23-10-2023
Кашгарцы | |
Кашгарцы, участники восстания, 30-е годы ХХ века |
|
Самоназвание |
қәшқәрлиқләр/qeshqerliqler |
---|---|
Современный ареал расселения и численность | |
Всего: ок. 3,5-4 млн |
|
Язык |
кашгарский говор (уйгурский язык) |
Религия | |
Расовый тип |
памиро-ферганский тип, также есть представители туранского типа |
Входит в | |
Происхождение |
местное тохаро-иранское население, тюрки (хунну, тюркюты, карлуки, ягма, чигили, древние уйгуры и другие) |
Кашгарцы, кашгарлыки (қәшқәрлиқләр, qeshqerliqler) — крупнейшая этнографическая группа (юрт) уйгуров. Говорят на кашгарском говоре центрального диалекта новоуйгурского языка. Антропологически относятся в большинстве к памиро-ферганскому типу европеоидной расы, встречаются также представители южносибирского типа. Общая численность около 3,5-4 млн., в основном проживают в Кашгарском оазисе, множество кашгарцев также имеются в г. Урумчи, Кульджа, Карамай, потомки кашгарцев есть в уйгурских общинах центральноазиатских стран (много их в Бишкеке, Ташкенте, Ферганской долине), а также в Пакистане, Саудовской Аравии, Турции, странах Евросоюза, США, Австралии и Канаде.
Содержание |
Кашгар, с древних времен был одним из крупнейших и влиятельных экономико-политических центров оазисов долины Тарима. Первыми жителями Кашгарского оазиса, были видимо различные тохаро-иранские народы, первые государственные образования относятся к 1 тыс. до н.э. Начиная с 5-6 вв тохаро-иранцы начинают тюркизироваться более многочисленными тюркскими этническими группами, процесс тюркизации полностью завершился в период создания Караханидского государства. К этому времени доминирующим языком в Кашгарии и в большей части Восточного Туркестана становится - караханидский язык или хакани (предок современного уйгурского языка). В нач. 10 в. Сатук Абдукерим Бограхан (правитель из династии караханидов), принимает Ислам, который уже становился доминирующей верой в Кашгарии, постепенно вытесняя буддизм, манихейство и христианство. Бограхан и его потомки становятся ревностными мусульманами и начинают активное распространение Ислама в других оазисах Восточного Туркестана, обращая в Ислам хотанцев, жителей Илийского края, аксуйцев, ведя ожесточенные и продолжительные войны с переменным успехом с буддистко-христиано-манихейским Турфанским идыкутством. Начиная с караханидов, тюркская мусульманская культура городов Кашгарии становилась преобладающей среди других городов-государств Восточного Туркестана, положив начало современной уйгурской культуре.
В период монгольской империи, кашгарцы наряду с другими выходцами из Восточного Туркестана и Мавераннахра были в числе меньшинств из числа которых в основном состояла купеческая элита и высшее чиновничество империи.
В после-монгольскую эпоху, кашгарцы ассимилировав различные монгольские племена осевшие в Кашгарии участвовали в создании Яркендского ханства, при этом уступив доминирующее положении Кашгара Яркенду. При первых ханах Яркенда (Султан -Саид-хан, Абдрашит-хан, Абдукарим-хан) кашгарцы участвуют в военных походах против джунгар, киргизов, а также в Тибет, Кашмир, Ферганскую долину, Семиречье, Ладак, Кафиристан. С ослаблением ханства, и усилением влияния суфийских тарикатов (братств), кашгарцы становятся сторонниками белогорской ветви верных потомкам Аппак-ходжи, в противовес яркендцам и хотанцам в основном поддерживавших черногорцев. В результате длительных междоусобных войн с яркендцами-черногорцами и взаимного ослабления попадают в зависимость от джунгар.
Восставая против джунгар и продолжая конфликтовать с яркендцами, кашгарцы в период начала цинских завоеваний в Восточном Туркестане (1755г) захватывают власть в Кашгаре, Яркенде, Хотане в лице бологорских ходжей братьев - Бурханэддин и Хан ходжей, и начинают организовывать сопротивление цинским войскам объединив частично яркендцев и хотанцев. Вначале они одерживают несколько побед, но с приходом регулярных цинских войск народные ополчения мусульман Кашгарии начинают терпеть поражение.
Захватив Кашгарию и образовав на завоеванных землях наместничество Синьцзянь, цинские власти более жестоко преследуют сторонников белогорцев (лидеры которых получили убежище в Кокандском ханстве), также назначают всех высших местных чиновников-хакимбеков из числа турфанцев и кумульцев. Считая кашгарцев, наряду с хотанцами и яркендцами ненадежными и более склонных к мятежам.
С этого периода начинаются многочисленные восстания мусульман Кашгарии, где ведущую роль играют кашгарцы-белогорцы, а Кашгар становится самым ненадежным и мятежным городом в западных владениях цинской империи. В 60-70-е годы 19в. Кашгар становится столицей государства Йаттишар. В 30-е ХХ в. Кашгар был центром ТИРВТ.
Кашгарцы, издавно активно участвовали в торговле на Великом Шелковым пути, водя караваны из Китая в страны Центральной Азии, Сибирь, Индию и Афганистан, и страны Ближнего Востока.
В Пакистане и в Саудовской Аравии (Мекка) до настоящего времени существуют караван-сараи - Кашгар Рабат, построенные на деньги богатых кашгарских торговцев, и предназначенные для отдыха, жилья паломников и места ведения бизнеса кашгарских и других уйгурских купцов.
Начиная с 18в., (вследствие цинских завоеваний) кашгарцы расселялись в Ферганской долине, по некоторым данным на кон. 19в. составляя порядка 200 тыс. чел. Кашгарцы играли заметную роль в Кокандском ханстве, белогорские ходжи часто роднились с ханским домом, и пользовались большим влиянием, особенно в делах духовенства, набирая к себе в мюриды местных мусульман, которые затем становились их верными сторонниками и участвовали в освободительных войнах кашгарцев. Ввиду близкой культурной схожести между кашгарцами и жителями Ферганской долины (узбеками), кашгарцы постепенно ассимилировались, до настоящего времени сохранились лишь несколько анклавов кашгарцев в Ферганской долине, это - Пахтаабад (Андижан.обл., Узбекистан) и Кашгар-Кишлак (Ошская обл., Киргизия). Старый район Кашгарка в г. Ташкенте, также был ранее заселен кашгарскими уйгурами, которые вели там торговлю, возможно они также впоследствии ассимилировались. Нынешние кашгарские уйгуры Узбекистана, в большинстве своем мигранты 50-60-х годов ХХв.
В северной части Киргизии (Чуйская долина, Бишкек, Токмак), большинство кашгарских уйгуров также мигранты 50-60-х годов ХХв., но есть также и более ранних времен, особенно в районе Прииссыкулья (Каракол), наряду с другими группами уйгуров. В Казахстане выходцев из Кашгара, значительно меньше.
Много кашгарцев в зарубежных уйгурских общинах, в Саудовской Аравии, Турции, Западной Европе, США, Австралии.
В 19 и 20вв., а также ранее, происходила миграция жителей Мавераннахра (узбеки), особенно ферганцев в Кашгарию, большая волна мигрантов приходится на 20-е и 30-е годы ХХв., в период становления Советской власти, впоследствии большинство из них было ассимилировано кашгарцами, часть же ферганских мигрантов затем вместе с уйгурами мигрировали в страны Ближнего и Среднего Востока, большинство в Саудовскую Аравию.
В настоящее время, несмотря на свою численность, кашгарцы мало представлены в местных и партийных органах власти в СУАР, основная часть кашгарцев занята на малооплачиваемых работах в сельском хозяйстве и промышленности. Также немалая часть кашгарцев, занята в малом и среднем бизнесе, в крупно-оптовой торговле между Китаем и странами Центральной Азии и Пакистаном, в торговле с внутренними китайскими городами, большое количество кашгарцев трудятся во внутренних провинциях КНР, на фабриках и заводах (в 2009г. с рабочими-кашгарцами возник конфликт на игрушечной фабрике в Гуандуне, позднее перекинувшийся в города СУАР).
кашгарец, пекарь
кашгарцы на скотском рынке
Кашгарцы, наряду с хотанцами, атушцами и яркендцами, традиционно считаются более религиозными нежели турфанцы, илийцы и кумульцы.
Это заготовка статьи о народах мира. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Кашгарцы.