10-10-2023
(O) (Я)
«Партизанская»
|
|
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | |
---|---|
Проектное название: |
Стадион им. Сталина, Стадион СССР |
Прежние названия: |
Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина (1944—1948), Измайловская (1948—1963), Измайловский парк (1963—2005) |
Проекты переименования: | |
Тип: |
Колонная трёхпролётная мелкого заложения |
Количество платформ: |
2 |
Тип платформ: |
островные |
Форма платформ: |
прямая |
Архитекторы: | |
Архитекторы вестибюлей: |
Б. С. Виленский |
Инженеры-конструкторы: |
Н. А. Кабанов |
Выход к улицам: | |
Наземный транспорт: | |
Время открытия: |
5:25 |
Время закрытия: |
1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
050, И |
Викискладе | на
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7720046001 |
«Партиза́нская» (до 2005 года — «Измайловский парк», c 1947[2] до 1963 года — «Измайловская», до 1948[3][нет в источнике][неавторитетный источник? 301 день] — «Измайловский парк имени Сталина»(«Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина»[4])) — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Измайловская» и «Семёновская». Находится на территории района Измайлово Восточного административного округа Москвы. Конструкция станции — Колонная трёхпролётная мелкого заложения
Открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» («Измайловская»)[4]. Архитектор: Б. С. Виленский. Современное название дано в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне[5].
История проектирования станции «Партизанская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион» (проектное название «Партизанской»). Изначально рассматривалось три варианта названия: «Стадион имени Сталина», «Стадион народов» и «Стадион СССР». Такие проекты названий связаны с тем, что ещё до начала войны недалеко от станции предполагалось сооружение огромного стадиона. В связи с этим станцию решили построить трёхпутной, чтобы исключить давку на станции во время проведения спортивных мероприятий[6]. В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская Улица», а в марте-апреле 1935 года «Переведеновский Переулок» переименовали в «Бакунинскую Улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года были исключены станции «Спартаковская Площадь» и «Мироновская Улица»[7].
Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. «Измайловская» строилась открытым способом[8]. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. Хотя строить стадион уже не планировалось, её проект был реализован в первоначальном виде (кроме декора)[9]. 18 января 1944 года станция «Измайловская» была открыта в составе участка «Курская» — «Измайловская»[7].
20 августа 1963 года была переименована в «Измайловский парк»[6].
3 мая 2005 года станции было дано новое название «Партизанская». Идею о переименовании станции метро «Измайловский Парк» в «Партизанскую» выдвинул председатель Совета ветеранов Москвы В. И. Долгих, поскольку парк является местом встреч ветеранов партизанского движения. 3 мая 2005 года, в честь 60-летия празднования Победы в Великой Отечественной войне, соответствующее постановление подписал Юрий Лужков.[10].
Внешние изображения | |
---|---|
Конкурсные проекты станции «Стадион имени Сталина» | |
Ю. Н. Шевердяев, В. С. Андреев | |
В. М. Таушканов. Вариант 1 | |
В. М. Таушканов. Вариант 2 | |
В. М. Таушканов. Вариант 3 | |
Неизвестный архитектор | |
Б. С. Виленский |
Оформление посвящено теме партизанского движения[9]. Колонны и верх путевых стен облицованы серовато-желтовато-белым мрамором Прохоро-Баландинского месторождения[9], низ — коричневой керамической плиткой. Капители колонн украшены барельефами: лесная чаща и советский автомат ППС на ветке[9] . Путевые стены украшены барельефами (скульптор С. Л. Рабинович). На стенах расположены многочисленные квадратные керамические плитки с рельефами, которые изображают различные виды советского оружия[9]. На двух ближайших к выходу колоннах установлены скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмича Кузьмина (скульптор М. Г. Манизер). Над средним путём станции находятся ниши, ранее в них располагались огромные круглые светильники и фрески художника А. Д. Гончарова, не сохранившиеся до наших дней[1].
Внешние изображения | |
---|---|
Проект второго выхода. 1940-е годы |
Проектное название станции «Стадион им. Сталина». Станция изначально была рассчитана на большой пассажиропоток — стадион им. Сталина должен был стать самым крупным стадионом СССР, именно поэтому станция имела 3 пути. Предполагалось также строительство второго выхода, который и должен был вести к стадиону, с единственным в Москве шестиниточным эскалатором. Однако стадион им. Сталина так и не был построен, сначала из-за войны, а затем из-за неблагоприятных гидрогеологических условий, и оформление станции было изменено[8].
У станции один выход в западном торце. Две лестницы соединяют обе платформы с подземным кассовым вестибюлем. На промежуточной площадке выходных лестниц рядом с мостиком над средним путём расположена скульптурная группа «Партизаны» (скульптор М. Г. Манизер)[11]. Две длинные лестницы — одна на спуск, другая на подъём — соединяют подземный вестибюль с поверхностью. Снаружи наземный павильон представляет собой массивное прямоугольное строение. Фасад вестибюля украшен глубоким портиком с колоннами чёрного диабаза[12]. Изнутри стены облицованы белым и красным мрамором[12].
В конце 2007 — начале 2008 года произведена практически полная замена асфальтового покрытия пола станции на тёмный мрамор, при этом светлый мрамор, которым был выполнен орнамент на полу, был заменен на красный гранит. В торце станции асфальтовое покрытие пока не снято.
За станцией находится перекрёстный съезд[13]. Движение в сторону «Измайловской» фактически осуществляется не по главному пути, а по соединительной ветви. Главный путь ранее продолжался на несколько десятков метров и заканчивался тупиком. Он был первоначально предназначен для пуска дополнительного состава в сторону центра после окончания матчей на планировавшемся Стадионе Народов, а впоследствии для подземного продления линии в Измайлово[8]. Сейчас стрелка демонтирована и рельсы на продолжении главного пути разобраны. Аналогичный задел есть и с другой стороны, но там рельсов никогда не было.
За станцией, после выхода на поверхность, находится съезд в депо «Измайлово»[13]. Таким образом, «Партизанская» является конечным пунктом для следующих в депо маршрутов.
До конца 1949 года станция являлась конечной и имела путевое развитие — три стрелки — только со стороны станции «Семёновская». Для оборота поездов, посадки и высадки пассажиров использовался только средний путь. Боковые пути могли использоваться только для отстоя поездов (на один путь было возможно принять состав из центра, а с другого пути отправить состав в центр). За станцией не было никакого путевого развития, все три пути являлись тупиковыми. Тупиковая призма среднего пути находилась в пределах платформы станции и за ней был переходный мостик с одной платформы на другую.
В начале 1950 года за станцией было открыто электродепо «Измайлово». Были построены соединительные тоннели между станцией и депо. В тоннелях разместился двойной перекрёстный съезд для оборота поездов и служебная платформа. В этот тоннель были продлены все три пути со станции, переходный мостик между платформами перестал существовать, а оборот поездов был перенесён в этот тоннель[13].
В конце 1954 года в депо «Измайлово» была открыта станция «Первомайская», все поезда стали следовать дальше до новой станции.
На станции один (западный) вестибюль. Выход в город к Измайловскому шоссе, Народному проспекту, Измайловскому парку[1].
Вблизи станции расположена автостанция «Измайловская», обслуживающая многие пригородные маршруты автобусов в восточную часть Московской области (в частности, на Балашиху, Ногинск, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Реутов, Рошаль, Старую Купавну, Электросталь). С другой стороны Измайловского шоссе располагается трамвайное кольцо — конечная остановка маршрута 32. У станции (по состоянию на начало 2007 года) останавливаются 10 маршрутов автобусов (для пяти из них это конечная остановка), 2 — троллейбуса, 3 — трамвая.
Маршруты общественного транспорта (данные на 2012 год)[14]
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № 7 | — | Станция «Перово» | Ст. метро «Партизанская» |
авт. № 20 | — | Ивановское | Ст. метро «Партизанская» |
авт. № 131 | «Шоссе Энтузиастов» | Станция «Перово» | Ст. метро «Партизанская» |
авт. № 211 | — | Улица Молостовых | Ст. метро «Партизанская» |
авт. № 783 | «Сокольники», «Красносельская», «Электрозаводская», «Семёновская», «Измайловская» | Ст. метро «Сокольники» | Ст. метро «Партизанская» |
Тб. № 22 | «Комсомольская», «Бауманская», «Электрозаводская», «Семёновская», «Первомайская» | Комсомольская площадь | 16-я Парковая улица |
Тб. № 87 | «Электрозаводская», «Семёновская», «Первомайская» | Электрозаводский мост | 16-я Парковая улица |
Тм. № 11 | «ВДНХ», «Преображенская площадь», «Семёновская», «Первомайская» | Останкино | 16-я Парковая улица |
Тм. № 32 | «Авиамоторная», «Семёновская» | Проезд Энтузиастов | Метро "Партизанская" |
Тм. № 34 | «Новогиреево», «Перово», «Шоссе Энтузиастов», «Семёновская», «Первомайская» | Новогиреево | 16-я Парковая улица |
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) |
Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) |
|
---|---|---|
По чётным числам | ||
По нечётным числам | ||
В сторону станции «Пятницкое шоссе» | 5:32:35 | 5:35:05 |
5:36:05 | 5:34:35 | |
В сторону станции «Щёлковская» | 6:00:20 | 6:00:35 |
6:00:45 | 6:00:35 |
По планам 1971 года станция должна была стать пересадочной на Большое кольцо[19]. Кроме того, согласно проекту организации движения по Малому кольцу Московской железной дороги предусмотрено строительство на нём станции «Измайлово» и транспортно-пересадочного узла с пересадкой на «Партизанскую»[20].
Станция «Партизанская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция являлась базой троцкистов[21].