03-10-2023
Православный собор | |
Собор Казанской иконы Божией Матери
|
|
Вид с Невского проспекта | |
Страна | Россия |
Город | Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 25 |
Конфессия | Православие |
Епархия | Санкт-Петербургская |
Тип здания | Собор (храм)|Собор |
Архитектурный стиль | Ампир |
Автор проекта | А. Н. Воронихин |
Строительство | 1801—1811 годы |
Дата упразднения | 1932—1991 годы |
Приделы | Главный — Казанской иконы Божией Матери; северный — …; южный — Рождества Пресвятой Богородицы; пещерный — священномученика Гермогена. |
Реликвии и святыни | Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, могила М. И. Кутузова, ключи от взятых 17 городов и 8 крепостей Европы, более 100 военных знамен и штандартов. |
Статус | Объект культурного наследия РФ № 7810539000 |
Состояние | Отличное |
Сайт | Официальный сайт |
Собор Казанской иконы Божией Матери на Викискладе |
Каза́нский кафедра́льный собо́р (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма, с 1991 года действующий храм несколько лет сосуществовал с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Настоятель — протоиерей Павел Красноцветов.
Собор дал название Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.
Содержание |
6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы,обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».
В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.
В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.
В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзага, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.
Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравер — Алфёров Николай Федорович. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-ой степени.
15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.
Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почетные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.
До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.
28 октября (9 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.
21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.
18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.
Гонения на церковь, начавшиеся после революции 1917 года, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Храм перешёл в руки обновленцев и после закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.
Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест.
Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров).
В 2000 году собор получил статус кафедрального[1].
Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы — на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие[2] культовые сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной. Купольный крест собора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.
Фасады собора облицованы серым пудожским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.
Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии.
Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.
Из барельефов в интерьере уцелели всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.
Образа исполнили академики живописи: В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюлло, С. С. Щукин, О. А. Кипренский и другие[3].
Примечателен был иконостас главного придела. Он был в 1834—1836 годах облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен[4]. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.
Казанский собор со стороны канала Грибоедова
Казанский Собор в наши дни
Любительская съёмка
Иллюминация Казанского собора
Казанский Собор в наши дни
Казанский Собор ночью
Казанский собор весной. Панорама.
Панорама Казанского собора с крыши на Невском пр.
Колоннада Казанского собора
Внутреннее убранство Казанского кафедрального собора
Главная святыня храма — почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери. Икона принадлежала царице Прасковье Фёдоровне. Икона была привезена ею в Санкт-Петербург при переезде царского двора из Москвы, после объявления в 1712 году Санкт-Петербурга столицей. Эта икона вдохновляла возглавляемое князем Пожарским народное ополчение, которое в 1612 году двигалось из Нижнего Новгорода в Москву освобождать Кремль от иноземцев. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском соборе.
Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга. После закрытия собора она была перенесена в Успенский собор на Сенной площади (Спасо-Успенский обновленческий кафедральный собор), после его закрытия — в Смоленскую кладбищенскую церковь. После закрытия последней в 1940 году святыня была изъята у обновленцев и передана в Князь-Владимирский собор, где помещена у правого клироса. 4 июля 2001 года икона без крестного хода была возвращена в Казанский собор. Есть предположение, что большевики в 1930—1940-е чтимый образ конфисковали, и нынешняя икона — лишь её список, исполненный в XIX веке.
Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в соборе:
Казанский собор — храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери. Прославленный фельдмаршал нашёл здесь свой последний приют. В 1813 году прах светлейшего князя М. И. Кутузова, умершего в прусском городе Брунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решетку, ограждающую могилу М. И. Кутузова и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку самого А. Н. Воронихина.
В 1813—1814 годах в соборе были выставлены для осмотра 107 трофейных французских знамен и штандартов разгромленных французских полков, 93 ключа от крепостей и городов взятых русской армией[5].
А в 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника немеркнущим подвигам, совершенным русскими воинами во имя Отечества.
В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне — манифест 1815 года о Священном союзе.
Приход Казанского собора участвовал в нескольких общегородских крестных ходах:
В соборе проходило много празднеств, отмечаемым всем городом:
Несмотря на культовый характер здания, площадь перед ним всегда привлекала интерес революционно настроенных масс.
6 (19) марта 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля». Здесь впервые выступил Плеханов. После октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли.
Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста.
В Кровавое воскресенье 1905 года толпа мгновенно соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора.
Настоятели собора за всю историю | |
---|---|
Даты | Настоятель |
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы | |
1763—1798 | (?) протоиерей Иаков Навродский (1731—1798) |
…—1809 | (?) протоиерей Феодор Васильевич Семивский (1731—1809) |
Казанский собор | |
1814—1831 | (?) протоиерей Иван Иванович Бедринский (1769—1831) |
1831—1846 | протоиерей Пётр Николаевич Мысловский (1776 или 1777—1846) |
1846—1848 | протоиерей Тимофей Ферапонтович Никольский (1788—1848) |
1848—1860 | протоиерей Андрей Иванович Райковский (1802—1860) |
1860—1881 | протоиерей Григорий Сергеевич Дебольский (1808—1881) |
1884—1898 | протоиерей Александр Алексеевич Лебедев (1833—1898) |
1898—1904 | протоиерей Евграф Иванович Мегорский (1839—1904) |
10 (23) октября 1913—9 августа 1918 | протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860—1918) |
1919—1920 | протоиерей Василий Маренин |
декабрь 1920—июнь 1922 | протоиерей Николай Кириллович Чуков (1870—1955) |
июнь 1922—12 марта 1923 | протоиерей Василий Аникитич Прозоров |
12 марта—17 сентября 1923 | «протоиерей» Лев Михайлович Теодорович (1867—после 1930)[6] |
сентябрь—25 ноября 1923 | «архиепископ» Артемий (Ильинский) |
25 ноября 1923—17 января 1925 | «протопресвитер» Владимир Дмитриевич Красницкий[7] |
20 января 1925—июнь 1927 | «митрополит» Вениамин (Муратовский) (1855—1930) |
июнь 1927—январь 1932 | «митрополит» Серафим (Руженцов) (1876—1935) |
период закрытия | |
1996—настоящее время | протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род. в 1932) |
В эпоху Николая I, когда в русской архитектуре наметился разворот от копирования западных образцов к эклектической переработке допетровской традиции (творчество К. Тона), Казанский собор стал восприниматься как начало той линии, которая приведёт к «католическо-масонскому» проекту храма Христа Спасителя, разработанному А. Витбергом и забракованному императором. Характерно высказывание Ф. Вигеля: «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело» (намёк на заимствование плана главного храма католицизма)[8]. В начале XX века с возвратом интереса к классицизму произошла «реабилитация» проекта Воронихина. В стихотворении сборника «Камень» (1913) Осип Мандельштам сравнивал Казанский собор с «лёгким крестовиком-пауком»: «А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме, — ну так что ж! Ты каждый раз, как иностранец, Сквозь рощу портиков идёшь».
1 сентября 2011 г. Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей с изображением Казанского собора в Санкт-Петербурге в серии «Памятники архитектуры России». Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 1500 экземпляров и весом 155,5 грамма.[9]
Казанский собор (Санкт-Петербург).