27-07-2023
Золотой телёнок | |
Разворот журнала «30 дней» с первой публикацией. Иллюстрация К. Ротова |
|
Жанр: | |
---|---|
Автор: | |
Язык оригинала: | |
Год написания: |
1931 |
Публикация: |
1931 |
Отдельное издание: | |
Издательство: | |
Предыдущее: |
«Золотой телёнок» — роман И. Ильфа и Е. Петрова, повествующий о похождениях Остапа Бендера после событий, описанных в романе «Двенадцать стульев». Написан в 1931 году. Жанр — «плутовской роман», «социальная сатира». Название обыгрывает библейский образ золотого тельца.
Впервые роман опубликован в журнале «30 дней» за 1931 год, в номерах 1-7, 9-12. Первое отдельное издание вышло в 1932 году на английском языке в США[1] с предисловием А.В. Луначарского, в переводе Charles Malamut в издательстве Farrar and Rinehart Incorporated, Нью-Йорк. Первое отдельное издание на русском языке появилось в 1933 году, в издательстве «Федерация».
Содержание |
Несмотря на то, что в конце прошлой книги Остап Бендер, по замыслу авторов, был зарезан бритвой, этот факт, опять же по замыслу авторов, не привёл к смерти великого комбинатора:
И вот перед самым размежеванием добытой суммы глупый предводитель полоснул меня бритвой по шее. Ах, как это было пошло, Корейко! Пошло и больно! Хирурги еле-еле спасли мою молодую жизнь, за что я им глубоко признателен.
В новом романе О. Бендер выступает в роли шантажиста. Узнав от «сына лейтенанта Шмидта» Шуры Балаганова о существовании подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко, великий комбинатор решает отобрать у него часть денег — ведь ему известны «400 сравнительно честных способов» это сделать. Но выбранный способ не срабатывает (сам А.Корейко оценивает его как «жалкую попытку третьесортного шантажа»), после чего О. Бендер подходит к делу серьёзно — на А. Корейко заводится дело, в котором путём упорного труда собираются сведения о второй, подпольной жизни миллионера — дабы потом продать это дело ему же за 1 000 000 рублей.
Несмотря на активную помощь в работе экипажа «Антилопы» (автомобиль марки «Лорен-Дитрих», хотя ходит много споров была ли машина именно этой марки, в книге она описана очень подробно) Адама Козлевича, уже упомянутого Шуры Балаганова и Михаила Самуэльевича Паниковского, путь к миллиону будет тернист и долог…
Центральные
Эпизодические
По версии В. Катаева, по сути являвшегося одним из соавторов романа (см. «Алмазный мой венец»), оба романа представляют сборники фельетонов, весьма условно объединенных общей сюжетной линией. Любой из фельетонов мог бы быть изъят и заменён другим, без особого ущерба для развития сюжета. Существует второй, авторский, вариант романа «Двенадцать стульев», в котором его фельетонный характер проявляется особенно ярко — не вошедшие в классический вариант главы романа практически не связаны с его основным сюжетом.
Текст романа содержит многочисленные пародийные вставки (см., например, приведенный ниже фрагмент текста повести «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова), в которых авторы романа довольно удачно обыгрывают особенности стиля других авторов. К сожалению, большинство современных читателей слабо знакомы с популярными литературными произведениями того времени, что приводит к некоторой потере смысла написаного.
Текст Тынянова:
«Стояла ночь. На всем протяжении России и Кавказа стояла бесприютная, одичалая, перепончатая ночь. Нессельрод спал в своей постели, завернув, как голошеий петух, оголтелый клюв в одеяло. Ровно дышал в тонком английском белье сухопарый Макдональд, обнимая упругую, как струна, супругу. Усталая от прыжков, без мыслей, спала в Петербурге, раскинувшись, Катя. Пушкин бодрыми маленькими шажками прыгал по кабинету, как обезьяна в пустыне, и присматривался к книгам на полке. Храпел в Тифлисе, неподалеку, генерал Сипягин, свистя по-детски носом. Чумные, выкатив глаза, задыхались в отравленных хижинах под Гумри. И все были бездомны. Не было власти на земле. Герцог Веллингтон и Сент-Джемсский кабинет в полном составе задыхались в подушках. Дышал белой плоской грудью Николай.»
Текст «Золотого телёнка»:
«Ночь, ночь, ночь, как уже было сказано, лежала над всей страной. Стонал во сне монархист Хворобьев. которому привиделась огромная профсоюзная книжка. В поезде, на верхней полке, храпел инженер Талмудовский, кативший из Харькова в Ростов, куда манил его лучший оклад жалованья. Качались на широкой атлантической волне американские джентльмены, увозя на родину рецепт прекрасного пшеничного самогона. Ворочался на своем диване Васисуалий Лоханкин, потирая рукой пострадавшие места. Старый ребусник Синицкий зря жег электричество, сочиняя для журнала „Водопроводное дело“ загадочную картинку. При этом он старался не шуметь, чтобы не разбудить Зосю. Полыхаев лежал в постели с Серной Михайловной. Прочие геркулесовцы спали тревожным сном в разных частях города. Александр Иванович Корейко не мог заснуть, мучимый мыслью о своем богатстве.»
Год | Страна | Название | Режиссёр | Остап Бендер | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|
1968 | СССР | Золотой телёнок | Швейцер Михаил | Юрский Сергей | Первая экранизация романа |
1993 | Россия, Франция | Мечты идиота | Пичул Василий | Крылов Сергей | Художественный фильм с классическим сюжетом «Золотого телёнка» и кардинально переделанными образами героев |
2006 | Россия | Золотой телёнок | Шилкина Ульяна | Меньшиков Олег | Телесериал (8-серий). Альтернативное окончание взято из отвергнутого авторами черновика |
Это заготовка статьи , относящейся к книгам. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Золотой теленок (роман).