10-05-2023
Канти́га (исп., португ. cantiga, правильно — ка́нтига), испанская и португальская паралитургическая песня XIII—XIV веков.
По содержанию кантига — универсальная энциклопедия средневекового мира. Различают cantigas de amigo (любовные песни, написанные от лица женщины), cantigas de amor (песни о любви, написанные от лица мужчины), cantigas de escárnio e maldizer («песни насмешки и злословия»), cantigas de geste (жесты, эпические песни). Стилистически приземлённым языком кантиги пересказывают общеевропейские миракли и местные анекдоты, повествуют о походах купцов в заморские страны и странствиях пилигримов к святыням, живописуют битвы христиан с неверными. Значительное место занимают картины быта, нередко с сатирическим оттенком (жестокое наказание еврея-ростовщика; врач, ампутирующий ногу сам себе; побег монахини, соблазнённой рыцарем; женщина, испытывающая отчаяние в связи с потерей мужа, вступает во внебрачную связь со своим сыном; порка, повешение, обезглавливание, сожжение преступников и т.д.).
Бо́льшую часть дошедших до нас кантиг составляют песни деве Марии (cantigas de Santa María) — более 420 пьес, записанных при дворе короля Альфонсо X Мудрого в 1270-90 годах (не исключено, что сам монарх был автором многих кантиг). Дошли до нас в четырёх богато иллюстрированных манускриптах, которые датируются концом XIII — 1-й половиной XIV вв. В трёх из них кантиги записаны квадратной нотацией (существует острая проблема их ритмической транскрипции), в четвёртом только стихи, без нотной записи. «Альфонсинские» кантиги, написанные на галисийско-португальском языке (который служил языком лирической поэзии в тогдашней Испании), описывают совершённые Богородицей чудеса (cantigas de miragre), каждая десятая кантига — песнь в Её хвалу (cantiga de loor). Все альфонсинские кантиги содержат рефрен, стихотворная форма обнаруживает влияние испано-арабской поэтической формы заджаль. Основная текстомузыкальная форма кантиги — виреле. Склад монодический. Мелодии преимущественно в дорийском и миксолидийском ладах, количество мелизмов невелико.
Около 20 кантиг учёные идентифицировали как контрафактуры репертуара труверов и трубадуров, остальные — местного происхождения. Авторы кантиг (поэты и композиторы) как правило неизвестны; среди немногих известных авторов — галисийский жонглёр («хуглар») Мартин Кодакс (Кодас; между 1240 и 1270) и португальский король-трубадур Диниш I (Dom Dinis; годы правления 1279–1325).
Обширный список аудиозаписей на портале medieval.org
Кантиги Девы Марии (англ.)
Кантига.