немного и почти все предлагаемые на вторичном рынке «Тавровосьмёрки» (кроме двигателя и КПП также обязательна установка подвески от 2108) переделаны владельцами самостоятельно.
Также, после начала на ЗАЗ поизводства автомобиля Chevrolet Lanos на Славуту стали ставить некоторые элементы оформления от Chevrolet Lanos — например, cиденья и тканевые вставки в двери.
Соответсвие коммерческих названий заводским индексам моделей:
Название в торговой сети | Заводской (конструкторский) индекс модели |
---|---|
«База» | 110206 0000010 32 |
«Стандарт» (для Украины) | 110206 0000010 33 |
«Стандарт» | 110206 0000010 35 |
«Стандарт» двиг. 1,1 л (срвт) | 110206 0000010 40 |
«Стандарт» двиг 1,1 л (срвт) без требований токсичности | 110206 0000010 43 |
«Cтандарт» двиг. 1,2 л | 110207 0000010 |
«Стандарт» двиг. 1,2 л (для России) | 110207 0000010 01 |
«Стандарт» 1,2 л с ГБО | 110207 0000010 70 |
«Люкс» | 110216 0000010 35 |
«Люкс» система «Сименс» требования Евро | 110216 0000010 40 |
«Люкс» двиг.1,1 л (срвт) без требований токсичности | 110216 0000010 41 |
«Люкс» двиг. 1,2 л | 110217 0000010 |
«Люкс» двиг. 1,2 л правосторонний руль | 110217 0000010 36 |
«Люкс» двиг. 1,2 л с ГБО | 110217 0000010 75 |
«Люкс» двиг. 1,3 л | 110218 0000010 |
«Люкс» двиг. 1,3 л (срвт) | 110218 0000010 40 |
«Люкс» двиг. 1,3 л (срвт) без требований токсичности | 110218 0000010 41 |
«Тюнинг Люкс» двиг. 1,3 л (срвт) без требований токсичности | 110218 0000010 48 |
Фургон грузопасажирский | 11024 00000010 |
Фургон грузопасаж. двиг. 1,2 л | 110247 0000010 |
Фургон грузопасаж. двиг. 1,2 л правосторонний руль | 110247 0000010 36 |
Фургон грузовой | 110260 0000010 |
Фургон грузовой (для Сирии) | 110260 0000010 30 |
Фургон грузовой, двиг. 1,2 л. | 1102670 000010 |
Фургон грузовой, двиг.1,2 л. правосторонний руль | 110267 0000010 36 |
Для инвалидов | 110270 0000010 |
Для инвалидов | 110280 0000010 |
Для инвалидов | 110280 0000010 01 |
Для инвалидов | 110290 0000010 |
С 1994 года началось производство ЗАЗ-1105 «Дана» — модификации с кузовом «универсал». Тогда же была представлена и модель ЗАЗ-1103 «Славута» с кузовом «лифтбек», однако её серийное производство началось только в 1999 году. Примерно тогда же «Таврию» на конвейере начала сменять «Таврия Нова» — модификация созданная совместно с Daewoo, направленная на устранение выявленных недостатков и улучшения технико-эксплуатационных показателей (всего в количестве свыше 700). На «Таврия Нова» была произведена косметическая модернизация решетки радиатора, фар головного света и задних фонарей, а также начали применяться новые декоративыне колпаки на колёсных дисках размерности 4,5J с бескамерными шинами, на задней двери был установлен третий стоп-сигнал. Для повышения надежности автомобиля и повышения уровня пассивной безопасности были усилены несущие и технологические элементы кузова, что позволило снизить уровень шума в салоне. В тот же период был снят с производства универсал ЗАЗ-1105 «Дана».
Для справки, указаны цены в автосалонах Украины по состоянию на август 2007 года (переведённые в доллары США):
Модификация | Кузов | Двигатель | Комплектация | Цена |
110207-40 | хэтчбек | 1,2i | стандарт | 4870 |
110217-40 | хэтчбек | 1,2i | люкс | 5110 |
110218-40 | хэтчбек | 1,3i | люкс | 5660 |
110247-40 | универсал | 1,2i | стандарт | 4840 |
110307-42 | лифтбек | 1,2i | стандарт | 5260 |
110307-40 | лифтбек | 1,2i | люкс | 5572 |
110308-40 | лифтбек | 1,3i | люкс | 6340 |
110557-42 | фургон | 1,2i | стандарт | 5860 |
110557-71 | фургон | 1,2i | стандарт, ГБО | 6430 |
ЗАЗ-1102 «Таврия»
ЗАЗ-1103 «Славута»
ЗАЗ-11055 «Пикап»
5 июля 2011 года модель ЗАЗ-1102 в масштабе 1:43 была выпущена китайскими производителями в серии Автолегенды СССР.
Модель выпускается мастерской ALF, г. Николаев.
Автотехника, производимая ЗАО «ЗАЗ» | |
---|---|
Автомобили ряда «Запорожец»: | ЗАЗ-965 • ЗАЗ-966 • ЗАЗ-967 • ЗАЗ-968 (ЗАЗ-968М, ЗАЗ-968А, 3A3-968МБ, 3A3-968МД, ЗАЗ-968МР) • ЗАЗ-969 |
Автомобили таврического ряда: | ЗАЗ-1102 «Таврия» • ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова» • ЗАЗ-1103 «Славута» • ЗАЗ-1105 «Дана» |
Автомобили на базе моделей General Motors Daewoo Auto & Technology: |
ZAZ Lanos • ZAZ Sens • ZAZ Lanos Pick-up • ZAZ Chance • ZAZ Vida |
Производство сторонних моделей: | ВАЗ: ВАЗ-21093 • ВАЗ-21099 • Adam Opel: «Opel Astra G» • ZAZ Forza |
Крупноузловая сборка: | Kia Motors • ТАТА |
Автобусы: | «I-VAN» |
zaz.ua — Официальный сайт |
ЗАЗ-1102 «Таврия».