Ковровский большевик

23-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

«Ковровский большевик» — бронепоезд, построенный на Ковровском машиностроительном заводе во время Великой Отечественной войны.

История строительства

15 октября 1941 года Военное совещание боевого участка № 1 города Коврова постановило: «Поручить члену военного совета т. Ухмылову обязать машиностроительный завод изготовить из пульмановских вагонов бронепоезд, одев в бронь паровоз. Обязать начальника станции Ковров тов. Богач выделить для машиностроительного завода 2 пульмановских вагона, а начальнику паровозного депо тов. Лоч выделить паровоз серии О-В»[1]. Из Брянска в Ковров был эвакуировал персонал завода «Красный профинтерн», который специализировался на производстве именно бронепоездов[2]. В создании бронепоезда также принимали коллективы завода имени Киркижа и электромеханического завода. В тяжёлых условиях шло строительство машины. Рабочие трудились сверхурочно, стремясь как можно быстрее отправить пополнение фронту. 9 ноября работы были закончены. Городской комитет обороны постановил присвоить бронепоезду имя «Ковровский большевик». Экипаж был сформирован из бойцов истребительных батальонов и боевых дружин, а также из добровольцев-работников ковровских заводов. Почти месяц бронепоезд стоял в городе — угроза Москве был снята, также стал невозможным прорыв немецких танков к Коврову. 18 декабря, после небольшого митинга, бронепоезд был отправлен в Москву. После прохождения проверки специальной комиссией во главе с Я. Н. Федоренко бронепоезд был присоединён к 43-му отдельному дивизиону бронепоездов[1]. Командиром бронепоезда был назначен бывший мастер ковровского завода капитан запаса Николай Фролов.

Боевой путь

На подмосковной земле «Ковровский большевик» принял боевое крещение: во время немецкого авианалёта на одну из станций экипаж мужественно защищал родное небо. Один из фашистских бомбардировщиков был сбит крупнокалиберным пулемётом, установленным по инициативе Сергея Монакова. Несколько членов экипажа, в том числе командир Н. Фролов, были награждены медалью «За оборону Москвы»[1]. Позже часть команды, состоящая из добровольцев-оружейников, вместе с командиром была отозвана назад — стране требовалось оружие и люди, кующие его. 9 из 18 отказались возвращаться[2]; среди них замполитрука Монаков, сержанты Мишин и Кузнецов, рядовые Леонтьев и Макаров[1]. Боевой путь «Ковровского большевика» растянулся от Москвы до Западной Украины. Бронепоезд участвовал в Брянском сражении и в освобождении Белоруссии. Весной 1942-го года бронепоезд принял бой с девятью «Юнкерсами» и вышел из схватки победителем. Враг потерял три самолёта. В 1944 году на Украине в боях за станцию Жмеринка был смертельно ранен командир бронепоезда Михаил Барляев. От ударов вражеских бомбардировщиков загорелся штабной вагон. Дежурному удалось спасти боевое знамя, вручённое бронепоезду ещё в 41-м, в Коврове. Последние бои «Ковровский большевик» провёл в предгорье Карпат. Позже был передан в резерв, а по окончании войны расформирован[1].

Литература

  • Ефимьев А.В., Манжосов А.Н., Сидоров П.Ф. Поезда одеваются в броню // Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945.. — М.: Транспорт, 1992. — 246 с. — ISBN 5–277–01631–7.

Примечания

  1. ↑ О бронепоезде «Ковровский большевик» — Н. Фролов
  2. ↑ «Ковровский большевик». Первый и единственный

Ковровский большевик.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47