26-04-2023
ЗИС-Э134 — многоцелевой четырехосный (8х8) опытный [1].
Содержание |
В начале 50-х годов перед Министерством обороны СССР встает проблема транспортирования военных грузов и огневых средств по грунтам с низкой несущей способностью: с одной стороны, гусеничные транспортно-тяговые машины обладали хорошей проходимостью в этих условиях, но с другой, из-за низкого ресурса ходовой части и относительно невысоких скоростей движения на дорогах с твердым покрытием, они, безусловно, уступали транспортным колесным автомобилям при эксплуатации в обычных условиях.
Для решения этой проблемы постановлением Совета Министров от 25 июня 1954 года № 1258-563 на московском (ЗиЛ) и минском (МАЗ) автозаводах были созданы специальные конструкторские бюро (СКБ), перед которыми была поставлена задача создания многоцелевого четырехосного (8х8) армейского автомобиля сверхвысокой проходимости грузоподъемностью 5-6 тонн с грузовой платформой для боевого расчета или другого военного снаряжения.
В конструкции ЗИС-Э134 были использованы оригинальные технические решения, ранее не встречавшиеся на отечественных полноприводных автомобилях.
Так, для оптимального распределения весовых нагрузок на коллеса и возможности преодоления крупных препятствий ведущие мосты были расположенным равномерно, на расстоянии 1500 мм один от другого. Четырехосная схема вызвала необходимость сделать управляемыми колеса двух первых осей.
В схему рулевого управления ввели гидроусилитель руля, а колодочные тормоза приводились в действие пневматической системой, в которую компрессор подавал сжатый воздух.
Коренное изменение головки блока цилиндров позволило увеличить мощность двигателя. А наличие гидротрансформатора позволяло в момент трогания автомобиля увеличить крутящий момент двигателя в 4 раза. Встроенный в его корпус реверс давал возможность последовательно включать передний, а потом задний ход, увеличивая раскачку застрявшего автомобиля для выхода его из ям, снежных заносов и т. д. Также в конструкции ЗИС-Э134 применялись самоблокирующиеся дифференциалы, которые распределяли крутящий момент автоматически и пропорционально способности ведущих колес создавать тяговое усилие в зависимости от условий сцепления с грунтом.
Пятиступенчатая коробка передач была смещена к задней стенке кабины и водитель управлял ею с помощью сильно изогнутого наклоненного вперед рычага. Крутящий момент от двухступенчатой раздаточной коробки с обеими понижающими передачами посредством карданных валов передавался к передней и задней коробкам отбора мощности, прифланцованным ко второму и четвертому мостам соответственно. Наличие коробок отбора мощности обеспечивало передачу тягового усилия к первой и третьей осям. Впервые использовалась поворотная насадка водомета, что повышало скорость движения и маневренность машины на воде.
Важнейшим достижением тех лет явилась разработка в сотрудничестве с Научно-исследовательским институтом шинной промышленности (НИИ ШП) 8-слойных шин диаметром более 1200 мм с системой регулирования давления воздуха в шинах с подводкой через ступицу колеса, герметичность которой обеспечивалась при помощи вращающихся уплотнений. Новые шины прекрасно поглощали встречающиеся неровности и подвеска автомобиля почти не принимала участие в выполнении своих прямых функций, что многократно повысило надежность узла и впоследствии нашло применение на всех отечественных внедорожниках.
Снаряженная масса, т | — 7,0 |
Грузоподъемность, т | — 3,0 |
Полная масса, т | — 10,0 |
Дорожный просвет, мм | — 370,0 |
Радиус поворота, м | — 10,5 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | — 65,0 |
Максимальная скорость по грунту, км/ч | — 35,0 |
Максимальная мощность, л.с. | — 130,0 |
Преодолеваемые препятствия: | |
траншея | — 1,5 м |
вертикальная стенка | — 0,6 м |
подъем | — 35° |
боковой крен | — 25° |
брод | — 1,0 м |
ЗИС-Э134.