Канбан

11-09-2023

Камбан (яп. カンバン?) — система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок».

Разработана и впервые в мире реализована фирмой «Toyota». В 1959 году эта фирма начала эксперименты с системой камбан и в 1962 году начала процесс перевода всего производства на этот принцип. В основе камбан лежат теоретические построения Фредерика Тейлора, Генри Форда.

В основе организации производства фирмы «Toyota» лежит годовой план производства и сбыта автомобилей, на базе которого составляются месячные и оперативные планы среднесуточного выпуска на каждом участке, основанные на прогнозировании покупательского спроса (период упреждения — 1 и 3 месяца). Суточные графики производства составляются только для главного сборочного конвейера. Для цехов и участков, обслуживающих главный конвейер, графики производства не составляются (им устанавливаются лишь ориентировочные месячные объемы производства).

Постоянное использование философии «точно в срок» позволяет раскрыть не обнаруженные до сих пор дефекты. Запасы очень хорошо приспособлены для сокрытия дефектов. Только при уменьшении запасов можно разглядеть проблемы. Это очень похоже на то, как высокий уровень воды скрывает подводные рифы.

Слово «камбан» по-японски означает «рекламный щит, вывеска» (яп. 看板?).

Содержание

Виды

Тарный камбан

Представляет собой единицу тары, на которой находится бирка «камбан». Бирка «камбан» на контейнере закреплена жестко и имеет следующие содержание:

  • наименование детали;
  • номер детали;
  • количество деталей;
  • адрес получателя детали;
  • адрес отправителя детали.

Система заказа деталей и узлов по тарному камбану осуществляется следующим образом: по мере окончания деталей в первом тарном камбане оператор убирает его с рабочего места на нижний ярус стеллажа (нижний ярус стеллажа является местом для складирования заказов оператора и получением заказов транспортировщиком) и работает из второго. Транспортировщик забирает порожнюю тару и, поскольку к таре прикреплен камбан, осуществляется обратная связь между оператором и кладовщиком через транспортировщика для заказа материалов.

Тарный камбан имеет недостаток — требуется дополнительное количество тары на каждую единицу детали или комплектующие при создании склада.

Карточный камбан

Представляет собой карточку, разделённую на четыре раздела:

  • цвет карточки;
  • адрес отправителя детали;
  • наименование детали, номер детали, количество деталей или узлов, необходимое для поставки по адресу получателя;
  • адрес получателя детали.

Один из вариантов цветовой гаммы:

  • Синий — производственный камбан (между производственной линией и зоной выдачи);
  • Красный — складской камбан (между складом и зоной выдачи);
  • Зелёный — межцеховой камбан(между цехами, производствами заводами и.т.д.).

Программный камбан

Одна из новых разновидностей управления веб-разработкой. Перспективный вариант для веб-студий и фрилансеров, работающих с большим количеством заказов. Технология работает по тому же принципу, что и карточный камбан, но при помощи специального программного обеспечения. В случае массового распространения данного средства управления, можно будет более точно планировать сроки на выполнение каких либо работ, а также лучше управлять проектами и потоком финансов.

Принципы

  • 1 принцип камбан — бирка должна находиться в таре с деталями или прикреплена к ним.
  • 2 принцип камбан — два камбана на рабочем месте, то есть на одном рабочем месте допускается иметь две нормы деталей. Этот принцип распространяется только на мелкие и средние детали, транспортировка которых осуществляется в специальной таре — данный принцип устанавливает время на транспортировку деталей.
  • 3 принцип камбан — отсутствие бракованных деталей на производственной линии (конвейере), так как если бракованные детали будут попадать на конвейер, будет отсутствовать стабильная работа транспортировщика и работа конвейера.
  • 4 принцип камбан — формирование новой схемы складского хозяйства:
    • склад должен быть один, максимально приближённый к конвейеру;
    • склад формируется по принципу магазина самообслуживания — транспортировщик движется по складу и сам собирает в тележку необходимые детали и сборочные единицы;
    • детали и комплектующие в нужном количестве должны быть подготовленные для транспортировщика кладовщиком, одним из самых важных факторов является отсутствие пересчёта, либо быстрый пересчёт (мерная, ячеистая тара). Передача деталей и комплектующих от транспортировщика оператору также должна осуществляться без пересчёта — на первый план выходит доверие людей друг другу.

Для рационального использования рабочего времени кладовщика, транспортировщика и других необходимо применить или упростить систему документооборота (например, применить штрих-кодирование).


Канбан.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47