Катастрофа MD-82 под Далянем

22-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 6163 China Northern Airlines

MD-82 компании China Northern Airlines enru
Общие сведения
Дата

7 мая 2002 года

Время

21:24 (13:24 UTC)

Характер

Пожар на борту

Причина

Вероятно, поджог

Место

Жёлтое море, 6 км от Даляня (КНР)

Координаты

38°57′ с. ш. 121°40′ в. д. / 38.952150° с. ш. 121.669583° в. д. / 38.952150; 121.669583 (O)(O)

Воздушное судно
Модель

McDonnell Douglas MD-82

Авиакомпания

China Northern Airlines enru

Пункт вылета

Шоуду, Пекин

Пункт назначения

Чжоушуйцзы, Далянь

Рейс

CJ6136

Бортовой номер

B-2138

Дата выпуска

октябрь 1990 года

Пассажиры

103

Экипаж

9

Погибшие

112 (все)

Выживших

0

Катастрофа MD-82 под Далянем — тяжёлая авиационная катастрофа, произошедшая во вторник 7 мая 2002 года близ Даляня (Китайская Народная Республика). Авиалайнер McDonnell Douglas MD-82 авиакомпании China Northern Airlines enru выполнял внутренний пассажирский рейс из Пекина, когда незадолго до посадки экипаж сообщил о пожаре на борту, после чего самолёт упал в Жёлтое море, при этом погибли 112 человек. Согласно официальному заключению, причиной катастрофы стал поджог. Происшествие произошло спустя всего три недели после катастрофы китайского Boeing 767 в Пусане в которой погибли 129 человек.

Самолёт

MD-82 с регистрационным номером B-2138 (заводской — 49522, серийный — 1702) был выпущен в октябре 1990 года на Шанхайским авиастроительным заводом enru по лицензии McDonnell Douglas. Самолёт был передан Главному управлению гражданской авиации КНР, которое 21 июля 1991 года направило его в China Northern Airlines enru. На лайнере были установлены два турбовентиляторных двигателя Pratt & Whitney JT8D-217A (сила тяги — 20 тысяч фунтов у каждого)[1]. Общая наработка борта 2138 составляла 26 тысяч лётных часов и 16 тысяч циклов «взлёт — посадка»[2].

Примечательно, что в 1993 году борт 2138 «пережил» два угона в Китайскую Республику (Тайвань). 12 ноября лайнер с 73 пассажирами и 9 членами экипажа на борту выполнял внутренний рейс из Чаньчуня в Фучжоу, когда был захвачен двумя мужчинами 35 и 40 лет. Угонщики были вооружены скальпелями, а также держали в руках датчик кровяного давления, который выдавали за часть бомбы. После посадки в Тайбэе угонщики сдались тайваньским властям. Никто из 82 человек на борту не погиб, только была ранена стюардесса, когда захватчики пытались проникнуть в кабину. Этот случай интересен тем, что тайваньские власти отпустили захваченный самолёт только после того, как опросили каждого члена экипажа и пассажира на борту. Также был проверен салон, при этом бомбу не обнаружили[3]. Следующий случай произошёл менее, чем чрез месяц — 8 декабря, причём рейс выполнялся в Фучжоу на сей раз из Циндао, на борту находились 129 пассажиров и 8 членов экипажа, а угонщик был один. Также ранив стюардессу пронесённым на борт скальпелем, угонщик проник в кабину пилотов и угрожал взорвать самолёт, заставив направиться на Тайвань, где сдался властям. Проведённая впоследствии проверка лайнера также не выявила наличия бомбы на борту[4].

Экипаж

Катастрофа

Гражданство людей на борту[6]
Страна Пассажиры Экипаж Всего
Индия 1 0 1
КНР КНР 95 9 104
Китайская Республика Китайская Республика 1 0 1
Республика Корея Республика Корея 1 0 1
Сингапур Сингапур 1 0 1
Франция Франция 1 0 1
Япония Япония 3 0 3
Итого 103 9 112

Самолёт выполнял регулярный ночной внутренний пассажирский рейс CJ6136 из Пекина в Далянь. В 20:22 он отъехал от стоянки B6, а в 20:37 со 103 пассажирами (100 взрослых и 3 ребёнка) и 9 членами экипажа на борту вылетел из аэропорта Шоуду. Расчётное время посадки в аэропорту Чжоушуйцзы (Далянь) было 21:40. Однако в 21:22, когда рейс 6136 на высоте 1200 метров подходил к Даляню, экипаж неожиданно доложил в аэропорт о задымлении в салоне и запросил аварийную посадку. Затем было доложено уже о задымлении в кабине. После этого связь с экипажем прекратилась, а в 21:24 рейс 6136 пропал с экранов радиолокаторов. В это время в Жёлтом море находилась рыболовецкая шхуна № 0998, рыбаки на которой увидели, как примерно в 21:30 горящий авиалайнер с сильным грохотом врезался в воду. Катастрофа произошла всего в 20 километрах от аэропорта, при этом все 112 человек на борту погибли[7].

Расследование

После оповещения о случившемся в 22:10 поисковые корабли выдвинулись к месту происшествия, а в 22:43 из воды было извлечено первое тело. Всего той ночью спасатели нашли 60 тел[8]. 8 мая в 11 часов был обнаружен сигнал радиомаяка, установленного на бортовых самописцах. 14 мая, то есть через 7 дней после катастрофы, в 15:05 водолазы подняли на поверхность речевой самописец, а в 18:00 того же дня был поднят и параметрический самописец[7]. 25 мая поисковые работы на месте катастрофы были завершены[9]. В расследовании причин происшествия приняли также участие американские специалисты, в том числе представители Национального совета по безопасности на транспорте[10].

7 декабря 2002 года, то есть через 7 месяцев, комиссия выпустила доклад, в котором указала, что причиной катастрофы стал поджог, который устроил один из пассажиров — Чан Пи Лин (кит. трад. 张丕林, пиньинь: Zhāng Pī lín) 1965 года рождения. В день катастрофы он приобрёл в Даляне два страховых полиса, после чего вылетел в Пекин, где купил ещё пять. В общей сложности он приобрёл семь страховых полисов на общую сумму 1,4 миллиона юаней (около 170 тысяч долларов США). Также в его квартире следователи обнаружили несколько бутылок, заполненных бензином. По некоторым данным Пи Лин пошёл на такой шаг, так как был неизлечимо болен раком[11][12][13].

Случай с умышленным поджогом рейса 6136 с целью страховки был включён в десятку важнейших экономических событий в Китае в 2002 году[14].

Примечания

  1. B-2138 China Northern Airlines McDonnell Douglas MD-82 - cn 49522 / ln 1702 (англ.). Planespotters.net. Проверено 5 января 2015.
  2. 波音公司就中国北方航空公司飞机失事发表声明 (кит.). CAHNOC.com (8 мая 2002). Проверено 5 января 2015.
  3. ASN Aircraft accident McDonnell Douglas MD-82 B-2138 Taipei (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 5 января 2015.
  4. ASN Aircraft accident McDonnell Douglas MD-82 B-2138 Taipei (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 5 января 2015.
  5. ↑ “五七”空难失事飞机正副驾驶员资料获披露 (кит.). 新闻中心 (9 мая 2002). Проверено 5 января 2015.
  6. 北航坠机事件旅客姓名及身份最后核实名单公布 (кит.). 新闻中心 (9 мая 2002). Проверено 7 января 2015.
  7. ↑ 海底搜寻七昼夜─北航失事客机“黑匣子”打捞记 (кит.). 新华网 (14 мая 2002). Проверено 7 января 2015.
  8. China Northern Airlines Plane Crashes (англ.) (9 May 2002). Проверено 7 января 2015.
  9. 大连“5-7”空难集中搜寻打捞行动今晚8时结束 (кит.). 新闻中心 (25 мая 2002). Проверено 7 января 2015.
  10. 美方将派遣5人小组前往中国协助调查大连空难 (кит.). 中国新闻网 (9 мая 2002). Проверено 7 января 2015.
  11. 北航大连“5•7”空难原因查清:乘客纵火 (кит.). 新华网 (7 декабря 2002). Проверено 7 января 2015.
  12. 北航空难购买5份保险者的身份查明:张丕林是大连个体户 (кит.). 新华网 (5 декабря 2002). Проверено 7 января 2015.
  13. Accident Synopsis » 05072002 (англ.). AirDisaster.Com. Проверено 7 января 2015.
  14. 张丕林案及刘晓庆案均入选2002国内十大法制新闻 (кит.). 中国新闻网 (30 декабря 2002). Проверено 7 января 2015.

Ссылки

Катастрофа MD-82 под Далянем.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47