Командир корабля — должность в Военно-Морском Флоте СССР и России. Командир корабля является прямым начальником всего личного состава корабля. Он является единоначальником и согласно Корабельному Уставу Военно-Морского Флота Российской Федерации отвечает[1]:
- а) за боевую и мобилизационную готовность корабля;
- б) за выполнение кораблем поставленных задач, применение оружия и использование технических средств, оборону и защиту корабля;
- в) за боевую подготовку;
- г) за воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние экипажа, внутренний порядок и организацию службы на корабле, укомплектованность корабля личным составом, подбор и расстановку кадров;
- д) за безопасность плавания и управления маневрами корабля;
- е) за состояние и сохранность корпуса корабля, оружия и технических средств, боеприпасов, топлива и иных материальных средств;
- ж) за организацию использования выделенного ресурса и топлива, своевременное предоставление времени для технического обслуживания оружия и технических средств боевым частям и службам;
- з) за подготовленность личного состава к борьбе за живучесть корабля, исправность и готовность к действию всех средств борьбы за живучесть;
- и) за санитарное состояние, финансовую и хозяйственную деятельность корабля;
- к) за соблюдение действующего правового режима морских пространств и правил взаимоотношений с иностранными военными кораблями и властями;
- л) за обеспечение ядерной и радиационной безопасности на корабле с ядерной энергетической установкой и предотвращение выбросов радиоактивных веществ за пределы корпуса корабля.
Командир корабля должен знать все свойства своего корабля, приобретать навыки в управлении им при изменении тактико-технических элементов вследствие полученных повреждений или возникших неисправностей и быть готовым к руководству борьбой с боевыми и аварийными повреждениями; принимать все меры к спасению корабля в случае аварии. В обстановке, угрожающей кораблю гибелью, командир корабля обязан своевременно принять решение на оставление корабля личным составом. Убедившись в невозможности спасти корабль, командир принимает решение об оставлении корабля пассажирами и личным составом. Сам он обязан покинуть корабль последним[2].
Примечания
- ↑ Корабельный устав Военно-Морского Флота от 1 сентября 2001 года. М.: Военное издательство, 2001. § 132
- ↑ Корабельный устав Военно-Морского Флота от 1 сентября 2001 года. М.: Военное издательство, 2001. § 165
См. также