Кавамура, Дзиро

10-08-2023

Дзиро Кавамура
川村 二郎
Дата рождения:

28 января 1928(1928-01-28)

Место рождения:

Нагоя

Дата смерти:

7 февраля 2008(2008-02-07) (80 лет)

Род деятельности:

литературный критик

Годы творчества:

с 1960-х

Жанр:

критика

Премии:

премия Ито,
премия Ёмиури

Дзиро Кавамура (яп. 川村 二郎 Кавамура Дзиро:?, 19282008) — японский литературовед и филолог-германист.

Содержание

Биография

Родился Нагое в семье военного. В детстве и юности, на которые пришлись военные годы, семья часто переезжала: в Сидзуоку, Токио, Канадзаву, Корею, снова в Нагою. В 1950 году окончил филологический факультет Токийского университета (отделение немецкой литературы), после чего вернулся в Аити, чтобы приступить к педагогической деятельности. В 1957 году по приглашению Хадзимэ Синоды примкнул к додзинси «Тицудзё» (秩序, «Миропорядок»), основанному Сайити Маруей. С конца 1950-х перебрался в Токио, где продолжил преподавать в университетах. Переводы Броха и Музиля начал совмещать с литературной критикой. Как критик дебютировал в 1966 году с работой «Ёдзиро Ясуда» (保田與重郎論, 1966). В 1969 году вышла первая монография Кавамуры «Литература предела», отмеченная премией Камэи. За ней последовали посвящённые исследованию японской литературы нового и новейшего времени книги «Млечный путь и ад» (1973), «Хяккэн Утида» (1983), «Переплетение аллегорий» и др. Преподавать продолжал до преклонного возраста: после завершения в 1991 году работы в Токийском городском университете, где он провёл несколько десятилетий, Кавамура с 1992 по 1998 годы работал Осакском университете искусств, а после ухода на пенсию вплоть до 2004 года продолжал оставаться там внештатным сотрудником. Кавамура скоропостижно скончался от инфаркта миокарда в возрасте 80 лет.

Творчество

Творческое наследие Кавамуры многообразно, а его интересы разносторонни. Он был одним из первых критиков, отметивших плодотворность пути, по которому пошло так называемое поколение интровертов, и поддерживал тесные отношения с авторами этого направления, особенно с Фуруи, таким же, как и он сам, германистом и переводчиком Музиля; активно переводил с немецкого современную литературу; глубоко интересовался японским фольклором, дзёрури и народным буддизмом; уделял много сил исследованиям фантастической литературы (в числе его любимых авторов был Идзуми Кёка; Кавамура также способствовал переоценке творчества Кода Рохан); из современных ему японских авторов выделял Дзюнноскэ Ёсиюки и Кэндзи Накагами.

Признание

  • 1969: премия Камэи за книгу «Литературу предела»
  • 1973: Государственная премия в области искусств для дебютантов за книгу «Млечный путь и ад»
  • 1983: премия Ёмиури за книгу «Хяккэн Утида»
  • 1992: премия Ито за книгу «Переплетение аллегорий»
  • 1996: Медаль пурпурной ленты
  • 2000: член-корреспондент Японской академии искусств
  • 2005: действительный член Японской академии искусств

Избранные сочинения

  • Литература предела (限界の文学, 1969)
  • Галлюцинации и вариации (幻視と変奏, 1971)
  • Млечный путь и ад (銀河と地獄, 1973)
  • Топос былого (懐古のトポス, 1975)
  • Замок Чандоса (チャンドスの城, 1976)
  • Пора внутреннего урожая (内部の季節の豊穣, 1978)
  • Зеркало ощущения: Дзюнноскэ Ёсиюки (感覚の鏡--吉行淳之介論, 1979)
  • Физиология литературы (文学の生理 文芸時評1973~1976, 1979)
  • Апокалипсис и пастораль (黙示録と牧歌, 1979)
  • Космос сказа (語り物の宇宙, 1981)
  • Хяккэн Утида (内田百間論, 1983)
  • Читая классику. Сатоми Хаккэн (古典を読む 里見八犬伝, 1984)
  • Записки о паломничестве по храмам Японии (日本廻国記一宮巡歴, 1987)
  • Очерк современной литературы (文芸時評, 1988)
  • Переплетение аллегорий (アレゴリーの織物, 1991)
  • Из тьмы Исэ (伊勢の闇から, 1997)
  • Воды Сироямы и Идзуми Кёка (白山の水--鏡花をめぐる, 2000)

Кавамура, Дзиро.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47