12-07-2023
Национальная опера Украины | |
---|---|
Прежние названия | Государственный оперный театр им. К.Либкнехта Киевский академический театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко |
Место нахождения | Киев, Украина |
Координаты | |
Основан | 1867 |
Директор | П. Я. Чуприна |
Художественный руководитель | М. М. Скорик |
Главный режиссёр | Д. М. Гнатюк |
Главный балетмейстер | Д. В. Матвиенко |
Сайт | http://opera.com.ua |
Национальная опера Украины на Викискладе |
Национальная опера Украины (Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко) — крупнейший музыкальный театр Украины, расположенный в Киеве. Здание оперного театра, возведённое в 1901 году по проекту архитектора Виктора Шрётера, находится в центре города на улице Владимирской, 50.
Содержание |
Постоянная оперная труппа была организована в Киеве только в 1867 году и стала наряду с театрами Москвы и Петербурга одной из лучших в Российской империи. Толчком к созданию постоянно действующего театра стали успешные гастроли итальянских оперных трупп в 1865—1866 гг. в Киеве. Труппа работала в помещении Городского театра, построенного в 1856 году по проекту архитектора Штрома.
Первый сезон был открыт оперой Верстовского «Аскольдова могила». Вскоре в театре были поставлены оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, на премьеры опер «Опричник» (1874), «Евгений Онегин» (1889) и «Пиковая дама» (1890) приезжал П. И. Чайковский, в 1893 в театр приезжал С. В. Рахманинов на премьеру оперы «Алеко», а в 1895 — Римский-Корсаков на премьеру «Снегурочки». В разные годы солистами театра были: Пётр Иванович Словцов, Нина Павловна Кошиц, Мария Куренко и другие.
В феврале 1896 года после утреннего показа «Евгения Онегина» случился пожар, полностью уничтоживший здание Городского театра, после чего был объявлен конкурс на проект нового здания. Этот конкурс выиграл проект архитектора Виктора Шретера. Сооружение нового здания на месте старого театра началось в 1898 г.
Зал оперного театра включал партер, амфитеатр, бельэтаж и четыре яруса, которые вмещают около 1650 зрителей (в партере 384 места), общая кубатура театра — почти 100 000 куб. м, площадь помещений — 40210 кв. м. Над главным входом театра был установлен официальный герб Киева с изображением архангела Михаила — покровителя города, однако по настоянию Киевского митрополита Феогноста, который считал театр греховным заведением, герб заменили аллегоричной композицией: геральдические грифоны держат в лапах лиру как символ музыкального искусства. Фасад здания украшали бюсты композиторов М. Глинки и А. Серова, Шевченко подаренные Киеву артистами петербургского Мариинского театра.
Кроме опер российских композиторов, в театре также были поставлены оперы Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Ж. Массне, а также оперы Н. Лысенко «Майская ночь» (1903) и «Ноктюрн» (1914). Выступал в театре Фёдор Шаляпин.
В конце августа 1911 года император Николай II с семьей и приближенными, в том числе и с премьер-министром Столыпиным находились в Киеве. 1 сентября 1911 года император, его дочери и приближенные министры, Столыпин в их числе, присутствовали на спектакле «Сказка о царе Салтане».
Во время второго антракта спектакля «Сказка о царе Салтане», Столыпин разговаривал у барьера оркестровой ямы с министром двора бароном В. Б. Фредериксом и земельным магнатом графом И. Потоцким. Неожиданно к Петру Столыпину приблизился Дмитрий Богров и выстрелил из браунинга дважды: первая пуля попала в руку, вторая в живот, задев печень. От мгновенной смерти Столыпина спас крест Св. Владимира, в который попала пуля и, раздробив который, изменила прямое направление в сердце. Этой пулей оказались пробиты грудная клетка, плевра, грудобрюшная преграда и печень. После ранения Столыпин тяжело опустился в кресло и ясно и отчетливо, голосом слышным находившимся недалеко от него, произнес: «счастлив умереть за Царя»[1].
С приходом советской власти в 1919 году театр был национализирован и назван «Государственный оперный театр им. К.Либкнехта», с 1926 года — Киевская государственная академическая украинская опера (постановки шли на украинском языке), а в 1934 году, с приданием Киеву статуса столицы; — Академический театр оперы и балета УССР. В 1939 году театру было присвоено имя Тараса Шевченко.
В 1930-е годы обсуждался проект социалистической перестройки помещения киевского оперного, ему хотели придать архитектурные особенности нового «пролетарского стиля». Однако перестройка коснулась лишь снятия бюстов российских композиторов и сведения пристройки к тыльной стороне сооружения двухэтажного помещения репетиционных залов. В те годы в репертуаре театра появились оперы «Золотой обруч» и «Щорс» Б.Лятошинского, «Борис Годунов» М.Мусоргского и другие.
В довоенные годы танцевальные номера в спектаклях с грузинскими народными танцами ставил И. И. Сухишвили.
В годы Великой Отечественной войни театр был эвакуирован в Уфу, потом в Иркутск, а в 1944 году вернулся в Киев. В послевоенные годы репертуар театра пополнился сочинениями советских композиторов, в том числе поставлена опера «Катерина Измайлова» Д.Шостаковича, авторы спектакля награждены Государственной премией им. Т.Шевченко (1975).
В 1961 году в здании был установлен контроль температуры зала (второй в Советском союзе театр с таким оборудованием)[2].
В 1983—1988 годах была осуществлена капитальная реконструкция театрального помещения. Реставраторы внесли значительные изменения в закулисную часть театрального помещения, что позволило увеличить количество репетиционных залов, гримёрных, был оборудован специальный хоровой класс. Также был увеличен размер сцены до 20 м вглубь и 27 м в высоту. Общая площадь сцены теперь стала 824 кв. м. Также во время реставрации вместо старинного органа установили новый, построенный на заказ театра чешской фирмой «Ригер-Клос». Была переоборудована и оркестровая яма, в которой сейчас одновременно может поместиться 100 музыкантов. После реставрации площадь театральных помещений увеличилсь на 20000 кв. м. Стало вдвое больше гримёрных комнат, появилось несколько новых репетиционных залов.
Назначенный в апреле 2011 года художественным руководителем театра композитор Мирослав Скорик магистральным направлением развития называет музыку украинских композиторов[3]. В творческих планах театра на сезон 2011—2012 годов — опера «Пропала грамота», музыку к которой пишет Мирослав Скорик, опера «Иоланта» Чайковского, возобновление балетов «Весна священная» и «Картинки с выставки», постановка балета «Анна Каренина», оперы «Дон Карлос» Дж. Верди. Украинский композитор Евгений Станкович работает над масштабным спектаклем по сюжету повести Гоголя «Страшная месть». Среди проектов — одна из версий «Дамы с камелиями» и постановка балета «Татьяна» на основе пушкинского сюжета. Стандартно в театре ежегодно осуществляется 4 постановки — 2 оперы и 2 балета.[3]
В разные годы в театре работали знаменитые дирижёры Арий Пазовский, Натан Рахлин, Вениамин Тольба, Константин Симеонов, Борис Чистяков, Стефан Турчак, Олег Рябов.
С 1954 в театре работает хормейстер и дирижёр, в 1986—1991 годах — директор театра, до настоящее время — главный хормейстер театра, Герой Украины Лев Венедиктов.
Ведущие солистки балетной труппы театра разных лет[4]: Билецкая, Татьяна Николаевна, Боровик, Татьяна Васильевна, Васильева, Антонина Ивановна, Гавриленко, Алла Васильевна, Гаврилова, Александра Ивановна, Герасимчук, Лидия Павловна, Гладких, Яна Петровна, Ершова, Евгения Николаевна, Задаянная, Ирина Евгеньевна, Калиновская, Валентина Фёдоровна, Кальченко, Альвина Георгиевна, Кушнарёва, Анна Степановна, Лагода, Алла Вячеславовна, Литвинова, Татьяна Александровна, Лукашова, Ираида Петровна, Потапова, Елена Михайловна, Потапова, Варвара Михайловна, Руденко, Наталья Даниловна, Серкова, Зоя Владимировна, Скорульская, Наталия Михайловна, Сморгачёва, Людмила Ивановна, Стебляк, Элеонора Михайловна, Таякина, Татьяна Александровна, Уманова, Наталья Ильинична, Ферро, Валерия Мартыновна, Хилько, Раиса Алексеевна, Абрамова, Нина Егоровна.
Солисты балета: Апухтин, Николай Александрович (танцовщик), Баклан, Фёдор Николаевич, Баукин, Геннадий Николаевич, Белов, Анатолий Антонович, Вирский, Павел Павлович, Зайцев, Евгений Васильевич, Кайгородов, Евгений Дмитриевич, Клявин, Роберт Альбертович, Ковтун, Валерий Петрович, Косменко, Евгений Владимирович, Круглов, Веанир Иванович, Лукин, Сергей Анатольевич, Литвинов, Виктор Владимирович, Майоров, Генрих Александрович, Некрасов, Валерий Николаевич, Новиков, Николай Николаевич, Парсегов, Валерий Владимирович, Прядченко, Николай Данилович, Ратманский, Алексей Осипович, Рыбий, Виктор Михайлович, Сегал, Александр Наумович, Федотов, Вадим Павлович, Яременко, Виктор Анатольевич.
В составе балетной труппы киевского театра начинали свою творческую карьеру Семизорова, Нина Львовна, Попеску, Теодор Константинович, Ирина Дворовенко, Максим Белоцерковский, Алина Кожокару, Денис Матвиенко, Леонид Сарафанов.
В дореволюционный период в театре ставили спектакли С.Ленчевский, Б.Нижинская. Нижинская совместно с московским танцовщиком и балетмейстером А.Кочетовским перенесла на сцену театра постановки «Русских сезонов» С.Дягилева, в которых принимала участие как исполнительница — «Клеопатра» («Ночь в Египте») А.Аренского, «Карнавал» («Бал в кринолинах») на музыку Р.Шумана и «Петрушка» И.Стравинского)[5].
В первое послереволюционное десятилетие балетмейстеры М.Мордкин («Жизель», «Вальпургиева ночь» на муз. Ш.Гуно), Р.Баланотти, М.Дысковский («Шут» С.Прокофьева, «Красный мак» совместно с Р. В. Захаровым).
Довоенное время: балетмейстер В.Литвиненко перенес на сцену театра первые оригинальные украинские балеты «Пан Канёвский» М.Вериковского (1931) и «Ференджи» («Огонь над Гангом», 1932) Яновского. Русский танцовщик Л. А. Жуков в 1934 году возглавил балетную труппу театра, поставив балеты «Дон Кихот» (1934), «Красный мак» и «Лебединое озеро» (оба — 1935). В 1936 году П. П. Вирский совместно с Н. И. Болотовым поставил комедийный спектакль «Мещанин из Тосканы» Нахабина. Г. А. Берёзова поставила классические балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» (оба — 1937), «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» (оба — 1938), в 1940 — украинский героико-романтический балет «Лилея» К.Данькевича. В.Чабукиани перенес на сцену театра балет «Лауренсия» в 1939 году, С.Сергеев поставил «Сердце гор» в 1940.[6].
Во время эвакуации с 1942 года театр работал в Иркутске, объединившись с коллективом Харьковского театра оперы и балета, С. Н. Сергеев поставил: «Коппелию» (1941), «Бахчисарайский фонтан» (совместно с Йоркиным, 1942), «Шехерезаду», «Штраусиану», «Бiсову нiч» Йориша (все — 1943).
Послевоенное время: ленинградский балетмейстер Ф.Лопухов поставил балеты «Лебединое озеро» (1946), «Тщетная предосторожность» (1947), «Спящая красавица» (1950). Балетмейстер С.Сергеев осуществил первую постановку «Лесной песни» М.Скорульского, 1946. Среди других С.Сергеева — «Раймонда» (1946), «Гаянэ», «Эсмеральда», «Золушка», «Доктор Айболит», «Красный мак», «Юность» Чулаки, «Маруся Богуславка» Свечникова, «Под небом Италии» (совместно с Р.Захаровым, 1952), «Дон Кихот», «Конёк-Горбунок».
В.Вронский поставил балеты — «Ромео и Джульетта», «Шурале», «Ростислава» Жуковского (все — 1955), «Лилея», «Щелкунчик» (оба — 1956), 1958 — новая постановка «Лесной песни» Скорульского (совместно с Н.Скорульской), «Бахчисарайский фонтан» (1961), «Эсмеральда» (1962), «Княгиня Волконская» Знатокова (1966).
Ленинградский балетмейстер К. М. Сергеев поставил «Жизель» (1959). П.Вирский в 1960 году поставил «Черное золото» Гомоляки. Е. А. Тангиева-Бирзниек — «Голубой Дунай» на музыку Штрауса (1961). В.Чабукиани — «Лауренсия» (1962).
|
|
Творческий коллектив театра включает в себя оперную и балетную труппы, симфонический и сценический оркестр, хор.
Современный состав оперной труппы театра, информация с официального сайта театра состоянием на май 2011 года[7]:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Состав балетной труппы театра, информация с официального сайта театра состоянием на май 2011 года[7]:
|
|
|
|
|
|
|
|
В настоящее время дирижерами симфонического и сценического оркестра театра являются[7]:
|
|
Оперы «Тарас Бульба» и «Наталка Полтавка» Н.Лысенко, «Запорожец за Дунаем» С.Гулака-Артемовского, «Ярослав Мудрый» Г.Майбороды, «Моисей» М.Скорика.
Балеты «Лесная песня» М.Скорульского, «Русалочка» А.Костина, «Ночь перед Рождеством» и «Властелин Борисфена» Е.Станковича, «Буратино и волшебная скрипка» Ю.Шевченко, «Даниэла» М.Чембержи.
Оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Иоланта»
Оперы «Князь Игорь» А.Бородина, «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова, «Алеко» С.Рахманинова.
Балеты П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
Балеты «Баядерка», «Дон Кихот» и Гран па из балета «Пахита» Л.Минкуса, «Раймонда» А.Глазунова, «Шехеразада» на музыку Н.Римского-Корсакова
Оперы Дж. Верди: «Макбет», «Риголетто», «Травиата», «Бал-маскарад», «Аида»
Оперы Дж. Пуччини: «Манон Леско», «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй» (Чио-чио-сан), «Турандот»
Оперы Дж. Россини: «Севильский цирюльник», «Золушка»
Оперы «Лючия ди Ламмермур» и «Любовный напиток» Г.Доницетти, «Норма» В.Беллини, «Джоконда» А.Понкиелли, «Сельская честь» П.Масканьи
Опера «Кармен» Ж.Бизе
Балеты «Жизель» и «Корсар» А.Адана, «Сильфида» Х.Левенсхольда
Опера «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева
Балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка» С.Прокофьева, «Грек Зорба» М.Теодоракиса, «Спартак» А.Хачатуряна, «Чиполлино» К.Хачатуряна, «Легенда о любви» А.Меликова, «Белоснежка и семь гномов» Б.Павловского, «Кармен-сюита» Ж.Бизе-Р.Щедрина, «Болеро» на музыку М.Равеля.
Балет «Мастер и Маргарита» Д.Авдыша на музыку Г.Малера, Д.Шостаковича, Г.Берлиоза, А.Пьяццоллы и других композиторов, балет «Венский вальс» А.Рехвиашвили на музыку И.Штрауса (сына), Й.Штрауса, И.Штрауса (отца), балет «Свадьба Фигаро» на музыку из различных произведений В. А. Моцарта.
Родившийся в Киеве и переживший немецкую оккупацию советский писатель Анатолий Кузнецов (1929—1979) после Великой Отечественной войны учился в балетной студии при Киевском оперном театре[8] и служил в балетной труппе театра, о чём в дальнейшем им был написан рассказ «Артист миманса»[9], опубликованный в 1968 году в журнале «Новый мир».
|
|
---|---|
|
Это заготовка статьи о театре. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Киевский театр оперы и балета.