29-05-2023
Кайе дю синема | |
Cahiers du Cinéma | |
Специализация: |
киноиндустрия |
---|---|
Периодичность: |
ежемесячный |
Язык: |
французский |
Главный редактор: |
Stéphane Delorme |
Издатель: |
Phaidon Press[1] |
Страна: | |
Дата основания: |
1951 (Париж) |
ISSN: |
0008-011X |
Веб-сайт: |
cahiersducinema.com |
«Кайе́ дю синема́» (фр. Les Cahiers du cinéma, «Кинематографические тетради») — французский журнал о кино, основанный в 1951 году Андре Базеном, Жаком Дониоль-Валькрозом и Жозефом-Мари Ло Дюка. Корпус первых авторов составили члены киноклубов Латинского квартала и «Объектив 49» (в их числе — Жан Кокто, Робер Брессон, Александр Астрюк).
В ранней истории журнала принято разделять периоды, когда кресло главного редактора занимали Базен (1951-58), Эрик Ромер (1958-63) и Жак Риветт (1963-65). «Золотым веком» издания были годы, когда им руководил Ромер. Мишенью нападок молодых киноведов в эти годы сделались заполонившие французские кинотеатры экранизации классиков национальной литературы.
Молодёжь требовала обращения режиссёров к животрепещущим темам современности. Как о «струе свежего воздуха из-за океана» Риветт писал о голливудских фильмах Хичкока и Ланга. Астрюк призывал молодых режиссёров сделать из кинокамеры такой же инструмент выражения авторской индивидуальности, каким для писателя является перо (см. камера-перо).
В истории кинематографа «Кайе дю синема» 1950-х гг. остался как «инкубатор» французской новой волны. Почти все крупные представители этого движения — от Годара и Трюффо до Ромера и Шаброля — начинали как кинокритики на страницах этого издания. В 1955 г. Трюффо впервые сформулировал в «Кайе дю синема» учение об авторском кино (fr:Politique des auteurs).
Со 2-й половины 1960-х гг. популярность издания неуклонно падает, оно становится убыточным, а в 1998 г. контроль над ним переходит к издательской группе Le Monde. В 1970-е гг. редакционную политику определял Серж Дане, в 2000-е гг. журнал возглавлял Жан Мишель Фродон. Предпринятые в последние годы попытки осовременить дизайн и привлечь в ряды читателей молодёжь вызвали настороженную реакцию со стороны «старожилов».
Кайе дю синема.