14-10-2023
Рейс 17 Malaysia Airlines | |
Схема полёта рейса 17 |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
идёт расследование |
Место |
близ Грабова, Донецкая область (Украина) |
Координаты |
48°08′18″ с. ш. 38°38′20″ в. д. / 48.1384222° с. ш. 38.6391222° в. д. (O)(O)[1] |
Погибшие | |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
MH17/MAS17/KL4103 |
Бортовой номер |
9M-MRD |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
283 |
Экипаж |
15 |
Погибшие |
298 (все) |
Выживших |
0 |
Изображения на Викискладе |
Катастро́фа Boeing 777 под Доне́цком — авиационная катастрофа самолёта Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявшего плановый рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, произошедшая 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области Украины в районе села Грабово недалеко от города Торез, у границы с Луганской областью, в районе вооружённого противостояния на востоке Украины.
На борту находилось 283 пассажира и 15 членов экипажа[4][5], все они погибли[6][7].
Это была вторая катастрофа с Boeing 777-200ER нумерации 9M-MRx этой авиакомпании за пять месяцев (вместе с исчезновением Boeing 777 в марте 2014 года), по количеству погибших она стала крупнейшей в истории авиации с 11 сентября 2001 года и вошла в десятку крупнейших за всю историю. Крупнейшая авиакатастрофа XXI века[* 1] и на постсоветском пространстве[8].
Правительства Украины и многих западных стран утверждают, что имеется достаточно доказательств того, что самолет был сбит ЗРК «Бук», находившейся в руках пророссийских повстанцев[9]. Версия об атаке ракетой «земля-воздух» является основной. Следственными органами рассматривались также версии о возможной атаке с другого самолёта, теракте на борту и аварии по техническим причинам, однако две последних были исключены в результате предварительного расследования[10][11]. Повстанцы утверждают, что не располагают средствами, которыми можно было бы сбить самолёт на такой высоте[12].
Крушение пассажирского лайнера привело к усилению международного давления на Россию. США и их союзники придерживаются версии, что самолёт был сбит ракетой класса «земля — воздух» с использованием зенитно-ракетного комплекса «Бук-М», полученного от России. По утверждению американской разведки, после уничтожения малайзийского самолёта ЗРК был вывезен на территорию РФ[13].
Правительство Украины пригласило к участию в расследовании представителей властей Малайзии и Нидерландов, Еврокомиссии, американской компании Boeing, Международной организации гражданской авиации (ICAO), американского Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) и Европейской организации по безопасности воздушной навигации (Eurocontrol). Международная организация уголовной полиции (Интерпол) и полицейская служба Европейского союза (Европол) также направят своих сотрудников к месту крушения авиалайнера[12].
Предварительный отчёт голландского Совета по безопасности — главной организации расследования катастрофы, был опубликован 9 сентября 2014 года[14][15]. Согласно ему, катастрофа самолёта не была вызвана ошибками пилотирования или техническими проблемами самого самолёта, а была, вероятно, следствием обнаруженного попадания в самолёт снаружи большого числа мелких высокоскоростных объектов, что вызвало нарушение структурной целостности самолёта, приведшее к его разрушению в воздухе[15].
За несколько дней до катастрофы, согласно заявлениям украинских властей, в зоне конфликта произошли другие инциденты с воздушными судами: 14 июля в Луганской области на высоте 6,5 километров был сбит Ан-26[16], 16 июля был сбит Су-25[17][18] и ещё один Су-25 был обстрелян из ПЗРК[19]. Всего за июнь-июль 2014 года сообщалось о потерях в этом районе более десяти пилотируемых летательных аппаратов ВВС Украины[20].
Украинские власти закрыли воздушное пространство над зоной конфликта для полётов гражданской авиации с 1 июля до высоты 7900 метров (26000 футов), а с 14 июля до высоты 9800 метров (32000 футов)[21]. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала заявление, согласно которому по её данным никаких ограничений на полёты в пространстве, по которому следовал малайзийский лайнер, не существовало[22], а Европейская организация по безопасности воздушной навигации указывает, что на маршруте следования лайнера пространство было закрыто украинскими властями до эшелона 320, а на эшелоне 330 (33000 футов), на котором следовал самолёт, полёты были разрешены[23]. Согласно пресс-релизу авиакомпании, полётным планом MH17 предусматривалось использование эшелона 35000 футов на всём участке маршрута, проходящем через воздушное пространство Украины, но украинские авиадиспетчеры дали ему указание использовать эшелон 33000 футов[24].
Внешние изображения | |
---|---|
Борт 9M-MRD вылетает в злополучный рейс |
Boeing 777-200ER, зарегистрированный под номером 9M-MRD, оснащённый двумя двигателями Rolls-Royce Trent 800 и 282 креслами для пассажиров, был построен на заводе Boeing в Эверетте (штат Вашингтон) в 1997 году, совершил первый полёт 17 июля, 29 июля 1997 года был передан авиакомпании Malaysia Airlines[25][26]. За 17 лет эксплуатации лайнер совершил 11 434 полёта общей продолжительностью 75 322 часа. Последнюю техническую проверку самолёт прошёл 11 июля 2014 года[27].
16 июля 2014 года Boeing 777 авиакомпании (O)) после 13:21:28 UTC (17:21:28 MSK, 16:21:28 по местному времени) на эшелоне 33 тысячи футов (чуть выше 10 км)[30]. Российскую границу лайнер должен был пересечь примерно в 17:25 по московскому времени[31]. Авиалайнер перед крушением сигнал тревоги не подавал[32]. Конец записи бортовых самописцев зафиксирован в 13.20:03 UTC[15]. Непосредственно перед этим экипаж получил от диспетчера команду[33] взять курс вправо на точку RND, но не успел её подтвердить и выполнить[15].
Впоследствии останки самолёта обнаружили горящими на земле на территории Украины[5]. Самолёт упал в районе села Грабово (неподалеку от города Торез[34]). Обломки самолёта обнаружены на территории, превышающей 15 км²[35]. Зона поисковых работ составляет более 34 км², в неё входят населённые пункты Московское, Рассыпное, Грабово, Стрюково и Грабовское водохранилище, на востоке Донецкой области, на границе с Луганской[12].
Утром 18 июля 2014 года Национальное бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами Украины разослало сообщение, согласно которому 17 июля, около 16.20 по местному времени, Боинг-777-200 с регистрационным номером, принадлежащий Malaysia Airlines, пропал с экранов радаров к западу от путевой точки TAMAK. Государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины сообщило Национальному бюро о потере связи с экипажем самолёта. Был получен сигнал аварийного радиобуя и определено его примерное положение[36].
Уведомление о происшествии в соответствии с Приложением 13 к Конвенции о международной гражданской авиации было направлено Малайзии (государству регистрации и государству эксплуатанта), США (государству разработчика и государству-изготовителю), Международной организации гражданской авиации, а также Нидерландам и Австралии, как странам, чьи граждане погибли в катастрофе[37].
Национальное бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами начало расследование в день катастрофы. С 23 июля 2014 года расследование было передано Совету безопасности Нидерландов. Содействие расследованию осуществляли эксперты из Австралии ([d]), Франции ([d]), Германии ([d]), Индонезии (KNKT), Италии ([d]), Малайзии ([d]), России (Росавиация), Межгосударственного авиационного комитета, Украины (Национальное бюро по расследованию авиационных происшествий), Великобритании ([d]), США (NTSB) и Европейского агентства авиационной безопасности. Помощь предлагали и другие страны, однако на момент публикации предварительного отчёта экспертной группы (9 сентября 2014) их представители к расследованию не привлекались ввиду отсутствия необходимости. Кроме того, для контроля соблюдения установленной процедуры расследования привлекались представители Международной организации гражданской авиации[38].
В связи с катастрофой Служба безопасности Украины (СБУ) открыла уголовное производство по статье 258 УК Украины (террористический акт)[39].
Согласно пункту 3.2 Приложения 13 к Конвенции о международной гражданской авиации, государство места события (то есть Украина) принимает все необходимые меры для сохранения вещественных доказательств и обеспечения надежной охраны воздушного судна и всего находящегося на нём в течение времени, необходимого для расследования[40]. Однако исполнение этого требования и осуществление поисковой операции в целом осложнилось тем, что падение самолёта произошло в зоне вооружённого конфликта на территории, контролируемой вооружёнными отрядами самопровозглашённой Донецкой Народной Республики[38].
Сразу же после катастрофы представители премьер-министр ДНР Александр Бородай заявил о возможности заключить гуманитарное перемирие с украинскими властями для проведения расследования[41]. Но вскоре министр обороны ДНР Игорь Стрелков заявил, что перемирие не требуется, так как зона падения Боинга находится в тылу ДНР, и гарантировал безопасность международным экспертам[42].
Однако приезд экспертной группы по непонятным причинам затянулся, на что ещё 20 июля жаловался премьер-министр ДНР Александр Бородай. По его словам, через два дня после трагедии на месте были лишь наблюдатели от ОБСЕ и украинской стороны. Он отметил, что дальнейшее затягивание может привести к проблемам как гуманитарного, так и технического характера: в регионе стоит 30-градусная жара, а район крушения находится на «простреливаемой нейтральной территории»[43][44].
18 июля в Донецк прибыло 30 сотрудников специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине, которым было поручено «заниматься сбором фактов и наблюдением за обстановкой в районе крушения» и «обеспечить международное присутствие до прибытия авиационных экспертов». Уже вечером наблюдатели получили ограниченный доступ к месту крушения. Как сообщила заместитель пресс-секретаря ОБСЕ Наташа Раджакович, речь идёт о довольно большой зоне с периметром в десятки километров[45][46].
18 и 19 июля в ряде СМИ появилась информация о том, что поисковым работам на месте катастрофы мешают вооружённые люди, отвечающие за охрану местности[47][48]. 19 июля наблюдатели ОБСЕ смогли получить ограниченный доступ к обломкам. К тому времени 38 тел доставили в морг контролируемого повстанцами Донецка[49]. По словам вице-премьера ДНР Андрея Пургина, повстанцы не допускали представителей ОБСЕ к обломкам самолёта, поскольку он «лежит между двумя фронтами». Так как украинская сторона не дала ответа на предложение ДНР о десятикилометровой зоне без открытия огня вокруг места катастрофы, из соображений безопасности представителей ОБСЕ нельзя было доводить ближе определённой линии[50].
СНБО Украины сообщил, что повстанцы окружили место падения самолёта и отбирали у специалистов бригады Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины вещественные доказательства причин катастрофы[51][52]. Информация о том, что представители ДНР препятствуют расследованию и не дают забрать тела жертв, также была озвучена главой правительственной комиссии по расследованию причин авиакатастрофы Владимиром Гройсманом[53]. Представитель спецмиссии ОБСЕ на Украине Майкл Бочуркив заявил, что отсутствуют причины для разговоров о фальсификациях доказательств со стороны повстанцев[54]. По словам вице-премьера ДНР Андрея Пургина, украинские власти опасаются, что их вина в катастрофе станет очевидной, поэтому они продолжают военную спецоперацию на Юго-Востоке Украины и не собираются заключать перемирие с той целью, чтобы не допустить международных экспертов к месту крушения, ссылаясь на соображения безопасности[55].
Президент Украины Пётр Порошенко во время встречи с министром иностранных дел Нидерландов Франсом Тиммермансом сообщил, что, несмотря на достигнутую договорённость с представителями ДНР, были обстреляны представители ОБСЕ, которые приехали на место катастрофы, чтобы зафиксировать обстоятельства крушения самолёта[56]. Пресс-служба ОБСЕ в интервью агентству Интерфакс рассказала, что «был осуществлён предупредительный выстрел вверх, потому что кто-то пересёк дозволенную линию», это произошло в момент, когда представители ОБСЕ уже покидали место крушения, пострадавших нет[57]. Государственный департамент США также сообщил, что боевики ДНР препятствуют доступу международных специалистов к месту катастрофы. Американское ведомство заметило, что в пятницу наблюдатели ОБСЕ смогли находиться на месте катастрофы только в течение 75 минут, в субботу — менее трёх часов. Кроме того, специалистам предоставляют разрешение находиться на небольшом участке места падения самолёта[58].
Как указано в опубликованном в Вене 21 июля докладе наблюдательной миссии ОБСЕ на Украине за период по 18:00 20 июля включительно, наблюдатели ОБСЕ получили полный доступ к месту падения самолёта, зона крушения теперь надёжно охраняется[59]. «Двадцатого июля сотрудникам миссии был предоставлен полный доступ к основному месту аварии, который для этого был соответствующим образом оцеплен, — говорится в документе. — Поиск погибших продолжался». Наблюдатели констатировали, что «19 июля их доступ был ещё ограничен, но в меньшей степени, чем днём ранее; периметр безопасности охранялся слабо».
Как было отмечено в докладе наблюдательной миссии ОБСЕ, «спасатели на месте происшествия сообщили, что места расположения всех тел погибших были сфотографированы и сняты на видео до того, как были убраны в мешки». При этом сами наблюдатели 19 июля насчитали 55 тел погибших, убранных в мешки для транспортировки. Они также сообщают, что количество тел, хранящихся в рефрижераторном вагоне на железнодорожной станции Торез, им подсчитать не удалось[60].
21 июля премьер-министр ДНР Александр Бородай сообщил, что на месте крушения «Боинга» обнаружены останки 282 погибших: «Тела с максимально возможной корректностью собраны с места крушения и погружены в пять вагонов-рефрижераторов. Эти вагоны находятся на вокзале в Торезе… Мы можем их отправить куда-либо только в сопровождении международных экспертов». Согласно данным авиаперевозчика, всего в результате крушения погибло 298 человек. В числе жертв оказались 193 подданных Нидерландов, один из которых также имел гражданство США. В списке также значатся 43 гражданина Малайзии, среди которых 15 членов экипажа, 27 граждан Австралии, 12 — Индонезии. Ещё 10 жертв трагедии — подданные Великобритании, у одного из них было второе гражданство — ЮАР. Среди погибших четверо немцев и столько же бельгийцев, трое филиппинцев, один гражданин Канады и один — Новой Зеландии[61][62][63].
Вечером 21 июля поезд с телами жертв авиакатастрофы направился в Харьков. По словам премьер-министра Нидерландов Марка Рютте, украинские власти согласились на то, чтобы процесс опознания был организован в Нидерландах[59].
Пресс-служба ДНР 23 июля сообщила, что ещё 16 тел погибших находятся под остатками фюзеляжа на месте падения лайнера и будут эвакуированы «по проведении необходимых работ»[64].
В Харькове вагоны с телами погибших были направлены на территорию завода им. Малышева. В помещениях завода специалисты из Нидерландов развернули лабораторию для проведения осмотра и исследования тел погибших. Там же были организованы места для работы международных экспертов и оформления документов судмедэкспертами, таможенниками и пограничниками[65].
22 июля сотрудники группы Интерпола по расследованию происшествий начали в Харькове процедуру предварительного опознания тел жертв[66].
23 июля первые сорок тел были перевезены двумя военно-транспортными самолётами в Эйндховен. После траурной церемонии траурная процессия направилась на военную базу в Хилверсуме, где должна была проводиться процедура идентификации останков[67].
24 июля в Нидерланды были доставлены тела ещё 74 жертв авиакатастрофы[68].
7 августа Государственная комиссия по расследованию катастрофы сообщила, что группа международных экспертов завершила первую фазу поисков обломков самолёта и тел погибших пассажиров в связи с угрозой жизни членов группы, работавших на месте катастрофы. По информации комиссии, «неисследованными остаются менее трёх территориальных зон, где находятся обломки». До принятия решения о продлении поисков большая часть экспертов покинет Украину, за исключением небольшой группы для осуществления связи и координации[69].
По состоянию на 10 октября были опознаны 272 погибших[70].
Власти самопровозглашённой Донецкой Народной Республики через несколько часов после катастрофы заявляли, что бортовые самописцы малайзийского «Боинга» будут переданы на экспертизу в Россию, в Межгосударственный авиационный комитет[71]. Министр иностранных дел России Сергей Лавров 18 июля заявил, однако, что Россия не будет забирать «чёрные ящики»: «Мы не собираемся забирать „чёрные ящики“. Мы не собираемся нарушать нормы для таких случаев в международном сообществе… Это дело тех государств, которые имеют наиболее прямое отношение к той трагедии, чьи граждане были на борту… Это нужно сделать, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в неискренности и готовности провести полноценное расследование»[72].
19 июля министр транспорта Малайзии Наджиб Тун Разак потребовал предоставить «чёрные ящики» потерпевшего крушение самолёта. По его словам, согласно международному праву, владелец самолёта, то есть в данном случае Малайзия, имеет полное право на то, чтобы ему отдали бортовые самописцы. Ранее в Киеве заявили, что, «согласно всем нормам международного права, эти бортовые самописцы должны находиться на территории государства, где произошёл этот инцидент, то есть на территории Украины». «Соответственно, перемещение их за пределы Украины является неправомерным», — сказал директор департамента консульской службы МИД страны Андрей Сыбига. Об обнаружении чёрных ящиков спасателями сообщил 18 июля советник главы Донецкой областной госадминистрации Константин Батозский[73]. Украинская сторона заявила, что «чёрные ящики» «захвачены» повстанцами[74][75].
20 июля агентство Интерфакс сообщило, что «чёрные ящики» действительно обнаружены и доставлены в Донецк. При этом премьер-министр ДНР Александр Бородай заявил, что ДНР не отдаст самописцы властям Украины, но готова передать их международным экспертам: «В районе крушения обнаружены технические детали лайнера, похожие на чёрные ящики, они находятся в Донецке, в Доме правительства ДНР под моим личным контролем. Они будут вручены международным экспертам в случае их приезда»[76].
Поздно ночью с 21 на 22 июля было объявлено, что глава правительства ДНР Александр Бородай в присутствии наблюдателей ОБСЕ и журналистов передал «чёрные ящики» представителям Малайзии. Факт передачи был зафиксирован в специальном протоколе, подписанном двумя сторонами. Представитель Малайзии, член её Совета национальной безопасности полковник Мохамед Сакри, поблагодарив Бородая, сказал: «Я вижу, что „чёрные ящики“ в нетронутом состоянии, хотя и немного повреждённые»[77]. Малайзийские представители, в свою очередь, передали самописцы экспертам из Нидерландов[78].
22 июля министр иностранных дел Нидерландов Франс Тиммерманс, выступая на заседании Совета Безопасности ООН, заявил, что Нидерланды согласились взять на себя ведущую роль в расследовании обстоятельств авиакатастрофы в тесном сотрудничестве с соответствующими странами, ООН и ИКАО[79]. Согласно официальному заявлению Совета по безопасности Нидерландов, именно этот орган «отвечает за координацию всех участвующих в расследовании следователей и групп следователей вовлечённых сторон» — России, Украины, Малайзии, Австралии, Германии, США и Великобритании. «Хотя специалисты пока не получили доступ на место катастрофы, сбор данных идёт полным ходом как на Украине, так и в Нидерландах, — отметили в организации». Совет по безопасности Нидерландов оставил за собой право самостоятельно определять содержание и сроки всех дальнейших публикаций, касающихся международного расследования обстоятельств авиакатастрофы. Совет по безопасности Нидерландов пообещал «сосредоточить своё внимание на выяснении фактов, нежели на определении меры вины»[80].
22 июля премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон сообщил, что по просьбе Нидерландов расшифровкой чёрных ящиков займутся британские эксперты лаборатории Фарнборо, где ведутся расследования воздушных происшествий с самолётами НАТО в Европе[81]. В расшифровке информации бортовых самописцев примет участие представитель Межгосударственного авиационного комитета стран СНГ (МАК)[82].
Как сообщила пресс-служба Минрегионразвития Украины, 23 июля «чёрные ящики» были доставлены на военный аэродром в Фарнборо (Великобритания) под наблюдением ИКАО. В министерстве подчеркнули: «В протоколе зафиксировано, что объекты, которые называют „чёрными ящиками“, были предъявлены украинской стороне, но украинская сторона их не касалась, и ни минуты под контролем украинской стороны эти предметы не находились». Эту информацию подтвердил и представитель британского МИДа[83].
23 июля ИКАО сообщила, что речевой самописец малайзийского Boeing 777 находится в хорошем состоянии[84]; 25 июля эксперты ИКАО подтвердили отсутствие признаков манипуляций со вторым самописцем и сохранность модуля памяти, с которого успешно считаны полётные данные[85]. В этот же день об отсутствии признаков несанкционированного доступа к содержимому самописцев заявил Межгосударственный авиационный комитет[86].
24 июля британские официальные лица заявили, что не станут предавать публичной огласке данные, полученные в результате расшифровки бортовых самописцев, предоставив это сделать нидерландским властям[87].
26 июля, ссылаясь на неназванного служащего Евроконтроля, телеканал CBS сообщил, что данные самописцев указывают на возникшую на борту воздушного судна взрывную декомпрессию[88]. 28 июля представитель информационного центра Совета национальной безопасности и обороны Украины сообщил, что самолёт потерпел крушение вследствие «многочисленных осколочных поражений от ракетного взрыва»[89] Представитель Нидерландского совета по безопасности (НСБ) Сара Верной сообщила, что для НСБ публикация этих данных стала неожиданностью, так как преждевременное разглашение информации идёт вразрез с интересами расследования, и что Совет не передавал расшифровки с бортовых самописцев разбившегося «Боинга» Украине[90][91].
3 августа газета New Straits Times сообщила со ссылкой на источник, близкий к комиссии по расследованию катастрофы, что, по данным расшифровки речевого самописца, полёт проходил в штатном режиме до самого последнего момента, в переговорах пилотов друг с другом и с диспетчерами не удалось обнаружить ничего необычного; судя по всему, члены экипажа не заметили и не почувствовали никакой угрозы, и случившееся стало для них неожиданностью[92][93].
Спикер Генпрокуратуры Украины Юрий Бойченко заявил, что Украина, Нидерланды, Бельгия и Австралия 8 августа 2014 года подписали соглашение, согласно которому разглашение информации о ходе расследования катастрофы Boeing 777 осуществляться не будет. По его словам, результаты расследования будут опубликованы после его завершения и при согласии подписавших соглашение сторон[94].
18 ноября 2014 года было опубликовано заявление посла Малайзии в Нидерландах Датука Фаузиаха Мохд Таиба (Datuk Fauziah Mohd Taib) о том, что «Малайзия до сих пор не получила официального приглашения для участия в возглавляемой Нидерландами Объединённой Команды Следователей (Joint Investigation Team — JIT), которая осуществляет уголовное расследование»[95]. До этого времени представители Малайзии входили лишь в группу технических специалистов[95]. Этому заявлению малайзийского посла предшествовало заявление премьер-министра Надерландов Марка Рютте (Mark Rutte) о том, что статус Малайзии в проведении расследования должна быть повышен, сделанное в ходе его визита в Малайзию 5 ноября 2014 года[95]. По словам Фаузиаха, премьер-министр Нидерландов не может решить этот вопрос самостоятельно — ему придётся этот вопрос обсуждать с правительствами Украины и Австралии[95].
Посол Малайзии на Украине Чуах Теонг Пан (Chuah Teong Ban) полагает, что представители Малайзи не будут допущены к осмотру обломков, если они не будут участвовать в Объединённой Команды Следователей[95].
Министр транспорта Малайзии Датук Сери Лиов Тионг Лаи (Datuk Seri Liow Tiong Lai) заявил по этому поводу, что правительство Малайзии сообщило голландским властям о намерении включить своих представителей в команду, занимающуюся уголовным расследованием катастрофы[95].
Министр внутренних дел Малайзии Ахмад Захид Хамиди также сообщил, что в состав экспертной группы, обследующей место падения обломков самолёта, войдут водолазы, которые исследуют дно озера, находящегося рядом с местом падения обломков[96].
Президент Украины в своём заявлении обвинил в случившемся «агрессоров и боевиков на Донбассе», ссылаясь на перехваченные СБУ переговоры лидера повстанцев с полковником Главного разведывательного управления России (ГРУ) Василием Гераниным[98].
18 июля президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкка Канерва заявил о наличии явных признаков того, что катастрофу вызвала ракета, запущенная из контролируемых повстанцами районов[99]. С аналогичными заявлениями выступил президент США Барак Обама[100].
19 июля пресс-служба украинского президента заявила, что вице-президент США Джозеф Байден в разговоре с Порошенко заявил о наличии у американской стороны чётких доказательств, что ракетный выстрел по самолёту рейса MH17 был осуществлён с территории, которая полностью контролируется повстанцами (по словам Байдена — «поддерживаемыми Россией боевиками»)[101].
19 июля Государственный департамент США сообщил, что вывод о том, что ракетный выстрел по самолёту рейса MH17 был осуществлён с территории, которая контролируется повстанцами, основан на следующем: был зафиксирован пуск ракеты с территории, которая контролируется повстанцами, имеются записи переговоров повстанцев, опубликованные СБУ, имеются фотографии и видео перевозки зенитного комплекса «Бук» в социальных сетях[102].
СБУ обнародовала запись разговора «террористов», где говорится, что «группа Минёра» сбила самолёт и он упал за Енакиевом, а затем, что самолёт оказался гражданским[103]. На записи человек с позывным «Майор» докладывает информацию собеседнику с позывным «Грек», которого называет Сашей. «Майор» докладывает также о найденных на месте документах «индонезийского студента из института Томпсона»[103]. Представитель руководства ДНР Сергей Кавтарадзе заявил, что утверждения СБУ о перехваченных радиопереговорах казаков является «непрофессиональной пропагандой»[104]. Кроме того, представитель повстанцев заявил, что фигурирующие в переговорах повстанцы были далеко от места событий, а чернухинский блокпост, с которого, как утверждается по информации из записи, сбили самолёт, находится уже в Луганской области[105]. О дезертирстве из рядов повстанцев человека с позывным «Минёр» сообщалось 3 июля[106].
В соответствии с информацией СБУ, в перехваченных переговорах участвовал И. Безлер, который доложил «своему куратору полковнику ГРУ РФ В. Геранину о только что сбитом боевиками гражданском самолёте»[107]. Специальный корреспондент «Коммерсанта» вечером 17 июля связался с Гераниным, который сказал, что не в курсе событий и обсуждения самолёта не было[108][109].
Недалеко от лайнера пролегал маршрут украинского военно-транспортного самолёта «Ил-76» , который направлялся, по сообщению журналиста Юрия Бутусова, для сброса грузов блокированным украинским войскам[110][неавторитетный источник? 199 дней]. По заявлению штаба Антитеррористического центра, «в какой именно самолёт хотели попасть — неизвестно»[111].
По предположению советника министра внутренних дел Украины Антона Геращенко, самолёт сбит «террористами» из зенитного ракетного комплекса «Бук»[112][113][114]. Он опубликовал фотографии инверсионного следа, оставленного, по его утверждению, ракетой ЗРК «Бук».[115] Геращенко заявил, что ракета была запущена «из 3-го микрорайона города Торез»[115].
Руководство ДНР заявило, что не имеет оружия, способного сбить самолёт на такой высоте[116]. Председатель Совета Министров самопровозглашённой ДНР Александр Бородай заявил, что у повстанцев «нет средств ПВО, которые могли бы поразить транспортный самолёт на магистральной высоте»[117][118][119][120]. Ранее политолог Сергей Кургинян заявлял о том, что на вооружении у повстанцев есть установки «Бук»[121]. Хотя в момент заявления это утверждение повстанцами не опровергалось, впоследствии, после катастрофы малайзийского «Боинга», Кургинян был объявлен ими предателем и провокатором.[122][123]
Системы «Бук» имеются на вооружении как украинских[124], так и российских войск[125].
29 июня 2014 года повстанцы заняли территорию воинской части А-1402 — полк ПВО, вооружённый ЗРК «Бук». Пресс-служба ДНР сообщила, что система ПВО перешла в распоряжение сил самообороны[126]. Информация о захвате воинской части была косвенно подтверждена представителем информационного центра Совета национальной безопасности и обороны Украины Андреем Лысенко. По словам пресс-офицера украинской силовой операции Алексея Дмитрашковского, были захвачены два грузовика и один нерабочий ЗРК «Бук». Однако генпрокурор Украины Виталий Ярема заявил, что повстанцы не захватывали исправные украинские комплексы «Бук» или «С-300»[127][128].
По сообщениям украинской стороны, журналистов и руководителей повстанцев, попавшие в руки повстанцев украинские комплексы «Бук» находились в небоеспособном состоянии[129][126][130]. Поддерживающий повстанцев российский политолог Сергей Кургинян высказывал предположение, что повстанцам удалось починить один украинский комплекс[131].
Как заявляла украинская сторона, у повстанцев есть как минимум два комплекса[131]. По информации главы СБУ Валентина Наливайченко, зенитный комплекс, который подбил самолёт, «был переправлен с территории России» вместе с экипажем, что подтверждается перехваченными разговорами[132]. По словам Дмитрия Тымчука, в день катастрофы в регионе была зафиксирована колонна повстанцев с ЗРК «Бук»[133].
Корреспондент Ассошиэйтед Пресс Питер Леонард в своём репортаже, переданном 17 июля, сказал, что один из корреспондентов АП видел зенитный комплекс «Бук» в контролируемом повстанцами Снежном[134]. Позднее в журнале Paris Match была опубликована фотография, на которой, по утверждению журналиста, им был запечатлён «Бук» в пригородах Донецка на дороге в Снежное утром 17 июля[135].
18 июля глава МВД Украины Арсен Аваков на своей странице в (O)[138].
Начальник департамента СБУ Виталий Найда опубликовал сообщение, что ночью 18 июля в Россию были вывезены три пусковых установки «Бук-М» и, предположительно, модуль управления комплексом[139]. Ссылаясь на неназванные источники, Wall Street Journal и «Washington Post» также сделали сообщения о попытке вывоза установок в Россию из Украины[140]. Подтверждений того, что повстанцы могли получить установки «Бук» из России, у США нет, что признал официальный представитель Пентагона Джон Кирби: «У меня нет конкретной информации по поводу комплексов „Бук“»[141].
Официальный представитель Министерства обороны РФ заявил, что никакие виды вооружений ВС РФ, включая комплекс «Бук», государственную российско-украинскую границу не пересекали[141].
По версии главы СБУ Валентина Наливайченко, зенитный ракетный комплекс «Бук», которым был сбит самолёт, «был переправлен с территории России» вместе с экипажем, что подтверждается перехваченными разговорами[132]. По заявлению МВД Украины, «имеются доказательства того, что к катастрофе причастны российские кадровые военные»[142]. Постпред Украины в ООН Юрий Сергеев заявил, что Киев представит ООН доказательства причастности российских военных к катастрофе[143].
Генерал армии Украины Николай Маломуж заявил, что комплексом «Бук», сбившим самолёт, могли управлять только опытные специалисты высокой квалификации (по его предположению это были специально переброшенные российские военные)[144].
18 июля Служба безопасности Украины (СБУ) объявила о задержании на украинско-российской границе в Донецкой области двух «корректировщиков огня из России», которых обвиняют в причастности к катастрофе[145]. Представитель СБУ заявил также, что экипаж установки ЗРК «Бук», с которой запущена сбившая самолёт ракета, — трое российских военнослужащих, и СБУ намерена выяснить их фамилии[145]. Министерство обороны России сделало официальное заявление, что ни российская военная техника, ни военный персонал государственную границу с Украиной не пересекали. Было отмечено также, что «корректировщики огня используются только для тех систем вооружений, цели которых расположены на земле»[146].
Министр обороны Украины Валерий Гелетей заявил, что также рассматривается версия об уничтожении авиалайнера российскими истребителями[147].
19 июля руководитель департамента контр-разведки СБУ Виталий Найда заявил: «У нас имеются безупречные доказательства того, что террористический акт был спланирован и совершён с участием представителей Российской Федерации. Следствие чётко знает, что членами экипажа установки „Бук“ были граждане РФ»[148][149].
7 августа СБУ сообщила, что есть вероятность того, что вместо малайзийского Boeing-777 российские военные хотели сбить самолёт российской авиакомпании «Аэрофлот», следовавший рейсом SU-2074 Москва-Ларнака, с целью создать повод для начала войны против Украины, однако повстанцы перепутали место, где пролетал самолёт. Как планировалось, ЗРК «Бук», по замыслу кураторов из России, должен был находиться в районе населённого пункта Первомайское (находящегося на расстоянии менее 20 км к северо-западу от Донецка), но был расположен в районе населённого пункта тоже Первомайское, находящегося на расстоянии более 70 км к юго-востоку от Донецка)[150].
По версии руководства ЛНР, практически сразу после падения лайнера и в том же самом месте повстанцы подбили украинский штурмовик Су-25[151], который, как утверждают повстанцы, и сбил Boeing 777[116]. Комментируя данную версию, главный конструктор Су-25 Владимир Бабак указал, что хотя технически Су-25 может достигать эшелона, на котором летел «Боинг», однако осуществить атаку с использованием ракеты Р-60 в таких условиях «очень и очень сложно», при этом сама ракета не является достаточной для уничтожения такой крупной цели. По его предположению, «замеченный украинский штурмовик применялся для того, чтобы проследить, куда упадут обломки сбитого „Боинга“»[152].
Как заявила представитель США в Совбезе ООН Саманта Пауэр, США не считают причастными к инциденту украинских военных. «Украинские военные имели системы SА-11 [Бук] на своих складах, но рядом с этим районом такого оружия не было. А с начала этого кризиса ПВО Украины не выпустило ни одной ракеты, несмотря на то, что их воздушное пространство нарушалось»[153].
25 июля 2014 года названа новая версия причин авиакатастрофы под Донецком. По сообщениям российских СМИ со ссылкой на анонимный источник в «силовых ведомствах» Украины, причиной падения малайзийского «Боинга» в Донецкой области могла стать внештатная ситуация на тренировке подразделения ПВО украинской армии[154][155]. Министерство обороны Украины, комментируя эту версию, заявило, что «речь ни о каких учениях ПВО в этой связи идти не может. […] это абсолютный бред»[156].
По данным портала Flightradar24, Боинг прекратил передачу ADS-B после 16:21 по Киевскому времени[30].
Вскоре после этого на странице «Сводки от Стрелкова Игоря Ивановича» в социальной сети «ВКонтакте» было размещено «Сообщение от ополчения», датированное 17:50 по Московскому времени (16:50 по Киевскому) 17 июля 2014 года, о том, что в районе Тореза был сбит украинский самолёт Ан-26; позже сообщение было удалено[157][158].
Вечером того же дня российский информационный телеканал Life News со ссылкой на повстанцев сообщал о военно-транспортном самолёте Ан-26 украинских ВВС, сбитом повстанцами с помощью ракеты около 17:30 по местному времени[159]. В дальнейшем Life News сообщил, что вызов в милицию о том, что неизвестный самолёт упал на землю, поступил от очевидцев в 17:00 по местному времени[160]. Также Life News по телеканалу и на своём канале на YouTube сообщил, «что все произошло около 5 вечера по московскому времени»[161]. В дальнейшем, после появления информации о гибели пассажирского авиалайнера, это видео было удалено. [источник не указан 43 дня] РИА Новости сообщило, ссылаясь на свидетельства очевидцев: «Около 16.00 по местному времени над городом пролетал Ан-26. Мы видели, как в него врезалась ракета, раздался взрыв, самолёт пошёл к земле, оставляя за собой чёрный дым. С неба посыпались какие-то обломки». Это произошло незадолго до исчезновения Боинга с экранов радаров, и примерно в том же районе (около города Торез)[162].
«Коммерсантъ» после известий о катастрофе опубликовал интервью с журналистом газеты «Донецкий кряж» Игорем Сычёвым, который заявил, что «сегодня в 17:30 по местному времени в районе Тореза был сбит самолёт ВВС Украины Ан-26. По предварительным данным, он должен был доставлять грузы, людей в районы, окружённые группировкой противника, в районы Саур-Могилы, которая также находится недалеко от Тореза»[163]. О военно-транспортном самолёте Ан-26 украинских ВВС, сбитом повстанцами с помощью ракеты, сообщало ИТАР-ТАСС (со слов очевидцев)[164].
Российские официальные лица выдвигают различные версии произошедшего, состоящие в том, что малайзийский лайнер был сбит украинской ракетой класса «земля-воздух» или «воздух-воздух».
Согласно опубликованным 18 июля данным министерства обороны России, 17 июля, в день катастрофы, российскими средствами радиотехнического контроля была зафиксирована работа украинской РЛС «Купол» батареи «Бук-М1», дислоцированной в районе населённого пункта Стыла (30 км южнее Донецка). Технические особенности комплекса «Бук-М1» позволяют осуществлять обмен информацией о воздушных целях между батареями одного дивизиона — «таким образом, пуск ракет также мог быть осуществлён со всех батарей, дислоцированных в населённом пункте Авдеевка (8 км севернее Донецка) или Грузско-Зорянское (25 км восточнее Донецка)»[165][166][167].
21 июля начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Андрей Картаполов представил на брифинге для российских и иностранных журналистов данные объективного контроля, имеющие отношение к крушению малайзийского самолёта. Он также сообщил, что в распоряжении Минобороны имеются космические снимки с расположением средств ПВО украинской армии, которые указывают, что в день катастрофы одна из установок «Бук» была перемещена к контролируемой повстанцами территории. По данным российских вооружённых сил, в день крушения самолёта группировка ПВО Украины в районе Донецка насчитывала 3-4 зенитных ракетных дивизиона комплексов «Бук-М1», способных поражать цели на дальности до 35 км и на высотах до 22 км[168]. Картаполов представил космические снимки отдельных мест расположения средств ПВО украинской армии, сделанные 14, 17 и 18 июля в районе 8 км северо-западнее Луганска (самоходная установка и две пускозаряжающие машины) и вблизи Донецка (радиолокационные станции). Сопоставление снимков показывает, что к утру 17 июля одна батарея ЗРК «Бук» была переведена в район населённого пункта Зарощенское, что в 50 км восточнее Донецка и в 8 км южнее Шахтёрска, вблизи контролируемой повстанцами территории. «Съёмки этого района, произведённые 18 июля, показали, что батарея оставила занимаемую ранее позицию», — сказал Картаполов[169]. Он утверждает, что именно к 17 июля максимально возросла интенсивность работы украинских радиолокационных станций 9С18 «Купол-М1» зенитного комплекса «Бук» (15 июля работало 7 станций, 16 июля — 8, а 17 июля — уже 9; с 18 июля интенсивность работы РЛС резко снизилась до 2-3 в сутки)[168]. Картаполов также сообщил, что 17 июля с 17.06 мск по 17.21 мск над юго-восточными районами Украины пролетал американский экспериментальный аппарат, предназначенный для обнаружения и отслеживания ракетных пусков. Картаполов указал, что время крушения самолёта и время наблюдения спутником США за территорией Украины совпадают, так что американцы, по его мнению, также могли бы предоставить имеющиеся у них данные наблюдения[168][170].
Участвовавший в брифинге начальник Главного штаба ВВС генерал-лейтенант Игорь Макушев сообщил, что российскими средствами объективного контроля в момент катастрофы рядом с «Боингом», на одном эшелоне с ним, был зафиксирован украинский самолёт (предположительно, Су-25), набиравший высоту в направлении «Боинга»: «Был зафиксирован набор высоты самолётом ВВС Украины, его удаление от малайзийского „Боинга“ составила от 3 до 5 км», — сказал он (по словам генерала, Су-25 по своим характеристикам способен кратковременно достигать высоты 10 км, на его вооружении стоят ракеты класса «воздух-воздух» Р-60, которые могут захватывать и поражать цели на расстоянии до 12 км и гарантированно на дальности до 5 км). Подтверждением представленным данным объективного контроля служат видеокадры, полученные Ростовским зональным центром Единой системы организации воздушного движения[168].
По данным объективного контроля Минобороны РФ, «Боинг-777» до Донецка следовал в установленном коридоре, но далее отклонился от маршрута на север, при этом максимальное удаление от левой по ходу границы коридора составило 14 км. Согласно данным Ростовского центра воздушного движения, лайнер предпринял манёвр для возврата на заданный маршрут, но закончить его не успел. С 17:20, на удалении 51 км от госграницы РФ, было зафиксировано резкое падение скорости самолёта. При падении скорости до 200 км/ч в 17:21:35 в месте разрушения «Боинга» появилась новая отметка воздушного объекта. Этот воздушный объект устойчиво наблюдался радиолокационными постами в течение 4 минут. Диспетчер Ростовского зонального центра, запрашивая характеристики вновь появившегося объекта, не смог получить данные о его параметрах, поскольку, по-видимому, это воздушное судно не было оборудовано системой вторичного опознавания, что характерно для военных самолётов. По словам генерала Макушева, ранее обнаружение данного воздушного объекта не представлялось возможным, поскольку контроль воздушной обстановки осуществляется радиолокационными средствами, которые способны обнаружить объекты лишь на высотах более 5000 м. Обнаружение стало возможным при наборе этим воздушным объектом высоты. Дальнейшее изменение параметров полёта объекта по курсу свидетельствует о том, что он некоторое время барражировал в районе разрушения «Боинга-777» и осуществлял контроль за развитием ситуации. В 17.23 отметка «Боинга» исчезла с экранов российских радаровсайте министерства обороны РФ.
Заместителю начальника пресс-службы госдепартамента США Мари Харф в ходе брифинга был задан вопрос по поводу фотографий украинских ЗРК «Бук», которые были опубликованы Министерством обороны РФ — её спросили, почему США не приводят своих аналогичных данных, ограничиваясь фотографиями и видео из социальных сетей и портала YouTube. «Есть публичная информация, а есть не публичная. Мы публикуем столько информации, сколько можем», — ответила Харф. Она также подчеркнула, что у неё нет достаточного допуска к секретной информации[171].
Как сообщил российским журналистам в Брюсселе постпред РФ при ЕС Владимир Чижов, Россия 22 июля передала ЕС все данные Минобороны РФ о катастрофе малайзийского Boeing[170][172].
Согласно заявлениям разведки США, сделанным сразу же после катастрофы, малайзийский лайнер был сбит ракетой «земля-воздух». Единственное, в чём расходились спецслужбы, — это вопрос о том, кто именно сбил самолёт, — российская армия или пророссийские повстанцы, которые, по мнению официальных лиц, не располагают необходимыми знаниями и умениями, чтобы сбить авиалайнер[173].
Как сообщили 22 июля на специально организованном администрацией США брифинге для журналистов представители американской разведки, спецслужбы США полагают, что пассажирский самолёт «Малайзийских авиалиний» был «по ошибке» сбит повстанцами, которые, по всей видимости, приняли его за военный самолёт. Они признали, что никакой информацией о прямой причастности властей России к случившейся трагедии США не располагают. В то же время ведущие брифинга утверждали, что Россия «создала условия», которые и привели в конечном счёте к авиакатастрофе. Кроме того, они обвинили Москву в том, что та продолжает поставлять украинским повстанцам вооружения, в том числе средства ПВО и танки. Никакой технической информации, которая бы подкрепила вывод администрации США о причастности повстанцев к гибели малайзийского авиалайнера, на брифинге представлено не было. Свои заключения американская разведка обосновывает на имеющихся в её распоряжении фотографиях, полученных со спутников, данных радиоперехвата и сведениях, размещённых в различных социальных сетях. При этом ведущие брифинга не скрывали, что спецслужбы США подтвердили достоверность далеко не всех таких данных, почерпнутых из открытых источников. Представители спецслужб США отрицали возможность причастности к трагедии вооружённых сил Украины. По их версии, украинские вооружённые силы 17 июля не имели в районе катастрофы зенитно-ракетных комплексов, способных поразить малайзийский Boeing. В то же время, они не исключили версию о том, что пуск ракеты был осуществлён украинским военным, имевшим соответствующую специальную подготовку, и перешедшим на сторону повстанцев[174][175].
9 сентября 2014 года был опубликован первый предварительный отчёт международной комиссии по расследованию авиакатастрофы[14][15]. Самолёт при вылете был полностью технически исправен. Согласно предварительным данным анализа чёрных ящиков самолёта, полёт проходил штатно вплоть до обрыва записи в 13.20:03 UTC. Последний ответ экипажа самолёта был зафиксирован в 13.19:56 и длился три секунды. На следующий запрос диспетчера 13.20:00—13.20:05 ответа не последовало.
Комиссия не смогла получить обломки фюзеляжа для криминологической экспертизы, однако по фотографиям, сделанным на месте крушения группами следователей, был сделан вывод о соответствии структуры разрушений в передней части обломков самолёта удару по фюзеляжу большим количеством быстро двигающихся мелких предметов, исходящих снаружи самолёта над его носом. По расположению обломков комиссия сделала вывод о разрушении самолёта в воздухе, причём расположение обломков носа ближе к точке обрыва записи свидетельствует о том, что носовая часть разрушилась первой, в то время как центральная и задняя части фюзеляжа ещё продолжали падение с движением вперёд.
Окончательные результаты расследования причин крушения самолета Boeing 777 под Донецком ожидаются во второй половине 2015 года[176].
В предварительном отчёте была опубликована часть переговоров днепропетровских диспетчеров с экипажем MH17, а также со своими коллегами из ростовского района полётной информации.
Журналисты Süddeutsche Zeitung, медиакомпаний WDR, NDR[de] и эксперты нидерландской компании ARGOS, обратили внимание на то, что на 14-й страницы промежуточного отчёта был удалён следующий текст:
Было распространено извещение NOTAM об ограничении воздушного пространства вследствие того, что 14 июля на высоте 6500 метров был сбит самолет Ан— http://www.inopressa.ru/article/04dec2014/sueddeutsche/mh17.html
.
По поводу изъятия этой фразы из текста предварительного отчёта депутат голландского парламента Питер Омтцигт подал запрос в правительство Нидерландов, в котором просил объяснить причины этого изъятия. Правительство Нидерландов ответило, что этот текст был удалён для того, чтобы избежать отличий в версиях промежуточного отчёта[177].
12 сентября 2014 года голландский главный прокурор по делу Boeing 777 Фред Вестербеке выступил с заявлением. Он сообщил, что наиболее вероятной версией катастрофы является сбивание самолета с земли[178]. В октябре 2014 года он уточнил, что хотя эта версия является основной, рассматриваются и иные возможные причины падения самолёта, в частности, атака с другого самолета. Также он сообщил, что версии о теракте на борту и об аварии по техническим причинам были отвергнуты в ходе предварительного расследования[10][11].
Гражданство находившихся на борту[179] | |
---|---|
Гражданство | Кол-во |
Нидерланды | 192[* 3] |
Малайзия | 44[* 4] |
Австралия | 27[* 5] |
Индонезия | 12 |
Великобритания | 10[* 6] |
Бельгия | 4 |
Германия | 4 |
Филиппины | 3 |
Канада | 1[* 7] |
Новая Зеландия | 1 |
Общее | 298 |
Всего в результате авиакатастрофы погибло 298 человек. Все погибшие находились на борту упавшего самолета, на земле случаев гибели и ранения людей в результате падения обломков самолета не было отмечено. Среди пассажиров было 80[180][181] несовершеннолетних, в том числе трое малолетних (возрастом до 2 лет) детей: двое малайзийцев и один индонезиец[182][183][184].
Первоначально со ссылкой на «Международное общество борьбы со СПИДом» заявлялось, что на борту самолёта находилось более ста учёных, врачей и общественных деятелей, среди которых были ведущие специалисты мира в области борьбы со СПИДом, летевших на международную конференцию в Мельбурне (Австралия). Позже, однако, президент общества Международного борьбы со СПИДом Франсуаза Барре-Синусси сообщила, что малайзийским рейсом воспользовались лишь шесть участников конференции[185].
Среди погибших:
Происшествие привело к снижению таких фондовых индексов, как Dow Jones (0,73 %) и S&P 500 (0,77 %). Крупнейший индексный фонд, инвестирующий в российские акции, Market Vector Russia ETF потерял 7 % от своей стоимости. Т. н. «индекс страха» (en:VIX) возрос на 31 % и достиг пика с апреля года. Кроме того, возросли цены на золото и сырую нефть: на 1,3 % и 1,8 % соответственно[189].
Катастрофа стала существенным доводом для принятия новых санкций ЕС и США по отношению к России и одной из официальных причин[190]
После катастрофы акции Malaysia Airlines упали на 18%[191]; и без того убыточная авиакомпания оказалась на грани банкротства. Мгновенное падение средних недельных показателей по бронированию билетов составило 33%. В августе Кабинет министров Малайзии утвердил самую масштабную реструктуризацию авиакомпании со времен ее создания в середине 1970-х годов, предусматривающий сокращение около четверти из 19,5 тыс. сотрудников и части дальнемагистральных рейсов. Правительство выделило для национализации авиакомпании около 1,38 млрд ринггитов ($429 млн)[192].
Несколькими группами родственников погибших были инициированы судебные иски против России, Украины, Малайзии и авиакомпании Malaysia Airlines.
Так, родственники трёх погибших граждан Германии возлагают вину за катастрофу на правительство Украины, которое не закрыло воздушное пространство в районе боевых действий, несмотря на то, что ранее в зоне конфликта были сбиты несколько самолётов. Интересы родственников представляет адвокат Эльмар Гимулла, который утверждает, что правительство Украины не закрыло воздушное пространство в зоне конфликта на высотах 10 000 метров и более из корысти, не желая лишаться доходов от сборов за пролёт воздушного пространства Украины в сумме 2 млн евро в день[193]. Эту точку зрения разделяет и Симон Вецеман — эксперт стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI)[177].
Каждое государство несет ответственность за свое воздушное пространство, если оно открыто для полетов. Если же государство не в состоянии обеспечить безопасность, оно должно закрыть свое воздушное пространство. Роль России в трагедии, в свою очередь, неизвестна.— Эльмар Гимулла, http://www.inopressa.ru/article/22Sep2014/bild/mh17.html
Адвокат Эльмар Гимулла заявил о намерении подать иск в ЕСПЧ против Украины и против Президента Украины Петра Порошенко с целью взыскать не менее 1 млн евро[193].
А семьи восьми погибших австралийцев подали иск в ЕСПЧ против России, Украины, Малайзии и авиакомпании Malaysia Airlines. Представителем потерпевших стал адвокат Джерри Скиннер, добившийся от Ливии миллионных компенсаций для родственников погибших в авиакатастрофе над Локерби в 1988 году.[194]
Генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд назвал события с рейсом Malaysian Airlines терактом. Ягланд и председатель ПАСЕ Анн Брассёр выразили соболезнования семьям погибших и призвали к немедленному расследованию трагедии с целью выяснить все её обстоятельства[195][196][197]
18 июля 2014 года ОБСЕ провела в штаб-квартире в Хофбурге в Вене специальное заседание своего совета в связи с авиакатастрофой[198]. В течение пяти часов консультаций представители стран ОБСЕ согласовали текст заявления. По информации агентства ИТАР-ТАСС, украинская сторона настаивала на включении в текст документа тезисов «об осуждении террористов, сбивших самолёт»[199]. Данные тезисы не были включены в текст заявления[198].
Европейская организация по безопасности воздушной навигации (Евроконтроль) расценила крушение малайзийского Boeing как несчастный случай[200][201], Украина также проинформировала Евроконтроль о закрытии воздушного пространства над Донбассом. Все планы полётов, использующие в маршрутах этот район, отклоняются с 17 июля[202].
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун склоняется к тому, что лайнер был намеренно сбит ракетой, выпущенной с земли, отдельно отметив, что «на данном этапе ООН не может независимо подтвердить обстоятельства» крушения[203].
Проведения независимого международного расследования катастрофы «Боинга» в небе над Украиной потребовали лидеры разных стран[204].
Президент Украины Пётр Порошенко инициировал создание государственной комиссии с привлечением специалистов ИКАО и других международных структур для расследования авиакатастрофы[205] и выразил соболезнования премьер-министру и народу Малайзии[206]. По заявлению Порошенко, катастрофа является террористическим актом[207]. После падения самолёта Госавиаслужба Украины полностью закрыла воздушное пространство для гражданских полётов в зоне военных действий[208][209]. Как заявил постоянный представитель Украины при ООН Юрий Сергеев, лидерами повстанцев, как он утверждает, сбивших малайзийский самолёт, являются граждане России. По его мнению, этого случая не произошло бы, если бы Россия не поставляла «террористам» современное оружие, танки, артиллерию и ракетные системы[210].
В связи с катастрофой Служба безопасности Украины открыла уголовное производство по статье 258 УК Украины (террористический акт)[39].
США:
17 июля премьер-министр Малайзии заявил, что хотя украинская сторона считает самолёт сбитым, «на данном этапе Малайзия не может достоверно определить причину трагедии, но мы должны выяснить и выясним в точности, что именно случилось с этим рейсом». Он сказал также, что Малайзия примет непосредственное участие в расследовании и если выяснится, что самолёт был действительно сбит, Малайзия будет настаивать, чтобы виновные были незамедлительно преданы правосудию[220]. 23 июля премьер-министр Малайзии Наджиб Разак заявил, что власти Малайзии считают преждевременным выступать с обвинениями до получения неопровержимых доказательств о причинах катастрофы: «Сейчас существует огромное количество вопросов, требующих однозначных ответов. В их числе — был ли сбит самолёт ракетой, кто это сделал, кто поставлял вооружение, было ли это ошибкой или заранее планируемой акцией», — сказал Наджиб Разак. По его словам, Малайзия «не будет ни на кого указывать, пока не получит неопровержимые доказательства случившегося»[221].
Премьер-министр Австралии Тони Эбботт сказал, что разочарован позицией России. По словам Эббота, крайне важно «не позволить России помешать проведению полноценного расследования, которое позволит точно установить, что произошло»[226]. «Россия понесёт тяжёлую ответственность, если окажется, что упавший самолёт компании Malaysia Airlines был сбит российской ракетой „земля-воздух“, поставленной донецким ополченцам»[227]. «В данный момент все мы можем сказать, что все факты указывают на это», — заявил австралийский премьер 18 июля.[228].
Канцлер ФРГ Ангела Меркель выразила соболезнования близким погибших в результате данной авиакатастрофы и потребовала срочного проведения независимого расследования катастрофы[229]. По словам члена Комитета по международным делам бундестага Карла-Георга Вельмана, косвенные обстоятельства указывают, что ответственность за катастрофу лежит на России[230]. 23 июля Ангела Меркель потребовала скорейших санкций против России[231][232].
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон 19 июля заявил, что катастрофа — это прямой результат дестабилизации Россией ситуации в независимой стране. По мнению британского премьера, многие европейские страны проводят недостаточно жёсткую политику в отношении России. Министр обороны Майкл Фэллон одновременно с премьером выступил с резким комментарием в адрес России и призвал к более жёстким санкциям в отношении Москвы[233][234][235][236].
Через 76 минут после катастрофы Украэрорух полностью закрыл для полётов гражданской авиации воздушное пространство над Донецкой и Луганской областями[237][15].
Российские авиакомпании «Аэрофлот», «Трансаэро» и S7 заявили о приостановке рейсов в некоторые города Украины[238][239], а также об облете неба Украины при рейсах в третьи страны[240]. 30 июля Трансаэро возобновила полеты над небом Украины[241].
Авиакомпании Air France[242], Turkish Airlines[243], Virgin Airlines[244], Lufthansa[245] прекратили полёты над территорией Украины.[246]
С 25 июля авиакомпания Malaysia Airlines в знак уважения к погибшим изменила номер рейса Куала-Лумпур – Амстердам с MH 16/17 на MH 18/19)[247].
Катастрофа Boeing 777 в Донецкой области в Викиновостях? |
|
Катастрофа Boeing 777 в Донецкой области.