Искусство или смерть (художественная группа)

10-08-2023

«Искусство или смерть» — товарищество ростовских (Ростов-на-Дону) и таганрогских художников, основанное А. С. Тер-Оганьяном в сентябре 1988 года[1]. Одно из самых ярких художественных объединений перестроечных лет[2]. Первоначально товарищество именовалось Группа «ЖУПЕЛ» (19871988).

Содержание

История

«Однажды в художественных мастерских на Университетском у Валерия Ивановича Кульченко был праздник. Принесли два рюкзака „Алазанской долины“ и стали ее пить. Вася Слепченко захотел показать всем кружочки от банок на своей спине. Он порвал рубашку, потом майку и показал. Праздник продолжался. Время от времени кто-нибудь кричал: „Кружочки!“, и Вася показывал. Было очень весело. Звонили в колокол, бросали с этажа гирю. Юрий Леонидович Шабельников пел красивым голосом казачьи песни, а старый Валерий Иванович Кульченко стоял перед ним на коленях и плакал»[3] — Максим Белозор, «Волшебная страна».

Происходило это в 1988 и именно на этой пьянке и было провозглашено создание Товарищества художников «Искусство или смерть». И когда всей компанией пошли «на яму» за очередной порцией «Алазанской долины», поход этот сопровождался чем-то типа пионерской речевки, когда Тер-Оганьян выкрикивал: — Искусство! А ему хором отвечали: — Или смерть!

Бо́льшая часть входящих в Товарищество «Искусство или смерть» художников являлась студентами или выпускниками Ростовского художественного училища им. М. Б. Грекова.

Первая официальная выставка художников, вошедших в товарищество, а также к ним примкнувших состоялась 19 марта 1988 года в Таганроге в ДК завода «Прибой», т. н. «Однодневная выставка». В арт-среде художников, музыкантов, литераторов, обитавших рядом с товариществом, материализовалась легендарная ростовская группа «Пекин Роу-Роу» (лидер и основная движущая сила — Сергей Тимофеев).

Осенью 1988 года основные участники группы перебрались в Москву, где до 1991 года продолжали выступать под этим названием. Постепенно ядро московской группы перестало использовать название «Искусство или смерть» для собственной идентификации — группа прекратила своё существование.

В 1991 г. А.Тер-Оганьян возглавил основанную им же арт-галерею (сквот) в Трёхпрудном переулке, где активно выставлялись и все основные фигуранты товарищества «Искусство или смерть»[4].

В сентябре 2006 года в Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (Ростов-на-Дону) состоялась выставка «Искусство или смерть. Двадцать лет спустя»[5]. Участники — Валерий Кошляков, Авдей Тер-Оганьян, Юрий Шабельников, Александр Сигутин. Примечательный факт: за «отчётные» 20 лет православный фундаментализм в южно-российском формате окреп до такой степени, что данная выставка спровоцировала в Ростове-на-Дону реакцию, несоизмеримую с реакцией города на выходки художников в 80-х годах прошлого столетия. Сигутин был избит[6], в адрес музея поступали угрозы со стороны местных руководителей церкви, несколько работ пришлось снять с экспозиции, дабы избежать провокаций со стороны агрессивно настроенных ортодоксов.

В сентябре 2009 года в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств в рамках 3-ей московской биеннале современного искусства состоялась ретроспективная выставка «Товарищество „Искусство или смерть“»[7].

Выставки и акции товарищества

Цитаты

  • «То, что они делали в Ростове в конце 1980-х, было в духе времени: так писали в Италии „трансавангардисты“, так писали в Германии „новые дикие“, так писали в Ленинграде „новые художники“. Их панковский драйв вкупе с перестроечным попустительством властей пробивал все стены — вскоре они уже выставлялись в областном Музее изобразительных искусств. После чего отправились покорять Москву, влившись наряду с киевлянами и одесситами в накрывшую ее в начале 1990-х „южнорусскую волну“»[2]А. Толстова, «Коммерсантъ», 2009.

В число членов товарищества в разное время входили

Примечания

  1. Немиров М. М. А. С. Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт. — М.: GIF, 1999. — 96 с. — ISBN 5-9237-0002-6.
  2. ↑ Ростовские великие. Товарищество «Искусство или смерть» в Москве // Коммерсантъ. — 2009. — 29 сент.
  3. Белозор М. Волшебная страна. — С.-Пб: Красный матрос, 1999. — 158 с. — ISBN 5-7187-0358-2.
  4. Российский акционизм 1990—2000. «World Art Музей» № 28/29. — М.: Книги WAM, 2007. — 416 с.
  5. Уракчеева Ю. Искусство или жизнь // Город N. — 2006. — 27 окт.
  6. Леневская И. В Ростове верующий избил художника-авангардиста // Комсомольская Правда — Ростов. — 2006. — 13 окт.
  7. Товарищество «Искусство или смерть» / Под ред. О. Головановой. — М.: ГМСИ, 2009. — 304 с. — ISBN 978-5-91611-006-7.
  8. Тимофей «Италия имеет форму сапога?» или сапог имеет форму Италии? // Комсомолец. — 1989. — 31 янв.
  9. Украшение красивого, или В ожидании культурного отдыха // Гуманитарный фонд. — 1990. — № 14.

Источники

  • К 15-летию Галереи М. Гельмана: Каталог. — М.: GIF, 2007. — 560 с. — ISBN 5-9237-0026-3.
  • Мефодиев М. Вылкам глаз или поосторожнее с авангардом // Комсомолец. — 1989.
  • Исачкин В. О серьёзности простых истин // Комсомолец. — 1989. — 11 марта.
  • Болдырев А. Ай да шалунишки // Вечерний Ростов. — 1989.
  • Синеок С. Как фанера над Парижем // Комсомолец. — 1988. — 28 июня.
  • Собств. корр. Велкам Плыз! // Комсомолец. — 1988. — 25 июня.

Искусство или смерть (художественная группа).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47