Киреевский, Иван

15-09-2023

Иван Васильевич Киреевский
Дата рождения:

22 марта (3 апреля) 1806(1806-04-03)

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

11 (23) июня 1856(1856-06-23) (50 лет)

Место смерти:

Санкт-Петербург, Российская империя

Направление:

русская философия

Основные интересы:

славянофильство

Значительные идеи:

соборность

Ива́н Васи́льевич Кире́евский (22 марта (3 апреля) 1806, Москва, Российская империя — 11 (23 июня) 1856, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из главных теоретиков славянофильства.

Содержание

Биография

Иван Васильевич Киреевский родился в Москве в семье Василия Ивановича Киреевского и Авдотьи Петровны, которая после смерти мужа в 1817 году вышла повторно замуж за А. А. Елагина.

В 1823 г. Киреевский поступил на службу в Архив иностранной коллегии и становится одним из «архивных юношей», организовавших Общество любомудрия, которое самораспустилось в 1825 году после восстания декабристов.

В 1830 году Киреевский вместе с братом Петром едет в Германию. В Берлине он слушает лекции Гегеля, в Мюнхене — Шеллинга; рассматривал Гегеля как рационалиста и последователя Аристотеля, как последнюю и высочайшую из возможных вершин западной мысли, которой должно быть противопоставлено русское мировоззрение, построенное на чувстве и чистой ортодоксальной вере.

Вернувшись в Россию, Иван Васильевич в 1832 году начинает издание журнала «Европеец», который был запрещен Николаем I за статью Киреевского «Девятнадцатый век», где усматривались требования конституции для России.

В 1834 году Киреевский женился на Наталии Петровне Арбеневой[1].

После многолетнего молчания, в 1840-х гг. Киреевский попытался получить философскую кафедру в Московском университете, но его все ещё считали неблагонадежным.

Вместе со старцами Оптиной пустыни он работает над изданием сочинений Отцов Церкви.

В 1852 году славянофилы начинают издание «Московского сборника». Киреевский опубликовал в нём свою статью «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России», которая не понравилась властям и выпуск журнала были прекращен.

В последние годы жизни Киреевский работает над курсом философии.

В 1856 году Киреевский умер от холеры. Был похоронен в Оптиной пустыни. В этом же году, посмертно была опубликована его статья «О возможности и необходимости новых начал для философии» в журнале «Русская беседа».

В 1856 году были изданы труды Киреевского в 2 томах.

Философские идеи

В начале творчества Киреевского заметны «западнические» симпатии, вскоре сменившиеся мистицизмом и славянофильством[2].

Главенствующее место у Киреевского занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии».

Как и Хомяков в учении о соборности, Киреевский связывал рождение нового мышления не с построением систем, а с общим поворотом в общественном сознании, «воспитанием общества». Как часть этого процесса общими («соборными»), а не индивидуальными интеллектуальными усилиями и должна была войти в общественную жизнь новая, преодолевающая рационализм, философия. Суть этого пути — стремление к сосредоточенной цельности духа, которая дается только верой: «осознанием об отношении человеческой личности к личности Божества». Этому должна помочь также и аскеза — необходимый элемент не только жизни, но и философии. В то же время Киреевский отнюдь не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: «Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины».

Электронные публикации

  • Иван Васильевич Киреевский «Полное собрание сочинений. Том 1. 1911»
  • Иван Васильевич Киреевский «Полное собрание сочинений. Том 2. 1911»

Литература

  • Киреевский И.В. Из писем И.В. Киреевского к В.А. Жуковскому / Сообщ. П.В. Жуковским // Русский архив, 1870. - Изд. 2-е. - М., 1871. - Стб. 959-965.
  • Лясковский В. Братья Киреевские, жизнь и труды их. - СПб., 1899.
  • Лушников А.Г. И.В. Киреевский. - Казань, 1918.
  • Мюллер Э. И. В. Киреевский и немецкая философия // Вопросы философии. - 1993. - № 5.
  • Русская философия: Словарь/ под общ.ред. М.А. Маслина. - М.: Республика, 1995
  • Смолич И. И.В.Киреевский. // Путь. - № 33. - 1932. - Апр. - С. 52-66.

Примечания

  1. Смолич И. И. В. Киреевский. // Путь. — № 33. — 1932. — Апр. — С. 52-66.
  2. Русская философия: Словарь/ под общ.ред. М.А. Маслина. - М.: Республика, 1995.

Киреевский, Иван.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47