Катастрофа Boeing 777 в Сан-Франциско

13-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 214 Asiana Airlines

Обгоревший самолёт после катастрофы
Общие сведения
Дата

6 июля 2013 года

Время

11:28

Характер

недолёт до полосы (USOS)

Причина

расследуется

Место

аэропорт Сан-Франциско, США

Координаты

(O)(O)

Воздушное судно


Разбившийся самолёт

Модель

Boeing 777-200ER

Авиакомпания

Asiana Airlines

Пункт вылета

Международный аэропорт Инчхон, Сеул, Южная Корея

Пункт назначения

Международный аэропорт Сан-Франциско, Сан-Франциско, США

Рейс

OZ-214

Бортовой номер

HL7742

Дата выпуска

25 февраля 2005 года (первый полёт)

Пассажиры

291

Экипаж

16

Погибшие

3

Раненые

181

Выживших

304

В субботу, 6 июля 2013 года, в аэропорту Сан-Франциско при посадке потерпел катастрофу самолёт Boeing 777-200ER авиакомпании Asiana Airlines. В результате катастрофы погибли три китайские школьницы: две на месте катастрофы и одна в больнице. Всего в больницы было доставлено 182 человека[1]. Не менее 25 пострадавших продолжали находиться в больницах через 48 часов после катастрофы, из них семь человек оставались в критическом состоянии, в том числе двое были парализованы из-за травм позвоночника. Все люди, находившиеся на борту, были обнаружены после катастрофы, пропавших без вести нет. Техническое расследование[неизвестный термин] катастрофы ведет американский Национальный совет по безопасности на транспорте.

Рейс

Рейс выполнялся самолётом Boeing 777-200ER с бортовым номером HL7742 (заводской — 29171, серийный — 553), который был выпущен в 2005 году (по другим данным — 2006 году) и 25 февраля совершил первый полёт. Самолёт был оснащён двигателями Pratt & Whitney PW4090. 7 марта авиалайнер был передан южнокорейской авиакомпании Asiana Airlines[2][3].

11-часовой рейс OZ-214 выполнялся из Сеула в Сан-Франциско[4][5][6]. На борту находились 291 пассажир и 16 членов экипажа[7].

На борту лайнера находились четыре пилота — основной и сменный экипажи. В момент происшествия самолётом управлял экипаж[8]:

  • Ли Кан Кук — опытный летчик, во время посадки находился в левом кресле[9] и непосредственно управлял самолетом. Общий налёт — 9783 часов, из них примерно 5000 часов (по его словам) в качестве командира воздушного судна (КВС). Однако Boeing 777 был для него новым типом самолета, он проходил сертификацию для полетов на нём. Его налет на Boeing 777 составлял только 35 ч., примерно половину от требуемых для сертификации 60-и часов[1]. Непосредственно перед переучиванием на Boeing 777 он был командиром воздушного судна на Airbus A320. В авиакомпании работает с 1994 г.
  • Ли Чжон Мин — командир воздушного судна[9] и инструктор[10], во время посадки находился в правом[9] кресле. В роли командира-инструктора на Боинг-777 летел впервые[1]. Общий налёт — 12 387 ч, налёт на Boeing 777 — 3220 ч.

Пон Дун Вон, 41 год на дату катастрофы — пилот[11] из сменного экипажа находился в пилотской кабине во время захода на посадку и столкновения. Сменный КВС в это время находился в салоне[1].

Происшествие

В 11:19:23, когда самолёт находился на высоте 9000 футов, диспетчер отдал распоряжение выполнить левый разворот курсом 100 градусов и снизиться до 6000 футов.

В 11:20:55, когда самолёт находился на высоте 7600 футов, пилот получил указание диспетчера выполнить правый разворот курсом 30 градусов и снизиться до 3000 футов.

В 11:21 пилот связался с диспетчером подхода аэропорта Сан-Франциско. Погода была ясной, видимость около 10 миль.

В 11:21:59 диспетчер подхода указал пилоту выполнить левый разворот курсом 310 и дал разрешение на визуальный заход на взлётно-посадочную полосу (ВПП) 28 Left. Диспетчер предписал пилоту держать скорость 180 узлов до тех пор, пока самолет не приблизится к ВПП на 5 миль в финальной части захода. Держать определённую скорость требовалось, для соблюдения интервалов с другими самолётами, заходящими на посадку. Диспетчер подхода затем проинструктировал пилота связаться с диспетчером посадки.

В 11:26:00 пилот обратился к диспетчеру посадки на соответствующей частоте. В это время самолёт был на высоте 2000 футов. После этого диспетчер отдавал распоряжения другим бортам и не ответил сразу же рейсу OZ-214. В 11:26:56, находясь на высоте 1000 футов, пилот обратился к диспетчеру посадки повторно. Диспетчер посадки окончательно подтвердил разрешение на посадку в 11:27:10, самолёт в это время был на высоте 600 футов, примерно в полутора милях от торца ВПП.[12]

В 11:28 авиалайнер ударился об укрепленный камнями берег насыпи[уточнить], на которой находится взлётно-посадочное поле аэропорта Сан-Франциско, сначала главными опорами шасси, затем хвостом и упал на землю. В результате удара у самолёта отвалился хвост, самолёт закрутило вокруг вертикальной оси[13][1] и развернуло на 330 градусов.

Троих бортпроводников из четырёх (их пол не указан), сидевших в самолете сзади возле дверей, выбросило из самолета вместе с сидениями.[12][13][1] Их обнаружили позднее лежащими на земле, живыми, но травмированными.[1] Четвёртый бортпроводник из сидевших сзади был обнаружен в самолёте. Всем четверым потребовалась госпитализация. Все пассажирские сидения остались внутри самолета.[12]

Самолёт остановился на расстоянии примерно 600 м от места удара и загорелся. В частности, после удара загорелся правый двигатель, где масло из резервуара внутри двигателя вылилось на раскаленные детали. Подлет самолёта к торцу ВПП и собственно катастрофа были засняты на любительское видео с берега залива (ВПП находится на насыпном полуострове в заливе).

Аварийные надувные трапы у первой и второй двери по правому борту раскрылись внутри самолета и заблокировали двух бортпроводников. Другим людям, находившимся на борту, удалось бортпроводников освободить.[12]

По предварительной оценке, сделанной на основании видеозаписи катастрофы, первая дверь левого борта, а затем и вторая дверь того же борта открылись примерно через полторы минуты после остановки самолета. Вскоре были выпущены и аварийные трапы. Пассажиры начали эвакуироваться по трапам. Вскоре началась эвакуация и через третью дверь правого борта.

Дым пожара, вид из окна терминала аэропорта

Первыми на место катастрофы прибыли один из полицейских, дежуривших в аэропорту, и машина скорой помощи, это произошло примерно через две минуты после катастрофы. После этого прибыли другие полицейские, затем пожарные. Полицейские отдали свои ножи стюардессам, которым они потребовались для освобождения людей от ремней безопасности. Примерно через три минуты после столкновения началось тушение самолета пеной с правой стороны. Один пожарный с пожарным стволом зашёл в салон самолета и сбивал пламя. Некоторые пассажиры, в основном находившиеся в хвосте самолета, не могли покинуть самолет самостоятельно. Им помогали другие пассажиры, бортпроводники, полицейские, пожарные. По наблюдениям очевидцев, большинство людей успели покинуть самолёт до того, как пожар стал сильным.[12]

На месте катастрофы погибли две 16-летние китайские школьницы. Обе они направлялись в составе группы в летний религиозный лагерь в США. Одна из погибших умерла от наезда специализированного пожарного автомобиля для тушения летательных аппаратов, который во время борьбы с пожаром переехал её, когда она, покрытая пожарной пеной, лежала возле крыла самолета.[14]

Пожарные организовали медицинскую сортировку вблизи самолёта. Наиболее сильно пострадавшие были отправлены в больницы в течение нескольких минут, вскоре были отправлены и пострадавшие средней степени тяжести. Остальные травмированные были доставлены в терминал, где были осмотрены повторно, и часть из них тоже была доставлена в больницы.[источник не указан 32 дня]

Всего в больницы были доставлены 182 человека,[1] в том числе один пилот и несколько бортпроводников. Не менее 25 пострадавших продолжали находиться в больницах через 48 часов после катастрофы, из них семь человек оставались в критическом состоянии, в том числе двое были парализованы из-за травм позвоночника[15].

На шестые сутки после катастрофы, в пятницу, 12 июля, скончалась ещё одна несовершеннолетняя гражданка Китая. Таким образом, число жертв крушения дошло до 3 человек. В больнице оставались 6 пассажиров самолета, двое из них — в критическом состоянии[16].

Расследование

Расследование ведёт NTSB, сотрудничая с другими агентствами и фирмами. Было множество сообщений, что самолёт аномально быстро снижался, вплоть до того, что снижение происходило со скоростью до 4000 футов в минуту (более км в минуту). Соответствующая группа NTSB рассмотрела записи радара Федерального агентства авиации США и не обнаружила аномально высокой скорости снижения.[1][17]

Бортовые регистраторы (так называемые «чёрные ящики»), снятые с самолёта после катастрофы
Интерьер салона после эвакуации
Обгоревшая секция
Мусор, обломки. На переднем плане — крупные камни, укреплявшие берег насыпи, которые ударом отбросило на сотни метров

NTSB заявил, что по первоначальным данным признаков неисправности самолёта до столкновения не обнаружено. Оба двигателя давали тягу[неизвестный термин].[1]

NTSB заявил, что самолет приближался к ВПП со слишком низкой скоростью: 118 узлов; и всего 103 узла за несколько секунд до столкновения. Скорость должна была быть не менее 137 узлов.[1] За четыре секунды до удара в связи со слишком низкой скоростью сработала сигнализация опасности сваливания. Обычно после срабатывания этой сигнализации пилоты увеличивают тягу двигателей и опускают нос самолета, но в данной ситуации земля была слишком близко, чтобы предпринять эту меру.[1] За полторы секунды до столкновения экипаж решил уйти на второй круг.

По сообщению NTSB, КВС-инструктор заявил, что полагал, что автомат тяги был запрограммирован на поддержание скорости 137 узлов — скорость, которую пилоты выбрали для касания полосы. Пилот сообщил следователям, что за несколько секунд до столкновения он обнаружил, что автомат тяги не был включен.[13] В последние секунды перед столкновением экипаж попытался увеличить скорость и уйти на второй круг, однако это сделать не удалось, хотя многочисленные пассажиры засвидетельствовали, что за секунды до удара двигатели самолета взревели.[10]

По сведениям NTSB, за 34 секунды до столкновения экипаж заметил, что они летят слишком низко. В это время высота была 500 футов, скорость — 130 узлов.[12]

Расследование установило, что целостность пола в самолете нарушена с правой стороны, начиная от середины крыла. Начиная от третьих дверей, целостность пола нарушена с обеих сторон. По мере продвижения в хвост самолёта, деформаций больше. За четвёртыми (самыми задними) дверями пол отсутствует.[18] Фрагменты пола и туалета были обнаружены возле берега.[19]

Расследование установило, что стойки шасси отделились от фюзеляжа, как это предусмотрено конструкцией, что утечки топлива из баков не было, и что пожар не затронул топливо.[20]

Ассоциация пилотов подвергла NTSB критике за опубликование «неполной информации вне контекста», что вызвало «буйное теоретизирование» [в обществе] насчёт причин катастрофы, что «может привести к ошибочным суждениям о намерениях и действиях экипажа». Представительница NTSB не согласилась с критикой, заявив, что опубликование фактической информации чрезвычайно важно, так как оно не даёт разрастаться ложным слухам.[1] Позднее подобные критические заявления сделал министр транспорта Южной Кореи.

Показания экипажа

Ниже приводятся данные, полученные NTSB путём опроса экипажа, до сопоставления этих сведений с другими источниками.[12]

Диспетчерская предписала экипажу держать скорость 180 узлов до тех пор, пока самолет не приблизится на 5 миль к ВПП в финальной части захода на посадку. Максимальная скорость, на которой можно выпустить закрылки на этом самолете, — 160 узлов (по утверждению экипажа).[источник не указан 30 дней]

Пилот, фактически пилотировавший самолет при посадке, сообщил, что видел яркую вспышку впереди самолета во время захода на посадку, когда самолет был на высоте 500 футов. Источник света не располагался на ВПП. Пилот отвел взгляд в сторону, затем перевел взгляд на приборы. Он считает, что на его способность видеть эта вспышка не повлияла. Глава NTSB заявил, что другие пилоты самолета о вспышке не сообщали, на речевом самописце переговоров о вспышке не обнаружено.[21][12]

Все шесть бортпроводников, опрошенных на 9 июля 2013 г., сообщили, что ударов было два. Остальные шесть бортпроводников не были опрошены к тому времени в связи с тем, что были госпитализированы.

Перед посадкой бортпроводники проверили, что пассажиры пристегнули ремни.

Надувные трапы надулись после второго удара. По показаниям бортпроводников, повреждения самолета и травмы были более серьезными в задней части самолета.

После остановки самолета менеджер салона[12] (примерно соответствует старшему бортпроводнику в России), сидевшая у передних дверей, попросила бортпроводника, сидевшего рядом, зайти в кабину пилотов и узнать, какие действия предпринять, в частности, начинать ли эвакуацию. Экипаж распорядился эвакуацию не начинать и сообщил, что ведёт переговоры с диспетчерской в связи с этой экстренной ситуацией. Менеджер салона объявила по громкой трансляции в салоне, чтобы люди оставались на своих местах и не покидали самолёт. Почти в то же самое время стюард, сидевший у второй двери слева (и также имевший квалификацию менеджера салона, но в данном полете не был в этой роли) заметил через окно пожар снаружи самолёта. Он послал сидевшего рядом с ним бортпроводника вперед салона, чтобы сообщить об этом. После этого началась эвакуация.[12] Аварийная иллюминация пути эвакуации работала.[22]

Большинство пассажиров покинули салон до появления огня в салоне. Бортпроводники и пилоты боролись с пожаром в салоне, используя огнетушители. Один пожарный зашел в салон и, используя пожарный рукав, сбивал огонь. Другие работники экстренных служб эвакуировали из салона людей.

Некоторые бортпроводники отметили ухудшение видимости в салоне. Возможно, это проникла внутрь пыль снаружи, поднятая самолётом.

Схема катастрофы (неофициальная)

 ВПП 28L 
 Двигатель 

 Фюзеляж 
 и двигатель 
 Шасси 

 Хвост 
Неофициальная схема расположения фюзеляжа и обломков после катастрофы[23][24]

Примечания

  1. ↑ NTSB: Asiana jet pilot was halfway through training to fly Boeing 777 - CNN.com
  2. HL7742 Asiana Airlines Boeing 777-28E(ER) - cn 29171 / ln 553 (англ.). Planespotters.net. Проверено 6 июля 2013. Архивировано из первоисточника 11 июля 2013.
  3. Aircraft accident Boeing 777-28EER HL7742 San Francisco International Airport, CA (SFO) (англ.). Архивировано из первоисточника 11 июля 2013.
  4. http://ru.flyasiana.com/Global/upload/download/ticket/eng_201106.pdf
  5. http://www.flightradar24.com/data/flights/oz214
  6. OZ214 / AAR214 - Asiana Airlines flight info - Plane Finder
  7. Asiana plane carried 291 passengers, 16 crew: airline (англ.). Reuters (6 July 2013). Проверено 6 июля 2013. Архивировано из первоисточника 11 июля 2013.
  8. Asiana Airlines crash: The pilots - ITV News
  9. ↑ http://www.youtube.com/watch?v=zZZy_IC06ac&feature=c4-overview&list=UUe5dWbxxvQqDAHmyMrEF7Kw - 12-я минута
  10. ↑ NTSB: Two flight attendants ejected from 777 during crash | www.ktvu.com
  11. San Francisco Crash: Pilot Warnings 'Ignored'
  12. ↑ Asiana Evacuation Delayed by 90 Seconds, NTSB Says: Video - Bloomberg
  13. ↑ ВЕДОМОСТИ - Расследование катастрофы Boeing 777 в США: автоматика не поддерживала нужную скорость
  14. «LA Times» от 21 июля 2013 г.
  15. 2 die, 305 survive after airliner crashes, burns at San Francisco airport, CNN (July 7, 2013). Проверено 7 июля 2013.
  16. Third Boeing 777 Crash Victim Has Died (англ.). NDJ World (12.07.13). Проверено 13 июля 2013.
  17. [1], примерно 7-я минута
  18. Видео на YouTube
  19. Видео на YouTube
  20. Видео на YouTube
  21. Фрагмент видеозаписи пресс-конференции главы NTSB о катастрофе рейса OZ-214
  22. Видео на YouTube
  23. Where Asiana Flight 214 Came to Rest  (англ.) (July 6, 2013). Проверено 7 июля 2013.
  24. San Francisco crash Boeing 'tried to abort landing' (англ.). BBC News (July 7, 2013). Проверено 7 июля 2013.

Ссылки

  • Asiana 214 traffic with SFO Tower, July 6, 2013 (англ.). — переговоры между экипажем B-777 и диспетчером аэропорта Сан-Франциско. Проверено 7 июля 2013.

Катастрофа Boeing 777 в Сан-Франциско.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47