Квазирелигиозность

07-05-2023

Квазирелигиозность — категория, используемая в социологии религии, совместно с понятием религиозность и отличается от последнего объектом поклонения.

Содержание

Общее описание понятия

Религиовед Е. С. Элбакян отмечает, что несмотря на то, что и религиозным и квазирелигиозным формам сознания одинаково свойственная вера в сверхъестественных существ, для квазирелигиозности исключительно присуща вера в «естественные события, в личности (культ личности напр.), а также процессы и создание на основе подобной веры определённых мифомоделей, как правило, находящих отражение и поддержку в массовом сознании»[1].

Социолог В. Г. Немировский, считает, что «Под термином „квазирелигиозность“ понимается совокупность несистематизированных идей — вера респондентов в популярные на уровне массового сознания представления, носящие идеалистический характер»[2].

Большой вклад в изучение феномена квазирелигиозности, социальной мифологии, а также их влияние на исторические судьбы народов и наций был сделан преимущественно Максом Вебером, Карлом Мангеймом, Паулем Тиллихом и Роланом Бартом[1]. Из российских исследователей социальных мифологем огромное значение имеют труды Н. Я. Данилевского, Н. А. Бердяева, Ф. А. Степуна, Н. О. Лосского, Д. Е. Фурмана и П. С. Гуревича[1].

Распространённость

Многие черты квазирелигиозности имеют место в новых религиозных движениях (течениях), а также во вневероисповедной мистике в современной России[1].

А. В. Харламов использует понятие «квазирелигиозность» для описания состояния российского общества, которое после гибели СССР ещё не выработало религиозный опыт: «В российской постсоветской ситуации такой душевной настроенности у большей части населения просто не было (а в значительной степени нет и по сей день). В результате обращение отдельных социальных групп к тем или иным традиционным или новым религиозным традициям, стало принимать своеобразные формы: псевдорелигиозности, квазирелигиозности, идейного фанатизма (нетерпимости к инакомыслию) или элементарного суеверия, сочетающегося с внешней обрядностью»[3].

Примечания

  1. 1 2 3 4 Е. С. Элбакян Квазирелигиозность // Религии народов современной России: Словарь / Ред. кол. Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю.И, Басилов В. Н. и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика, 2002. — 624 с. — ISBN 5-250-01818-1 (С.170).
  2. Тенденции «квазирелигиозности» в среде красноярского студенчества [Текст] / В. Г. Немировский, П. А. Стариков // Социологические исследования (СОЦИС). — 2003. — № 10. — С.96—100.
  3. Религиозное отчуждение и современный социокультурный контекст (ситуация Иова). // Научно-практическая конференция «Сибирь на перекрестье мировых религий» Новосибирский государственный университет (29 — 30 октября 2001 года).

Библиография

  • Андреева, Л. А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке [Текст] / Л. А. Андреева // Общественные науки и современность. — 2003. — № 1. — С.90—100.
  • Тенденции «квазирелигиозности» в среде красноярского студенчества [Текст] / В. Г. Немировский, П. А. Стариков // Социологические исследования (СОЦИС). — № 10. — С.96—100.
  • Хвастунова, Ю. В. Оккультная квазирелигиозность в современной культуре / Ю. В. Хвастунова. — С.184-187. // Социальные процессы в современной Западной Сибири [Текст] : сборник научных трудов / ред.: Ю. В. Табакаев, В. С. Полянский. — Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2010. — 203 с.
  • Элбакян Е. С. Квазирелигиозность // Религии народов современной России: Словарь / Ред. кол. Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю.И, Басилов В. Н. и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика, 2002. — 624 с. — ISBN 5-250-01818-1 (С.170).

Квазирелигиозность.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47