Кифишин, Анатолий Георгиевич

20-07-2023

Анатолий Георгиевич Кифишин
Дата рождения:

2 июля 1935(1935-07-02) (77 лет)

Место рождения:

с. Белое, Троицкий район, Западно-Сибирский край, РСФСР, СССР

Страна:

 СССР Россия

Научная сфера:

востоковедение, шумерология, ассириология, лингвистика

Место работы:

Институт востоковедения,
Институт философии,
Институт этнографии АН СССР (1968—1980 годы)

Альма-матер:

Черновицкий университет

Научный руководитель:

В. В. Струве

Известен как:

переводчик шумерской
«Хвалебной песни о построении храма Нингирсу»

Награды и премии


Киевский орден «Знак Почета» (2001)

Анато́лий Гео́ргиевич Кифи́шин (2 июня 1935, село Белое Троицкий район Западно-Сибирский край РСФСР СССР) — советский и российский востоковед, шумеролог, специалист по шумеро-вавилонской письменности.

Содержание

Биография

Родился в селе Белое на Алтае. Семья вскоре перехала на Украину где осела в посёлке Дашев.[1] В 1942 году поступил в школу города Лебедин. В марте 1944 года в девятилетнем возрасте подорвался на мине, потерял руку, сильно пострадало зрение. После окончания школы в 1953 году зачислен на заочное отделение исторического факультета Черновицкого университета, который в 1958 году окончил с отличием по специальности историка. В 1959 году направлен в аспирантуру, но отказался от неё и в том же году принят на Восточный факультет Ленинградского университета.[2] Закончив его с отличием в 1962 году, выехал в Москву и с 1963 году стал аспирантом при Институте востоковедения АН СССР. В 1966 году аспирантуру закончил также с отличием. Представил к защите диссертацию, но из-за изменения научной ситуации после смерти своего научного руководителя и друга академика В. В. Струве (1889—1965) не смог её защитить[3] ни в 1966 году, ни в 1967 году, ни в 1968 году, ни в 1978. Работал младшим научным сотрудником в Институте востоковедения, Институте философии и Институте этнографии АН СССР (1968—1980 годы).

После смерти Струве Кифишин находился в постоянной оппозиции к ведущему советскому востоковеду И. М. Дьяконову (1914—1999). Кифишин отстаивал точку зрения своего учителя на переводы некоторых слов, имел собственную позицию по топографии города Лагаш[4], которая прямо противоречила позиции Дьяконова, не соглашался с переводами аккадских поэм руки Дьяконова, считая их подогнанными под современное мышление. Кифишин в дальнейшем самостоятельно перевел десятки шумерских произведений в менее художественном, но, по своему мнению, в более точном виде.

Кифишин в дальнейшем специализировался на ритуалистике у шумеров и геноструктуре шумерских мифов, на тематике, которая шла вразрез с «позитивистской советской исторической наукой». Противостояние с Дьяконовым достигло своего пика в 1969—1970 годах, когда учёные обменялись открытыми письмами на страницах журнала «Вестник древней истории»[5][6]. В результате Анатолий Георгиевич был вынужден оставить и московский институт, а Дьяконов, будучи членом множества редколлегий, в течение многих лет лично следил за тем, чтобы Кифишина не публиковали в научных журналах. За публикацию работ Кифишина пострадал и главный редактор Вестника древней истории, историк античности С. Л. Утченко (1908—1976)[7].

Однако Анатолий Георгиевич не покинул Москвы и не прекратил занятия шумерологией, а продолжал бороться. Отсутствие прописки и постоянного места работы его также не остановили. В конце 60-х, несмотря на инвалидность, ему приходилось жить в собственноручно выстроенном шалаше в районе станции Перловка на Ярославской дороге, до тех пор, пока в начале 70-х он не смог разыскать кров над головой.[3] Всё дневное время Кифишин проводил в Ленинской библиотеке, пропуск в которую доставал с трудом по знакомству. Написал несколько книг, включая «История Шумера по первоисточникам», однако опубликовать их в СССР не смог. С 1970 года вплоть до распада СССР, Кифишин смог опубликовать лишь короткие, подвергнутые цензуре популярные статьи в журнале «Техника — молодёжи», а также несколько работ в Болгарии на болгарском языке.

Считал, что в 70-х годах создал в Москве оппозиционную Дьяконову научную школу советской ассирологии, т. н. «Мифо-ритуальную школу» (наиболее известными представителями которой считались В. А. Петров (род. 1939) и Б. И. Перлов (род. 1941), по некоторым позициям к ним примыкал Д. Г. Редер (1905—1988) и ленинградец В. А. Белявский (1924—1977)[8]. Однако по мнению самого В. Петрова «в этой школе, кроме него самого, ещё человека два, одному из которых 13 лет.»[9]

К научным достижениям Анатолия Георгиевича можно отнести и первый полный перевод на русский язык сложнейшего шумерского текста «Хвалебная песнь о построении храма Нингирсу» (Цилиндры А-В Гудеа, ок. 2113 год до н. э.), изданный им в 1997 году. С конца 80-х А. Г. Кифишин осуществил публикацию серии статей, в которых сформулировал основное кредо мифо-ритуальной школы в ассириологии. С его активным участием и под его научным руководством было осуществлено издание двух сборников научных статей: «Введение в храм» (1997) и «Жертвоприношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней» (2000).

Концепция «протошумерской письменности»

В 90-е годы Анатолий Георгиевич изучал памятники Чатал-Гуюка в Турции, Каменной могилы на Украине и пришёл к выводу, что оба памятника содержат протошумерское письмо. В 2001 году опубликовал крупную монографию, где привел протошумерский словарь, силлабарий Каменной могилы и версию переводов текстов Каменной могилы[10]. Результаты этих исследований Кифишина получили противоречивую оценку в популярной литературе. С одной стороны, Дьяконов перед своей смертью в 1999 году, ещё до публикации труда Кифишина, успел устно дискредитировать его предположения[11], с другой стороны, осторожные предположения Кифишина были подхвачены некоторыми украинскими националистами в искажённом виде: «Украина — родина шумеров». Из учёных Санкт-Петербурга лишь Р. А. Грибов (1933—2001) поддержал предположения Кифишина[12]. В Москве, на докладе в Институте археологии РАН в 1995 году, его также устно поддержали И. А. Святополк-Четвертынский и Б. И. Перлов. Поддержка последних подразумевала факт констатации наличия показателя шумерского родительного падежа шум. AK- в дешифрованной Кифишиным письменности.

Семья

  • Отец — Георгий (Юрий) Иванович Кифишин (06.05.1894—20.07.1966), врач-микрохирург, ботаник-агроном.
  • Мать — Надежда Евсеевна Кифишина (урожденная Лавриненко-Мигулина) (20.8.1912—27.3.1991), учитель математики.
  • Супруга — Людмила Ивановна Акимова, доктор искусствоведения, ведущий специалист Отдел искусства и археологии Античного мира Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, хранитель коллекции скульптуры.
  • Дочь — Оксана Анатольевна Кифишина, кандидат искуствоведения.

Награды и признание

В 2001 году Киеве состоялась презентация его монографии о Каменной Могиле в Доме учёных НАН Украины, в Союзе писателей Украины и в Верховной раде Украины.

В том же году награждён Киевским орденом «Знак Почета» (укр. «Знак Пошани») за исследовательские заслуги, в том числе и за написание монографии «Древнее святилище Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумерского архива XII—III тысячелетий до н. э.»[13][14].

Библиография

Кифишин публикуется с 1964 года, на его счету более 60 публикаций.

Диссертация:
  • Некоторые проблемы хронологии и топографии шумерского государства Лагаш при патеси Гудеа. … Автореф. дисс. … к. и. н. — М.: Институт народов Азии, 1965.
Доклады и сообщения:
  • К вопросу о датировке правления энси Гудеа (2162—2137 гг. до н. э.) // Вестник древней истории, 1965, № 1. — С. 82-99.
  • Ассириологические заметки // Семитские языки: Материалы первой конференции по семитским языкам, 26-28 октября 1964 г.: [в 2 частях], Ч. 2. / Институт народов Азии; [отв. ред. Г. Ш. Шарбатов]. Изд. 2-е и доп. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1965. — 774, [1] с. — С. 786—792.
  • Основные принципы хронологии шумеров и вавилонян (III тысячелетие до н. э.) // Конференция аспирантов и молодых научных сотрудников Института востоковедения АН СССР. Тезисы докладов. — М.: Наука, 1967.
  • Западные кварталы Лагаша // Вестник древней истории, 1968, № 3. — С. 64-84.
  • Шумерская поэма «Инанна и дары судьбы бога Энки» // IV сессия по Древнему Востоку Ленинградское Отделение Института народов Азии АН СССР, 5-10 февраля 1968 г. Тезисы докладов. — М.: Наука, 1968.
  • Шумерская поэма «Смерть Гильгамеша» // Конференция аспирантов и молодых научных сотрудников Института востоковедения АН СССР, Апрель 1969. Тезисы докладов. — М.: Наука, 1969. — С. 49-51
  • Шумерская поэма «Наказание витязя Нинурты богом Энки» (события XXVIII — XXVII -вв. до н. э.) // Конференция аспирантов и молодых научных сотрудников Института востоковедения АН СССР, Май 1970. Тезисы докладов. — М.: Наука, 1970.
  • (совместно с Л. И. Акимовой) Веер в древнем мифоритуале // Вещь в контексте культуры: Материалы научной конференции, февраль 1994 г. / Под ред. Т. Н. Дмитриевой, В. А. Хршановского. — СПб.: Тип. Санкт-Петербургского Государственного Аграрного Университета, 1994. — С. 104—105.
  • (совместно с Л. И. Акимовой) О мифоритуальном смысле зонтика // Этруски и Средиземноморье. Язык. Археология. Искусство: Материалы Международного коллоквиума, 9-11 апреля 1990 г. XXIII Випперовские чтения / Под. ред. Л. И. Акимовой. — М.: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, 1994. — С. 167—245.
  • «Открытое» и «закрытое» небо по данным протошумерского архива каменной могилы и шумеро-вавилонским трактатам. Каноническая небесная карта шумеров и вавилонян III—I тыс. до н. э. // Археоастрономия — проблемы становления: тезисы докладов международной конференции, 15-18 октября 1996 г. / Под ред. В. В. Волкова — М.: Институт археологии РАН, 1996. — 159 с. — С. 72-74.
  • (совместно с Л. И. Акимовой) Тени богов. Об онтологическом смысле древних копий // Проблема копирования в европейском искусстве. Материалы научной конференции 8-10 декабря 1997 г. / Под. ред. Г. И. Вздорнова. — М.: Тип. Российской академии художеств, 1998. — С. 7-29.
  • (совместно с Л. И. Акимовой) Древнегреческий трон: балканская специфика // Балканские чтения — 5. Посвящаются Николаю Михайловичу Бахтину. В поисках «балканского» на Балканах: Тезисы и материалы симпозиума / Под. ред. А. А. Плотникова, И. А. Седакова, Т. В. Цивьян. — М.: Институт славяноведения РАН, 1999. — 130 с. — С. 23-25. ISBN 5-7576-0083-7
  • Протописьменность палеолита. Древнейшие надписи Каменной Могилы и их западноевропейские аналоги // Особенности развития верхнего палеолита Восточной Европы: Тезисы докладов Международной конференции, посвященной 120-летию открытия палеолита в Костенках, 15-19 ноября 1999 г. / Институт истории материальной культуры РАН. — СПб.: Академ Принт, 1999.
  • Прашумеры и прадравиды на берегах Байкала // VII конгресс этнографов и антропологов России (Саранск, 9-14 июля 2007 г.): докл. и выступления. — Саранск, 2007. — С. 489—490
Статьи:
  • Географические воззрения древних шумеров при патеси Гудеа (2162—2137 гг. до н. э.) // Палестинский сборник, 1965, вып. 13 (76). — С. 61-83.
  • Основные принципы хронологии шумеров и семитов (IV тысячелетие до н. э.) // Страны Ближнего и Среднего Востока. История. Экономика. — М.: Наука, Институт народов Азии АН СССР, 1969. — Т. 2. — 158 с. — С. 34—44.
  • Ответ на письмо И. М. Дьяконова в редакцию ВДИ // Вестник древней истории, 1970, № 1. — С. 247.
  • Золотой шлем царя Мескаламдуга // Техника молодежи, 1974, № 5. — С. 54-57
    • Золотой шлем царя Мескаламдуга. — Изд. 2-е // Тайны веков: антология / Сост. Вадим Суханов. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 416 с. — С. 183—188. — (Бригантина).
    • Золотой шлем царя Мескаламдуга. — Изд. 3-е // Таинственное и загадочное: сборник. — Мн.: БелЭн, 1994. — С. 169—174.
  • Ветви одного дерева // Тайны веков: антология / Сост. Вадим Суханов. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 416 с. — С. 179—182. — (Бригантина).
    • Ветви одного дерева.— Изд. 2-е // Тайны веков: антология / Сост. Вадим Суханов. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 416 с. — С. 179—182. — (Бригантина).
    • Ветви одного дерева.— Изд. 3-е // Таинственное и загадочное: сборник. — Мн.: БелЭн, 1994. — С. 165—168.
  • Шумер и Вавилон // История эстетической мысли: В 6 т. — М., 1985. — Т. 1. — С. 77-97.
  • Геноструктура догреческого и древнегреческого мифа // Образ — смысл в античной культуре: сборник / Сост. Л. И. Акимова. — М.: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Тип. Внешторгиздата, 1990. — 316 с. — С. 9—63.
  • Предисловие // Сахаров И. П. Сказания русского народа: Народный календарь / Обраб.текста и предисл. А. Г. Кифишина. — М.: Советская Россия, 1990. — 175 с.
  • (совместно с Л. И. Акимовой) Гермес: мифологический словарь: [Изображения Гермеса в древнем искусстве] // Юный художник, 1995, № 10. — С. 22-25: цв. ил.
  • Шумерские и протошумерские надписи Каменной Могилы // Украінський Світ. — К., 1995, № 1/3.
  • Жрецы Чатал-Гуюка на Каменной Могиле в 6200 г. до н. э. // Украінський Світ. — К., 1996, № 4/6.
  • Введение в храм. Опыт реконструкции шумеро-вавилонского мифоритуала // Введение в храм. Сборник статей. — М.: Языки русской культуры, 1997. — С. 27-49. ISBN 5-7859-0008-4, ISBN 978-5-7859-0008-0
  • Хвалебная песнь о построении храма Нингирсу (Цилиндры А-В Гудеа, 2113 г. до н. э.). Пер. с шумерск. Краткий словарь к переводу // Введение в храм. Сборник статей. — М.: Языки русской культуры, 1997. — С. 681—712. ISBN 5-7859-0008-4, ISBN 978-5-7859-0008-0
  • Мы стали старше в десять раз: [О раскопках памятников палеолетической письменности] // Родина, 1999, № 6. — С. 22-25.
  • Жертвоприношения ассирийских царей. Структура ритуала // Жертвоприношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней (HEPMHNEIA) / Сб. ст. под ред. Л. И. Акимовой и А. Г. Кифишина. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 534 с.: ил. — С. 97-122. — (Язык. Семиотика. Культура). ISBN 5-7859-0080-7, ISBN 978-5-7859-0080-6
  • «Страшный гнев» богов и «исход народа»: к реконструкции одного ритуального мифа // Жертвоприношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней (HEPMHNEIA) / Сб. ст. под ред. Л. И. Акимовой и А. Г. Кифишина. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 534 с.: ил. — С. 147—181. — (Язык. Семиотика. Культура). ISBN 5-7859-0080-7, ISBN 978-5-7859-0080-6
  • (совместно с Л. И. Акимовой) Аполлон и сирены (о ритуальной специфике Дельф) // Жертвоприношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней (HEPMHNEIA) / Сб. ст. под ред. Л. И. Акимовой и А. Г. Кифишина. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 534 с.: ил. — С. 199—212. — (Язык. Семиотика. Культура). ISBN 5-7859-0080-7, ISBN 978-5-7859-0080-6
  • (совместно с Глиняные таблички Горбуновского торфяника // Жертвоприношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней (HEPMHNEIA) / Сб. ст. под ред. Л. И. Акимовой и А. Г. Кифишина. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 534 с.: ил. — С. 269—277. — (Язык. Семиотика. Культура). ISBN 5-7859-0080-7, ISBN 978-5-7859-0080-6
  • Ночное странствие страждущего бога // Сфинкс, или Мифология бытия: сборник статей. Памяти Е. В. Мавлеева / Под ред. Л. И. Акимовой. — М.: Полет Джонатана, 2012. — 799 с. ISBN 978-5-94052-217-1
Монография:
  • Древнее святилище Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумерского архива XII—III тысячелетий до н. э. В 7 томах / Науч. ред. Л. И. Акимова. — К.: Аратта, 2001. — Т. 1.— 872 с. ISBN 966-7865-08-8
Неопубликованные книги:
  • Шумеро-вавилонский первосимвол (1968—1978), 30 а. л.
  • Шумеро-вавилонская литература. Транскрипции и перевод 39 поэм (многотомная) (1969—1998 гг.), ок. 50 а. л.
  • История Шумера по первоисточникам в 2-х т. (1970), 35 а. л.;
  • Шумеро-вавилонская эстетика (1978, диссертация), 15 а. л.
  • Русский народный календарь. Антология первоисточников" в 4-х т. (1986—1993), 200 а. л.
  • Древнее святилище Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумерского архива XII—III тысячелетий до н. э. В 7 томах (подготовлены к печати тома 2-3)

Примечания

  1. Под богом Солнца в его ночном пути. / Интервью П. В. Тулаева с А. Г. Кифишиным к 70-летию ученого. — М., 6 мая 2005, www.tulaev.ru
  2. Субетто А. И. Анатолий Георгиевич Кифишин: Открытие и расшифровка протошумерской письменности на стенах культового памятника «Каменная могила» // Эпоха русского возрождения в персоналиях: титаны русского возрождения. — Кострома: Изд-во Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, 2008. — Т. 1. — 500 с. — С. 451. ISBN 978-5-7591-0946-4
  3. 1 2 Субетто А. И. Анатолий Георгиевич Кифишин: Открытие и расшифровка протошумерской письменности на стенах культового памятника «Каменная могила» // Эпоха русского возрождения в персоналиях: титаны русского возрождения. — Кострома: Изд-во Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, 2008. — Т. 1. — 499 с. — С. 452. ISBN 978-5-7591-0946-4
  4. Кифишин А. Г. Западные кварталы Лагаша // Вестник древней истории, 1968, № 3. — С. 64-84.
  5. Дьяконов И. М. Письмо в редакцию: (По поводу статьи А. Г. Кифишина «Западные кварталы Лагаша») // Вестник древней истории, 1969, № 3. — С. 211—216.
  6. Кифишин А. Г. Ответ на письмо И. М. Дьяконова в редакцию ВДИ // Вестник древней истории, 1970, № 1. — С. 247.
  7. Акимова Л. И. Гениальный Никто // Кифишин А. Г. Древнее святилище Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумерского архива XII—III тысячелетий до н. э. В 7 томах / Науч. ред. Л. И. Акимова. — К.: Аратта, 2001. — Т. 1.— 872 с. ISBN 966-7865-08-8
  8. 22.03.1971 г. В. Белявский — В. Петрову // «Петровник» — дневник Петрова Валерия Александровича, а также избранные места из его переписки с А. Г. Кифишиным, В. А. Белявским, Б. И. Перловым и другими учёными. / Интернет-публикация, содержащая разносторонние сведения о И. М. Дьяконове, А. Г. Кифишине, В. А. Белявском, Б. И. Перлове и других советских востоковедах того времени. — 2007, dnevnik-petrova.livejournal.com
  9. 14.06.1971 г. В.Петров — В.Белявскому. // «Петровник» — дневник Петрова Валерия Александровича, а также избранные места из его переписки с А. Г. Кифишиным, В. А. Белявским, Б. И. Перловым и другими учёными. / Интернет-публикация, содержащая разносторонние сведения о И. М. Дьяконове, А. Г. Кифишине, В. А. Белявском, Б. И. Перлове и других советских востоковедах того времени. — 2007, dnevnik-petrova.livejournal.com
  10. Древнее святилище Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумерского архива XII—III тысячелетий до н. э. В 7 томах / Науч. ред. Л. И. Акимова. — К.: Аратта, 2001. — Т. 1.— 872 с. ISBN 966-7865-08-8
  11. Колинько Владимир, Корец Марина Ищут «Пуп земли» // газета «Труд», № 036 за 01.03.2002
  12. Sanscrit — Ростислав Антонович Грибов (1933—2001)
  13. ХIІ. Українська земля як один із центрів виникнення світової цивілізації, первісних витоків і початкових етапів нашої // Історія держави і права України: Навчальний посібник. — 2-ге вид., доп., випр. — Миколаїв: Вид-во МДГУ ім. Петра Могили, 2006. — 216 с. — С. 113 ISBN 966-3360-17-8
  14. О древнейшей на земле письменности, обнаруженной в Украине // Великая Эпоха (The Epoch Times) Русская редакция, 23-03-2006, www.epochtimes.ru

Литература

  • Акимова Л. И. Гениальный Никто // Кифишин А. Г. Древнее святилище Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумерского архива XII—III тысячелетий до н. э. — К.: Аратта, 2001. — Т. 1.— 872 с. ISBN 966-7865-08-8.
  • Субетто А. И. Анатолий Георгиевич Кифишин: Открытие и расшифровка протошумерской письменности на стенах культового памятника «Каменная могила» // Эпоха русского возрождения в персоналиях: титаны русского возрождения. — Кострома: Изд-во Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, 2008. — Т. 1. — 499 с. — С. 451—461. ISBN 978-5-7591-0946-4

Ссылки

  • Под богом Солнца в его ночном пути. / Интервью П. В. Тулаева с А. Г. Кифишиным к 70-летию ученого. — М., 6 мая 2005, www.tulaev.ru
  • Петров В. А. Дневник. Раскопки в Туркмении. Научная переписка 1970—1971 гг. // «Петровник» — дневник Петрова Валерия Александровича, а также избранные места из его переписки с А. Г. Кифишиным, В. А. Белявским, Б. И. Перловым и другими учёными. / Интернет-публикация, содержащая разносторонние сведения о И. М. Дьяконове, А. Г. Кифишине, В. А. Белявском, Б. И. Перлове и других советских востоковедах того времени. — 2007, dnevnik-petrova.livejournal.com


Кифишин, Анатолий Георгиевич.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47