И-185

11-08-2023

И-185
И-185 с двигателем М-71, 1940 год.
Тип истребитель
Разработчик КБ Поликарпова
Производитель Завод № 51
Завод № 1 (Москва)
Главный конструктор Поликарпов Н. Н.
Первый полёт 11 января 1941
Статус на вооружение принят не был
Основные эксплуатанты ВВС СССР
Годы производства 19401942
Единиц произведено 5

И-185советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 40-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова. По сумме характеристик в опытных образцах превосходил все серийные советские (равно как и опытные образцы этих серийных) и иностранные поршневые истребители тех лет.


Содержание

История самолёта

Самолёт был задуман в 1939 году (проект 62). В то время как конструкторы Гуревич, Микоян, Лавочкин, Яковлев и др. работали над проектами, похожими на существующие немецкие машины, Поликарпов ставил задачу с «дальним прицелом». По его мнению, истребитель должен обладать следующими параметрами: высокая скорость и скороподъёмность во всём диапазоне высот, мощное вооружение, высокие характеристики вертикального и горизонтального манёвра, устойчивости и управляемости, производственная и эксплуатационная технологичность.

Задача была решена за счет повышенной удельной нагрузки на крыло (по сравнению с другими отечественными истребителями), ставки на мощные перспективные двигатели (такие как М-90, М-71 и т. д.), хороших аэродинамических форм, использованием металлического крыла с хорошо выдержанными параметрами профиля.

Стрелковое вооружение первых вариантов И-185 состояло из двух синхронных пулеметов БС калибра 12,7 мм и двух синхрон­ных ШКАС калибра 7,62 мм. В январе-феврале 1941 года И-185 с мотором М-81 достигал скорости 600 км/ч только на пикировании. И-185 с мотором М-71 проходил совместные испытания в период с 26 сентября по 2 октября 1941 года, показав максимальную скорость у земли 503 км/ч, с форсажем — 520 км/ч, на высоте 3300 м — 582 км/ч (более высокие показатели остались расчетными). И-185 с мотором М-82А на испытаниях с 13 ап­реля по 5 июля 1942 года показал максимальную скорость у земли на форсаже 549 км/ч, на высоте 6470 м — 615 км/ч. И, наконец, И-185 с мотором М-71, т. н. «образцовым», с улучшенной аэродинамикой, в период с 28 мая по 12 октября 1942 года достигнута максимальная скорость 577 км/ч с форсажем у земли и 667 км/ч на вы­соте 6100 м.

18 ноября эталон И-185 поступил на госиспытания в НИИ ВВС. Их проводил известный летчик-испытатель П. М. Стефановский. В полетах участвовал и шеф-пилот ОКБ Яковлева П. Я. Федрови. 15 декабря Стефановский получил скорость 680 км/ч, хотя вес самолета в этом полете был 3735 кг, что больше, чем на заводских испытаниях 3650 кг. Утверждается, что в отдельных проходах скорость достигла 708 км/ч, но устойчиво держать площадку не удавалось из-за невысотных магнето, низкого качества свечей, плохой работы карбюратора АК-71ВП.
Самолет госиспытания успешно прошел и был рекомендован к серийному производству.

Однако во время дополнительных испытаний на дальность 5 апреля 1943 г. произошла авария из-за остановки двигателя (засорился карбюратор). В результате погиб лётчик В. А. Степанчонок, проводивший испытания. Видимо эта трагедия стала для самолета роковой.

Описание

Лётчики-испытатели

  • Е. Г. Уляхин
  • П. Е. Логинов
  • П. М. Попельнюшенко
  • В. А. Степанчонок
  • П. М. Стефановский — проводил Государственные испытания
  • П. Я. Федрови — проводил Государственные испытания

Основные модификации

  • И-185 М-90 — первый вариант с двухрядным 18-цилиндровым двигателем М-90 (1750 л.с.) воздушного охлаждения. Однако, к моменту изготовления первого экземпляра И-185, мотор не прошел стендовые испытания. Поэтому было решено испытывать самолёт с другими моторами.
  • И-185 М-71 (эталон) — второй вариант с двигателем М-71 (2000 л.с.), представлявшем собой «сдвоенный» М-62. Этот двигатель был более мощным, но и более тяжелым, что повлекло за собой изменения в конструкции. Первый вылет совершил 10 июня 1942 года.
  • И-185 М-81 — модель, построенная в ожидании серийных двигателей М-90 и М-71. На самолёте проводились испытания устойчивости, управляемости и т. д.
  • И-185 М-82А — один из прототипов с серийным двигателем М-82 (1700 л.с.). Проходил войсковые испытания.

Боевые действия

В конце декабря 1942 г. проходил фронтовые испытания на Калининском фронте, испытания проводил 728-й Гвар­дейский истребительный полк[1]. Летчики: капитан Д.Купин, старший лейтенант Н.Игнать­ев, сержанты А.Боровых, А.Томильченко.

Первый боевой вылет И-185 состоялся 9 декабря 1942 г., последний — 12 января 1943 г. Летали в двух парах, причем ведущим обычно являлся офицер (Игнатьев, Купин), а ведомым — сержант (Боровых, Томильченко). Истребите­ли часто выпускали в полет, когда над нашей территорией шел воздушный бой. На полной скорости проносились И-185 сквозь строй фа­шистских самолетов, стреляя из пушек, а потом с разворотом уходили на свой аэродром. Два полета выполнено на прикрытие действовавше­го в районе Ржева разведчика Кертисс Р-40 «Киттихаук». Один полет был осуществлен на «свободную охоту» над нашей территорией. По воспоминаниям Н. П. Игнатьева А. Е. Боровых при этом сбил или повредил один немецкий самолет.

Купин летал преимущественно на опытном И-185 с М-71 № 6204, Игнатьев — на «образцо­вом», Боровых и Томильченко — на И-185 с М-82А. В воздушных боях с FW-190 им встретиться не довелось.

Группа И-185 часто меняла дислокацию, то перебазируясь в Старую Торопу, то опять возвра­щаясь в Старицу. Преследовалась цель создать у германского авиационного командования ил­люзию наличия на Калининском фронте по край­ней мере полка, вооруженного И-185, снизить вероятность поражения истребителей при воз­можных налетах противника на аэродром.

Всего каждым летчиком было выполнено по 10-11 боевых вылетов. В летную книжку по со­ображениям секретности они записывались преимущественно как тренировочные в зоне аэродрома. Кроме Купина, Игнатьева, Боровых, То­мильченко И-185 облетали в действительно тренировочных полетах командир полка Василяка и Кустов.

Несмотря на исключительно положительные отзывы со стороны лётчиков самолет так и не стал серийным.

Тактико-технические характеристики

Приведённые характеристики соответствуют модификации И-185 с двигателем М71 (эталон, И-186).

Источник данных: Маслов, 2003; Шавров, 1988; Гугля, 1994.

Технические характеристики


Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:  
    • на высоте: 680 км/ч на 6100 м
    • у земли: 600 км/ч
  • Посадочная скорость: 150 км/ч
  • Практическая дальность: 835 км
  • Практический потолок: 10 000 м
  • Скороподъёмность: 20 м/с
  • Время набора высоты: 5000 м за 4,7 мин
  • Время виража: 22-23 с
  • Нагрузка на крыло: 240 кг/м²
  • Тяговооружённость: 319,8 Вт/кг (2,3 кг/л. с.)
  • Длина разбега: 300 м
  • Длина пробега: 350 м

Вооружение

См. также

Литература

  • Гугля Ю. А., Иванов В. П. Роковой И-180. — Аэрохобби 1'94.
  • Иванов В.П. Авиаконструктор Поликарпов. — СпБ.: Политехника, 1995.
  • Маслов Михаил И-180/И-185. — М.: Издательский дом "Техника-Молодежи", 2003.
  • Назаров А.С., Урмин Е.В. 40 лет со времени создания двигателя М-88 (1939 г.). — Из истории авиации и космонавтики. вып.37. — М., 1979.
  • Петров И.Ф. Авиация и вся жизнь. — М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1993.
  • Тростянский А.Г. Записки конструктора. — М.: Московский писатель, 1998.
  • История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-00477-0

Ссылки

  • Михаил Маслов, И-180 и И-185
  • Иван Родионов, "Хронология"
  • И-185 на сайте AirWar.ru
  • И-185 на сайте AirPages.ru

И-185.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47