15-10-2023
Пограничный сторожевой корабль «Киров» | |
---|---|
Пограничный сторожевой корабль «Киров» (ПСК-2) проекта 19 в 1934—1935 годах. |
|
Служба | |
Морские части пограничных войск КГБ СССР | |
Класс и тип судна | пограничный сторожевой корабль[1][2] |
Изготовитель | «Aнсальдo» (Генуя)[1][2] |
Строительство начато | 8 февраля 1933 года[2] |
Введён в эксплуатацию | ноябрь 1934 года (в СССР — февраль 1935 года)[2] |
Выведен из состава флота | в 1960 году переклассифицирован в плавказарму ПКЗ-89[1][2] |
Награды и почести | |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 1161 т (полное)[1][2][3] |
Длина | 80 м[1][2][3] |
Ширина | 8,2 м[2] |
Осадка |
2,8 м, 3,75 м в 1945[2] |
Двигатели | 3 дизеля «Фиат» |
Мощность | 3 × 1800 л. с.[2] |
Движитель | 3 винта (⌀ 2,004 м)[2] |
Скорость хода | 20 уз. (1945 — 18,5 уз.)[2] |
Дальность плавания |
5975 миль на 16,5 узлах, 2370 — на 18,5 узлах[2] |
Экипаж | 120 моряков[3][1] |
Вооружение | |
Навигационное вооружение |
гирокомпас ГУ М1, 9 магнитных компасов[2] |
Радиоэлектронное вооружение | 5-РКУ[2] |
Артиллерия | 3 × 102-мм пушки[1][2][3] |
Зенитная артиллерия |
4 × 45-мм 21-К[1][3], 2 × 12,7-мм ДШК[2] |
Противолодочное вооружение |
2 БМБ-1 (10 ГБ ББ-1)[1][2][3], 35 ГБ БМ-1[2] |
Минно-торпедное вооружение |
24 мины обр. 1926 г.[1][2][3] или 30 мин обр. 1908 г.[2] |
«Ки́ров» (ПСК-2, до передачи СССР — PS-8) — пограничный сторожевой корабль (ПСКР с 1957 года) типа «Киров» итальянской постройки. С 1935 года в Морской пограничной охране НКВД СССР. В строю с февраля 1935 года. Исключен из состава морских частей пограничных войск КГБ СССР в 1959 году.
Положение с охраной морской границы на Дальнем Востоке в 1920-е годы было сложным. Огромная протяженность морских границ и отсутствие быстроходных пограничных сторожевых кораблей привели к тому, что браконьерские промысловые суда Японии и США добывали пушнину, ловили рыбу и крабов в наших водах безнаказанно. На островах и побережье они создавали иностранные обменные пункты, закупочные базы и метеостанции. СССР имел от этого многомиллионные убытки, и, как только появилась возможность, было решено усилить флот в дальневосточных водах. В мае 1929 года Политбюро ЦК ВКП(б) решило построить для дальневосточной морской пограничной охраны 24 больших, средних и малых судна (3, 8 и 13 соответственно)[2].
Для ускорения заказ на два ПСКР (вместе с «Дзержинским») был выдан итальянской верфи фирмы «Ансальдо» в Генуе. По договору итальянцы должны были построить два корабля и самостоятельно перегнать их на Дальний Восток для приёмки советскими экипажами. Корабли сдавали без вооружения, которое устанавливали самостоятельно после прибытия кораблей в СССР[2][3].
Водоизмещение: 811 т нормальное и 900 т полное без вооружения; в 1945 году полное с вооружением 1161 т.
Длина: 80 м (общая); 78,1 м (по ватерлинии).
Ширина: 8,3 м.
Осадка: 2,8 м (без вооружения и боекомплекта); в 1945 году с вооружением 3,75 м.
Энергетическая установка: 3 дизельных двигателя «Фиат».
Мощность: 1500 л. с. проектная при 360 оборотах минуту, 1800 л. с. на испытаниях.
Скорость хода: 21,5—22 узла на испытаниях без вооружения; 20,5 узлов в эксплуатации. В 1945 году: 18,5 узлов в течение 2 часов; 17,5 узлов в течение 130 часов; 16,5 узлов в течение 510 часов.
Запас дизельного топлива: 75 т нормальный; 140 т полный.
Расход топлива: 1013 кг в час на полном ходу, 236 — на экономическом ходу.
Дальность плавания: 2370 миль на 18,5 узлах, 5975 миль на 16,5 узлах.
Артиллерия:
Боекомплект артиллерийского вооружения:
Дальномеры: 2-метровый на ходовом мостике и 3-метровый на платформе за фок-мачтой.
Зенитные пулемёты: 2 × 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК (боекомплект — 6000 патронов 12,7 × 108 мм).
Противолодочное вооружение:
Минное вооружение: 30 мин образца 1908 года или 24 образца 1926 года[2].
«PS-8» (будущий «Киров») спущен на воду 19 августа 1934 года. В ноябре 1934 года совершил переход на Дальний Восток с итальянским экипажем, вооруженным легким стрелковым оружием. Штатное советское вооружение установлено после прибытия в СССР. С февраля 1935 года зачислен во владивостокский отряд Морской пограничной охраны НКВД СССР, а вскоре в 60-й камчатский морской пограничный отряд НКВД.
В марте 1935 года присвоено имя «Киров». Не один раз участвовал в задержании иностранных (главным образом японских) промысловых судов, занимающихся браконьерским промыслом в наших территориальных водах. Порой вступал в противостояние с японскими боевыми кораблями, прикрывавшими браконьерские суда, и до открытия огня иногда оставалось немного. В 1938 году оказывал помощь экипажу парохода «Туркмен» при бедствии того в проливе Лаперуза.
В августе 1945 года вместе с другими силами морской пограничной охраны передан в оперативное подчинение Петропавловской военно-морской базы. Участвовал в охранении и артиллерийской поддержке десанта на остров Шумшу и контрбатарейной борьбе. 18 августа при высадке десанта японская авиация также атаковала корабли, но без особого успеха (от близких разрывов бомб незначительные повреждения с ранениями двух членов экипажа получил сторожевой корабль «Киров»). Двумя залпами СКР «Киров» удалось зажечь танкер «Мариуполь», сидящий на мели у острова Шумшу, и подавить японскую батарею на нём[4]. 20 августа при движении во Второй Курильский пролив обстрелян японской артиллерией — повреждено рулевое управление. 18 августа 1945 года израсходовал 251 × 102-мм снаряд.
14 сентября 1945 года за успешное выполнение боевых заданий во время советско-японской войны награждён орденом Красного Знамени. В 1960 году переклассифицирован в плавучую казарму ПКЗ-89[1][2].
Киров (сторожевой корабль).