27-06-2023
«Зороастр» | ||
---|---|---|
|
||
Основная информация | ||
Тип | Речной танкер, пароход | |
Государство | ||
Владелец | Товарищество «Бранобель» | |
Верфь | Мотала Веркстад, Линдхолмен, Гётеборг, Швеция | |
Спущено на воду | 1878 | |
Введено в эксплуатацию | 1878 | |
Современный статус | Списан | |
Параметры | ||
Длина | 56 м [1] | |
Водоизмещение | 400 т | |
Технические данные | ||
Скорость | 10 уз | |
Грузовместимость | 242 т |
Танкер "Зороастр" - первый в мире самоходный металлический (из бессемеровской стали) нефтеналивной паровой танкер (D=400 т, L=56 м, v=10 уз). Был построен в 1877-78 годах[2] по заказу «Товарищества братьев Нобель» на Линдхольменской верфи в Гётеборге принадлежавшей в то время акционерному обществу Мотала Веркстад (AB Motala Verkstad). Назван в честь древнеиранского пророка религии Зороастризм, основанной на поклонении огню. Пароход грузоподъемностью 15 тысяч пудов (242 тонны) использовался для доставки керосина наливом из Баку в Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань.
После списания, 14 ноября 1948 года на небольшую каменистую гряду «Черные камни», в 42 км к юго-востоку от Апшеронского полуострова, был высажен десант геологов и буровиков. Были построены домик на сваях и электростанция, а 24 июня 1949 началось разведочное бурение. Через год с глубины 1100 метров забил нефтяной фонтан. «Черные камни» были переименованы в «Нефтяные Камни». На месте каменистой банки был сооружен искусственный остров площадью 7000 гектаров. Для создания основания на месте гряды были затоплены 7 списанных кораблей, во главе с «Зороастром»
Зороастр (танкер).