Кашгарцы

23-10-2023

Кашгарцы

Кашгарцы, участники восстания, 30-е годы ХХ века
Самоназвание

қәшқәрлиқләр/qeshqerliqler

Современный ареал расселения и численность

Всего: ок. 3,5-4 млн
Восточный Туркестан/СУАР КНР (Кашгар, Урумчи, Кульджа, Карамай), Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Саудовская Аравия, Пакистан, Турция, Западная Европа, США

Язык

кашгарский говор (уйгурский язык)

Религия

Ислам

Расовый тип

памиро-ферганский тип, также есть представители туранского типа

Входит в

уйгурский этнос

Происхождение

местное тохаро-иранское население, тюрки (хунну, тюркюты, карлуки, ягма, чигили, древние уйгуры и другие)

Кашгарцы, кашгарлыки (қәшқәрлиқләр, qeshqerliqler) — крупнейшая этнографическая группа (юрт) уйгуров. Говорят на кашгарском говоре центрального диалекта новоуйгурского языка. Антропологически относятся в большинстве к памиро-ферганскому типу европеоидной расы, встречаются также представители южносибирского типа. Общая численность около 3,5-4 млн., в основном проживают в Кашгарском оазисе, множество кашгарцев также имеются в г. Урумчи, Кульджа, Карамай, потомки кашгарцев есть в уйгурских общинах центральноазиатских стран (много их в Бишкеке, Ташкенте, Ферганской долине), а также в Пакистане, Саудовской Аравии, Турции, странах Евросоюза, США, Австралии и Канаде.

Содержание

История

Кашгар, с древних времен был одним из крупнейших и влиятельных экономико-политических центров оазисов долины Тарима. Первыми жителями Кашгарского оазиса, были видимо различные тохаро-иранские народы, первые государственные образования относятся к 1 тыс. до н.э. Начиная с 5-6 вв тохаро-иранцы начинают тюркизироваться более многочисленными тюркскими этническими группами, процесс тюркизации полностью завершился в период создания Караханидского государства. К этому времени доминирующим языком в Кашгарии и в большей части Восточного Туркестана становится - караханидский язык или хакани (предок современного уйгурского языка). В нач. 10 в. Сатук Абдукерим Бограхан (правитель из династии караханидов), принимает Ислам, который уже становился доминирующей верой в Кашгарии, постепенно вытесняя буддизм, манихейство и христианство. Бограхан и его потомки становятся ревностными мусульманами и начинают активное распространение Ислама в других оазисах Восточного Туркестана, обращая в Ислам хотанцев, жителей Илийского края, аксуйцев, ведя ожесточенные и продолжительные войны с переменным успехом с буддистко-христиано-манихейским Турфанским идыкутством. Начиная с караханидов, тюркская мусульманская культура городов Кашгарии становилась преобладающей среди других городов-государств Восточного Туркестана, положив начало современной уйгурской культуре.

В период монгольской империи, кашгарцы наряду с другими выходцами из Восточного Туркестана и Мавераннахра были в числе меньшинств из числа которых в основном состояла купеческая элита и высшее чиновничество империи.

В после-монгольскую эпоху, кашгарцы ассимилировав различные монгольские племена осевшие в Кашгарии участвовали в создании Яркендского ханства, при этом уступив доминирующее положении Кашгара Яркенду. При первых ханах Яркенда (Султан -Саид-хан, Абдрашит-хан, Абдукарим-хан) кашгарцы участвуют в военных походах против джунгар, киргизов, а также в Тибет, Кашмир, Ферганскую долину, Семиречье, Ладак, Кафиристан. С ослаблением ханства, и усилением влияния суфийских тарикатов (братств), кашгарцы становятся сторонниками белогорской ветви верных потомкам Аппак-ходжи, в противовес яркендцам и хотанцам в основном поддерживавших черногорцев. В результате длительных междоусобных войн с яркендцами-черногорцами и взаимного ослабления попадают в зависимость от джунгар.

Восставая против джунгар и продолжая конфликтовать с яркендцами, кашгарцы в период начала цинских завоеваний в Восточном Туркестане (1755г) захватывают власть в Кашгаре, Яркенде, Хотане в лице бологорских ходжей братьев - Бурханэддин и Хан ходжей, и начинают организовывать сопротивление цинским войскам объединив частично яркендцев и хотанцев. Вначале они одерживают несколько побед, но с приходом регулярных цинских войск народные ополчения мусульман Кашгарии начинают терпеть поражение.

Захватив Кашгарию и образовав на завоеванных землях наместничество Синьцзянь, цинские власти более жестоко преследуют сторонников белогорцев (лидеры которых получили убежище в Кокандском ханстве), также назначают всех высших местных чиновников-хакимбеков из числа турфанцев и кумульцев. Считая кашгарцев, наряду с хотанцами и яркендцами ненадежными и более склонных к мятежам.

С этого периода начинаются многочисленные восстания мусульман Кашгарии, где ведущую роль играют кашгарцы-белогорцы, а Кашгар становится самым ненадежным и мятежным городом в западных владениях цинской империи. В 60-70-е годы 19в. Кашгар становится столицей государства Йаттишар. В 30-е ХХ в. Кашгар был центром ТИРВТ.

Торговля

Кашгарцы, издавно активно участвовали в торговле на Великом Шелковым пути, водя караваны из Китая в страны Центральной Азии, Сибирь, Индию и Афганистан, и страны Ближнего Востока.

В Пакистане и в Саудовской Аравии (Мекка) до настоящего времени существуют караван-сараи - Кашгар Рабат, построенные на деньги богатых кашгарских торговцев, и предназначенные для отдыха, жилья паломников и места ведения бизнеса кашгарских и других уйгурских купцов.

Миграции

Начиная с 18в., (вследствие цинских завоеваний) кашгарцы расселялись в Ферганской долине, по некоторым данным на кон. 19в. составляя порядка 200 тыс. чел. Кашгарцы играли заметную роль в Кокандском ханстве, белогорские ходжи часто роднились с ханским домом, и пользовались большим влиянием, особенно в делах духовенства, набирая к себе в мюриды местных мусульман, которые затем становились их верными сторонниками и участвовали в освободительных войнах кашгарцев. Ввиду близкой культурной схожести между кашгарцами и жителями Ферганской долины (узбеками), кашгарцы постепенно ассимилировались, до настоящего времени сохранились лишь несколько анклавов кашгарцев в Ферганской долине, это - Пахтаабад (Андижан.обл., Узбекистан) и Кашгар-Кишлак (Ошская обл., Киргизия). Старый район Кашгарка в г. Ташкенте, также был ранее заселен кашгарскими уйгурами, которые вели там торговлю, возможно они также впоследствии ассимилировались. Нынешние кашгарские уйгуры Узбекистана, в большинстве своем мигранты 50-60-х годов ХХв.

В северной части Киргизии (Чуйская долина, Бишкек, Токмак), большинство кашгарских уйгуров также мигранты 50-60-х годов ХХв., но есть также и более ранних времен, особенно в районе Прииссыкулья (Каракол), наряду с другими группами уйгуров. В Казахстане выходцев из Кашгара, значительно меньше.

Много кашгарцев в зарубежных уйгурских общинах, в Саудовской Аравии, Турции, Западной Европе, США, Австралии.

В 19 и 20вв., а также ранее, происходила миграция жителей Мавераннахра (узбеки), особенно ферганцев в Кашгарию, большая волна мигрантов приходится на 20-е и 30-е годы ХХв., в период становления Советской власти, впоследствии большинство из них было ассимилировано кашгарцами, часть же ферганских мигрантов затем вместе с уйгурами мигрировали в страны Ближнего и Среднего Востока, большинство в Саудовскую Аравию.

Настоящее время

В настоящее время, несмотря на свою численность, кашгарцы мало представлены в местных и партийных органах власти в СУАР, основная часть кашгарцев занята на малооплачиваемых работах в сельском хозяйстве и промышленности. Также немалая часть кашгарцев, занята в малом и среднем бизнесе, в крупно-оптовой торговле между Китаем и странами Центральной Азии и Пакистаном, в торговле с внутренними китайскими городами, большое количество кашгарцев трудятся во внутренних провинциях КНР, на фабриках и заводах (в 2009г. с рабочими-кашгарцами возник конфликт на игрушечной фабрике в Гуандуне, позднее перекинувшийся в города СУАР).

Галерея

Известные кашгарцы

См. также

Список литературы

  • Софья Губаева, "Население Ферганской долины" (Москва)
  • Boulger, Demetrius Charles The Life of Yakoob Beg, Athalik Ghazi and Badaulet, Ameer of Kashgar (London: W.H. Allen & Co.) 1878
  • Gordon, T. E. 1876. The Roof of the World: Being the Narrative of a Journey over the high plateau of Tibet to the Russian Frontier and the Oxus sources on Pamir. Edinburgh. Edmonston and Douglas. Reprint: Ch’eng Wen Publishing Company. Taipei. 1971.
  • Hill John E. Through the Jade Gate to Rome: A Study of the Silk Routes during the Later Han Dynasty, 1st to 2nd Centuries CE. — BookSurge, Charleston, South Carolina, 2009. — ISBN 978-1-4392-2134-1
  • Hill, John E. 2004. The Peoples of the West from the Weilüe 魏略 by Yu Huan 魚豢: A Third Century Chinese Account Composed between 239 and 265 CE. Draft annotated English translation. [1]
  • Hulsewé, A. F. P. and Loewe, M. A. N. 1979. China in Central Asia: The Early Stage 125 BC – AD 23: an annotated translation of chapters 61 and 96 of the History of the Former Han Dynasty. E. J. Brill, Leiden.
  • Kim, Hodong Holy war in China. The Muslim Rebellion and State in Chinese Central Asia, 1864-1877 (Stanford University Press) 2004
  • Puri, B. N. Buddhism in Central Asia, Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, Delhi, 1987. (2000 reprint).
  • Shaw, Robert. 1871. Visits to High Tartary, Yarkand and Kashgar. Reprint with introduction by Peter Hopkirk, Oxford University Press, 1984. ISBN 0-19-583830-0.
  • Stein, Aurel M. 1921. Serindia: Detailed report of explorations in Central Asia and westernmost China, 5 vols. London & Oxford. Clarendon Press. Reprint: Delhi. Motilal Banarsidass. 1980. [2]
  • Tamm, Eric Enno. The Horse That Leaps Through Clouds: A Tale of Espionage, the Silk Road and the Rise of Modern China. Vancouver: Doulgas & McIntyre, 2010. See also http://horsethatleaps.com/chapter-6/

Внешние ссылки и источники

  • Кашгар в XIX в.: Наша среднеазиатская граница. Кашгар; Окончание. («Нива», 1879).
  • T. Digby, Nests of the Great Game spies Shanghai Star, 9 May 2002.
  • Images and travel impressions along the Silk Road - Kashgar
  • Six brothers on the Silk Road


Кашгарцы.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47