05-07-2023
Кереселидзе, Котэ | |
Константин Георгиевич | |
Имя при рождении: |
Константин |
---|---|
Род деятельности: |
Режиссер, сценарист |
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Отец: |
Кереселидзе, Георгий Георгиевич |
Мать: |
Чейшвили, Тамара Михайловна |
Супруга: |
Лариса Алексеева |
Дети: |
Гия Кереселидзе, Ия Кереселидзе, Александр Кереселидзе |
Награды и премии: |
|
Константин Георгиевич Кереселидзе, часто упоминаемый как Котэ Кереселидзе, — режиссер-документалист, лауреат киноконкурсов, родоначальник нескольких приемов съемки документального кино , один из ведущих кинодокументалистов не только Грузии, но и всего бывшего Советского Союза . Его фильмы с 60-х годов часто показывались в эфире всесоюзных каналов.
Котэ родился в Москве 5 января 1932 года. Его крестили в Сокольниках. С раннего дестства он был окружен искусством.
Его прадед, Иванэ Кереселидзе, был одним из основоположников грузинского театра и первым в Грузии профессиональным журналистом и первым редактором журнала «Цискари». Так же он был другом художника Г.Гагарина и писателя А. Дюма. Мать кинодокументалиста Тамара Михайловна Чейшвили была танцовщицей, балериной и хореографом и училась в балетной студии в Москве, а отец Георгий Георгиевич Кереселидзе закончил ВГИК, был профессиональным режиссером, работал в кино, театре и на телевидении.
Закончив школу, Котэ пошел по стопам отца, поступив на факультет режиссуры Грузинского Государственного театрального института им. Ш. Руставелли, и в 1963 году окончил его по специальности режиссура. Решением Государственной экзаменационной комиссии от 30 июня 1965 года ему присвоена квалификация режиссера драмы.
Константину несказанно повезло — его учителями были Михаил Туманишвили и Гига Лордкипанидзе, а вместе с ним на курсе учились Р. Струа, М. Кучухидзе, Т. Абашидзе, Г. Жвания.
В студенческие годы молодой Котэ увлекся джазом. В 1957 году в Москве под управлением Константина Певзнера был создан джазовый ансамбль «Реро», в котором играл на гитаре Котэ, ставший пионером джаза у себя на родине . Признавая это, Вилис Конер, известнейший радиокомментатор Голоса Америки, который вел передачу «Джаз в Америке», прислал Котэ свое фото с подписью . А в 1995 году Вилис Конер вручил ему свое фото лично при встрече в Америке .
Кереселидзе был обладателем одной из самых больших коллекций джазовых пластинок в Тбилиси
. Но администрация института прознала об увлечении Котэ джазом, его вызвали «на ковер», поставили ультиматум, и Котэ выбрал институт .Помимо 62 документальных и научно-популярных фильмов Константин Кереселидзе создал один короткометражный художественный фильм: «Только 17 километров». Он выпустил этот фильм в 1963 году в качестве первой дипломной работы. Эта работа стояла в одном ряду с первыми грузинскими фильмами, такми, как «Рука матери» М. Джалиашвили и «Свадьба» М. Кобахидзе
. Только после этих произведений появятся знаменитые комедийные короткометражные ролики с участием Баадура Суладзе, развернется уникальная школа грузинского художественного фильма .Константин Георгиевич рассказывает, что к нему приходили пачки писем после показа фильма на всесоюзном телеэкране
. Люди рассказывали о своих судьбах и многие делились радостью: после просмотра фильма они снова возвращались в семьи .Котэ приезжал с этим фильмом в Москву, к Сергею Апполинариевичу Герасимову. Мэтр, просмотрев его, сказал: «А зачем тебе еще учиться — ты уже все сделал и все сказал. Езжай обратно и работай!»
После института Котэ распределили на киностудию документальных фильмов в Тбилиси. Все последующие годы он трудится, творит и создает новые и новые документальные и научно-популярные фильмы. В период с 1964 по 1991 гг он каждый год выпускает от одного до четырех фильмов. Таким образом, он стал новатором
, идеи бурлили в его сознании. Он был первым , кто снял фильм без дикторского озвучения «Охота без ружья» — о соколиной охоте. А также он был первым , кто снял фильм без музыки, а только со словами диктора.Константин Георгиевич Кереселидзе сам подбирал музыкальное оформление к своим фильмам, а порой и музыку сам писал. Он был очень внимателен к своим партнерам на съемочной площадке, брал основную часть работы на себя, стараясь разгрузить других.
В 1965 он женился на художнице Ларисе Алексеевой. Мастер гобелена, керамик и руководитель детской студии народного творчества в Тбилиси, она так же вдохновляла Константина на новые работы. Лариса умерла в 1995 году. У них трое детей, которые пошли по стопам родителей. Старший сын Гия Кереселидзе профессиональный художник-мультипликатор, работал на студии Диснея , выиграл премии в Орландо и Каннах . Средняя Дочь Ия певица, выступала в Грузии, ее песни были в эфирах Тбилисских радиостанций . Младший сын Александр (Сандро) художник и дизайнер, мечтает овладеть профессией режиссер и работать в театре и в кино .
Сейчас Котэ Кереселидзе и его семья живут и творят в США. В 1995 мастер снял большой документальный фильм о православной церкви в Вашингтоне, который еще предстоит обработать и смонтировать. А так же он хочет открыть в Америке свою киностудию
.Год | Фильм |
---|---|
1964 |
|
1965 | «Только 17 километров» короткометражный |
1966 | «Как экономить миллионы?» научно-популярный |
1967 | «Маро Таркнешвили» документальный |
1968 |
|
1969 | «Генерал Кирквидзе» документальный |
1970 |
|
1971 | «Здравствуй, Грузия!» документальный |
1972 |
|
1973 |
|
1974 |
|
1975 |
|
1976 |
|
1977 |
|
1978 |
|
1979 | «Вместо золота и серебра» научно-популярный |
1980 |
|
1981 |
|
1982 |
|
1983 |
|
1984 | «Его величество лимон» или «Поезда бегут по трубам» научно-популярный |
1985 | «Каз 4550. Щедрые Гектары» научно-популярный |
1986 | «Меченый атом» научно-популярный |
1987 | «Пицунская сосна» научно-популярный |
1988 |
|
1989 |
|
1990 |
|
1991 |
|
Кереселидзе, Константин Георгиевич.