Карнад, Гириш

25-04-2023

Гириш Карнад
англ. Girish Karnad
Дата рождения 19 мая 1938(1938-05-19)
Место рождения
  • [2]
Дата смерти 10 июня 2019(2019-06-10)[1] (81 год)
Место смерти
Гражданство
Профессия киноактёр
Карьера 19612019
Награды
1960)
IMDb ID 0439784
Медиафайлы на Викискладе

Гириш Карнад (Падма Бхушан.

Биография

Родился 19 мая 1938 года в Матхеране[en] (ныне штат Махараштра)[4] в конкани-говорящей семье браминов-сарасвати[5]. Его отец, Рагхунатх Карнад, был доктором, а мать, Кришнабхаи (урожденная Манкикар), — медсестрой. У него было три родных брата и один сводный. Когда Гиришу было 14 лет, семья переехала в Дхарвад[6]. В 1958 году он получил степень бакалавра в области математики и статистики в Университете Карнатаки[en]. Затем, в 1960—1963 годах как стипендиат Родса учился на магистра в Линкольн-колледже при Оксфордском университете, где его основными предметами были философия, политика и экономика. В 1963—1970 годах работал в Мадрасском отделении Издательства Оксфордского университета[4]. Живя в Мадрасе, он встретил свою будущую жену Сарасвати Ганапати, врача и куратора проектов в области здравоохранения. Они поженились в 1980 году[6].

Покинув издательство в 1970 году, Карнад присоединился к любительской театральной группе Madras Players. В следующие годы он занимал пост директора Индийского института кино и телевидения[en] (1974—1975) и председателя академии Сангит Натак (1988—1993)[6].

Драматург

В 1961 году во время учёбы в Англии написал свою первую пьесу Yayati[4]. Сосредоточенная на истории мифологического короля, пьеса использовала темы истории и мифологии, которые наполняли работы Карнада в течение следующих десятилетий. Следующая его пьеса Tughlaq (1964) рассказывала историю делийского султана XIV века Мухаммада ибн Туглака и стала одной из самых известных его работ[7]. Следующая его работа Hayavadana увидела свет в 1971 году. Все три затрагивали важные проблемы индийского общества: Yayati показывала противостояние между ожиданиями индийской семьи и личной свободой; Tughlaq отображала разочарование в начале независимой Индии; а Hayavadana рассматривала вопросы, связанные с личной идентичностью и эмансипацией женщин — и все три имели успех. В 1988 году, пребывая на посту приглашенного профессора в Чикагском университете, Карнад написал Naga-Mandala, основанную на двух народных сказках и смешивающую миф с современной реальностью сельской Индии. Написанная в 1995 году, Agni Mattu Male осталась самой известной его работой. Карнад взял один из сюжетов Махабхараты и поставил его как пьесу в пьесе, чтобы исследовать столкновение между индивидуализмом и всеобщим благом в индийском обществе. В число других его известных пьес входят Odakalu Bimba[en] (2006), представляющая собой циничный взгляд на индийское литературное учреждение, Maduve Album (2009), посвященная индуистским бракам, и Benda Kaalu on Toast (2014) о современном Бангалоре[6]. Свою последнюю пьесу, Rakshasa Tangadi, он написал в 2018 году. Её сюжет был основан на событиях битвы при Таликоте, которая привела к падению некогда великой Виджаянагарской империи, и исследовал обстановку упадка в общественной жизни[8].

Кинематографист

В 1970 году дебютировал в кино как актёр и сценарист в фильме на каннада Samskara, рассказывающем о кастовых ограничениях. После его успеха совместно с режиссёром своих театральных пьес Б. В. Карантом[en] поставил фильм «Семейное древо»[en][4]. Картина принесла ему две Национальные кинопремии: за лучший фильм на каннада и лучшую режиссуру[9]. Его самая известная режиссёрская работа — каннадоязычный «Лес»[en] (1973)[4], завоевавший Национальную кинопремию как второй лучший фильм года[10]. Среди других известных фильмов Карнада на каннада — Tabbaliyu Neenade Magane (1977) и Ondanondu Kaaladalli (1978). Он также работал в кино на хинди, сняв признанный критиками «Праздник любви» (Фестиваль)[en] (1984), экранизацию санскритской пьесы IV века «Mṛcchakatika» древнеиндийского драматурга Шудраки[7].

Как актёр и сценарист в хиндиязычном кино неоднократно работал с режиссёром Шьямом Бенегалом[4]. В общей сложности он снялся почти в 100 фильмах, включая авторские, такие как «Конец ночи»[en] (1975), «Пробуждение»[en] (1976) и «Икбал»[en] (2005), а также фильмы-блокбастеры, такие как «Жил-был тигр» (2012) и «Тигр жив» (2017)[6].

Карнад скончался после продолжительной болезни 10 июня 2019 года в больнице города Бангалор, где он проживал со своей семьёй с 1989 года[11].

Примечания

  1. ↑ Autorités BnF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  2. ↑ Google.
  3. ↑ Bengaluru Mirror — 2019.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 Karnad, Girish Raghunath // Encyclopedia of Indian Cinema / Edited by Ashish Rajadhyaksha, Paul Willemen. — L.: British Film Institute, 1994. — P. 114-115. — 568 p. — ISBN 978-0-85170-455-5.
  5. Архивировано 2 февраля 2020 года.
  6. ↑ Архивировано 22 декабря 2019 года.
  7. ↑ Encyclopædia Britannica. Дата обращения: 18 января 2020.
  8. Архивировано 24 июня 2019 года.
  9. Архивировано 21 декабря 2019 года.
  10. Twenty-First National Awards for Films (англ.). — New Delhi: Directorate of Film Festivals, 1973. — P. 2.
  11. Архивировано 10 июня 2019 года.

Дополнительная литература

  • ISBN 9780415260879.
  • Eugene Benson. ISBN 9781134468485.
  • Nand Kumar. ISBN 9788176253536.

Карнад, Гириш.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47