14-06-2023
Борис Иванович Карасёв | ||||||||
Дата рождения | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения |
деревня Рига-Васильевка Тульская губерния[1] |
|||||||
Принадлежность | ||||||||
Род войск | ||||||||
Звание | ||||||||
Часть | ||||||||
Сражения/войны | ||||||||
Награды и премии |
|
|||||||
В отставке |
руководитель бюро аэронавигационной информации компании «Аэрофлот» |
Бори́с Ива́нович Карасёв (род. 28 июля 1919) — советский офицер, лётчик-истребитель, Герой Российской Федерации. Гвардии полковник в отставке.
Содержание |
Родился 28 июля 1919 года в деревне Рига-Васильевка Тульской области (ныне входит в городской округ Новомосковск) в большой крестьянской семье. Отец Иван Карасёв — председатель колхоза.
Выпускник сталиногорского авиационного клуба имени Михаила Бабушкина (обучался на самолёте У-2). В 1938 году стал лётчиком-инструктором и комендантом аэроклуба. В 1939 году поступил в Качинскую Краснознаменную военно-авиационную школу лётчиков, которую успешно окончил в 1940 году и был направлен в 88-й истребительно-авиационный полк под Винницу. Командир звена истребителей И-16.
За годы Великой Отчечественной войны совершил 509 боевых вылетов (в том числе 85 — на разведку и 136 — на штурмовку). Лично сбил девять немецких самолетов и четыре — в групповом бою, уничтожил 82 автомашины, 16 неприятельских подвод с боеприпасами, железнодорожный вагон с военным грузом, семь зенитных точек, три артиллерийских орудия, две автоцистерны с горючим. Трижды считался погибшим, представлялся к званию Героя Советского Союза.
Г. А. Пшеняник. Долетим до Одера.[2]:
В марте 1942 года лейтенант Борис Карасев сошёлся в неравной схватке с десятью гитлеровскими истребителями!
…
Командир эскадрильи И-16 капитан Середа получил боевую задачу: обеспечить сопровождением шестерку самолетов соседнего полка, срочно вылетевшего на штурмовку противника. Приближался вечер. Истребители за день «потрудились» сполна. В боеготовности оказались лишь две машины — Карасева и Князева. Середа вызвал летчиков и объяснил задачу: Князеву идти справа от боевого порядка шестерки, Карасеву — слева и не допускать атак немцев по нашим штурмовикам. Командир отлично понимал, что задание для двух самолетов очень рискованное, но выполнить его было необходимо. Оставалась надежда на мастерство, осмотрительность и отвагу воздушных бойцов. Не успела группа подлететь к линии фронта, как на неё набросились не менее двадцати «мессеров». С самого начала фашистам удалось отсечь самолет Карасева. И закрутилась в воздухе адская карусель: Карасев — в центре, а вокруг двенадцать вражеских стервятников, полосующих огненными очередями. В этой критической ситуации наш летчик принял единственно верное решение — бросил машину вниз, вырвавшись из замкнутого круга, словно из клубка змей, и начал маневрировать над самой землей, лишив таким образом противника преимущества вертикального манёвра.
В этом бою Б. И. Карасёв лично сбил 1 самолёт и подбил ещё один 1 самолёт противника. После госпиталя вернулся в часть, воевал на Ла-5. Участвовал в Львовско-Сандомирской операции, боях под Краковым, Бригом, Котбусом, Дрезденом, в штурме Берлина, в уничтожении последней группировки немцев в Карпатах.
С 1965 года Б. И. Карасёв работал в Аэрофлоте в Центральном управлении международных воздушных сообщений. До ухода на пенсию был штурманом — руководителем бюро аэронавигационной информации.
В 1997 году по инициативе ветеранов полка — Героев Советского Союза Алексея Постнова и Кубати Карданова — Б. И. Карасёву была вручена медаль «Золотая звезда» Героя Российской Фередерации (№ 415).
Проживает в городе Москва.
Также награждён медалями. Почётный гражданин города Новомосковска (2003).
Карасёв, Борис Иванович.